На окраине Лондона

Елена Маркочева
В Лондоне для русского человека совсем непривычно разноцветие лиц. Выходишь на улицу на одной из конечных станций легкого метро Woolwich Arsenal- попадаешь в Вавилон. Рынок рядом со станцией с виду похож на рынок наш, привычный, но подойдешь к прилавкам- все диковинное. Вот сидит индийский сикх, представитель  народности, где мужчины всю жизнь не стригутся и не бреются. У них вырастают очень длинные волосы и они их прячут в массивную яркую чалму. Сикх продает индийскую одежду и ткань для чалмы. Напротив него сидит чернокожая женщина и продает цветастые, на вид весьма некачественные сарафаны ярких геометрических расцветок. Подхожу к ее прилавку- она на меня поднимает удивленные глаза, мол, что ты, белая, смотришь африканскую одежду. Примерно такое же удивление вызвала я, зайдя в магазин «Все для волос и красоты», предназначенный для чернокожих. Там даже флакончики с краской и шампунями пестрят фотографиями не белых девушек, а сплошь чернокожих.Там же, кстати, продаются капроновые колготки только темно-коричневых оттенков.

Возле магазина прямо на траве расположилась группа из Средней Азии в национальных одеждах- чего-то ожидают. Совсем недалеко вытянулся ряд парикмахерских для местных. Я такое видела, наверное, только в Индии. Стоят офисные стулья напротив не очень чистых зеркал, афроамериканка стрижет афроамериканца, а своей очереди ожидают еще несколько таких же людей, сидящий на офисных стульях уже почти на улице. Тут же в витрине «салона красоты» выставлены подержанные туфли, сумки- а вдруг клиенту понадобится! Причем туфли с витрин попадали и висят, валяются вокруг. Рядом с парикмахерской прогуливается чернокожий мужчина в длинной белом балахоне, как у арабов. Недалеко от него идет чернокожая дама, ярко накрашенная, с огромными бигуди на голове. Кстати, как раз в одну африканскую лавку, называющуюся «Фото и пересылка денег» я зашла сделать ксерокопию паспорта. Добродушный черный мужчина в круглых очках, как у Пьера Безухова, пока делал копии, вскользь сказал мне, что ему нравится Россия и он там два раза был. Не всякий европеец похвастается такой географией путешествий!  После одной такой прогулки «в магазин» к станции метро прихожу домой с ощутимо пошатнувшейся картиной мира.

Известно, что в Англии принято все время говорить «сорри», даже если ты просто немножко преградил дорогу человеку в магазине собой же, или случайно дотронулся, или просто стоишь и загораживаешь товар, который хочет посмотреть другой. Ходит шутка, что англичан воспитывают так, что даже наткнувшись ночью на угол стола, они скажут ему автоматически «сорри». Так вот, несмотря на то, что район Woolwich считается бюджетным, то есть для бюджетников, сидящих на пособиях, деклассированных элементов, здесь везде- английская вежливость. Идут эти пестрые национальности по улице, сами идут в кучке, шумят, но если чуть-чуть тебя задели рукой или локтем, говорят смиренное «сорри». А однажды шла довольно поздно в свою съемную квартиру, вижу-  идет на меня странный мужчина в обшарпанной одежде и низко сидящих широких джинсах. Я испугалась, приближаюсь к нему, напряглась, думаю, сейчас дам отпор. А он слегка отошел от меня, развернулся и тихо, даже вкрадчиво произнес: «сорри».