К вопросу о конфликте на Украине

Нинель Сорокина
"Цивилизационно-политические и культурные различия Правобережной и Левобережной Украины определяли особенности формирования национально-культурной идентичности украинства в новое и новейшее времена. Первый, кто констатировал эту культурно-психологическую дихотомию украинского Востока и украинского Запада, был Тарас Шевченко.  Эту метафизическую расчлененность-разорванность страны ощущал и болезненно переживал молодой Павел Тычина: "Наш страшний суд прийшов. Це ж вiн укинув борозну, якоI вiк не переореш.Це ж вiн нам плюнув у Днiпро и роздiлив надвое". Художественная интуиция Шевченко и поэтические представления Тычины поразительно согласуются с современными концепциями Украины "между Востоком и Западом". Наиболее контраверсионной среди них является концепция "конфликта цивилизаций" Сэмюэля П. Хантингтона. Очерченная им линия цивилизационного разлома пересекает Центральную Европу от Финляндии, вдоль современных границ Латвии и Литвы с Россией, разрезает пополам Беларусь и Украину, отделяет Трансильванию от Румынии, Словению и Хорватию от остальной Югославии. Эта линия является осью водораздела между Западом и Всем Остальным Миром. Цивилизационные отличия Украины, точнее - ее "разделенность" между католическим Западом и православным Востоком будут, по прогнозу ученого, и далее определяющим фактором функционирования украинского общества" (из книги "Украина Incognita", Киев, 2004).

И НЕ ТОЛЬКО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, НО И РАЗВИТИЯ. РАЗВИТИЕ ЧАСТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ КОНФЛИКТ, ЧТО СЕЙЧАС МЫ И НАБЛЮДАЕМ. ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО КОНФЛИКТ МОЖНО И НУЖНО РАЗРЕШИТЬ ЦИВИЛИЗОВАННО, ЕСЛИ ЭТО КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, А НЕ КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ВАРВАРСТВА.

ТЕПЕРЬ О ДОНБАССКОЙ ТРАГЕДИИ. КОГДА  МЕНЯ СПРАШИВАЛИ И СПРАШИВАЮТ, ОТКУДА Я РОДОМ, Я ОТВЕЧАЮ: ИЗ ДОНБАССА. ЕЩЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ЖИТЕЛИ ДОНБАССА (НЕ ВСЕ, РАЗУМЕЕТСЯ, НО БОЛЬШИНСТВО) СЧИТАЛИ ДОНБАСС ОСОБЫМ РЕГИОНОМ, СВЯЗАННЫМ ИМЕННО С МОСКВОЙ, РОССИЕЙ, НО НЕ С УКРАИНОЙ. ЗНАЧИТ, ПО ЛОГИКЕ КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ, НУЖНО ЗА ЭТО СТЕРЕТЬ С ЛИЦА ЗЕМЛИ ЭТУ ТЕРРИТОРИЮ? Я ПРОТИВ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ, НО Я НЕ МОГУ НЕ ПРИЗНАТЬ ТОГО ФАКТА, ЧТО ОПОЛЧЕНЦЫ ВОЮЮТ ЗА СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЗА ПРАВО ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ЦИВИЛИЗАЦИИ, С КОТОРОЙ ОНИ СВЯЗАНЫ ТЕСНЫМИ УЗАМИ.