Нет ничего страшнее голода...

Татьяна Беклемышева
   В Кронштадте, около Синего моста через Обводной канал, моё внимание привлекла  табличка и странные фигурки рыбок на железной подставке.

  На тумбе набережной сидела очень пожилая женщина и на газетку, расстеленную рядом, крошила, отламывая от булки, маленькие кусочки. Часть она отправляла в рот, медленно пережёвывая, а другие подгребала горочкой.

  Я тоже устала. Поэтому присела на противоположный край тумбы. Женщина не обращала на меня внимания. А вот мне было очень интересно!

  У меня тоже была булка с повидлом и баночка сока. Место было пустынное. Да я и никого не знала в этом городе. Чего же тогда стесняться!

  Женщина с улыбкой повернулась в мою сторону.
  - Проголодались? Ох, милочка, кушайте, кушайте! Нет ничего страшнее голода!

  Она отправила очередную щепотку крошек в рот: бережно и очень аккуратно.
  - А я попросить Вас хочу: вот, с газетки в водичку высыпьте хлебушек!  Я раз в месяц всегда колюшек подкармливаю и прощения прошу у них, что в блокаду сачком ловила до самой маленькой рыбёшки. И спасибо говорю. Раньше чаще приходила. Вы меня ничего не спрашивайте. Прочтите там табличку. Всё поймёте! Мне не только ходить, мне и говорить трудно. Особенно об этом...

  Я выполнила просьбу женщины. Даже спустилась по лесенкам ближе к воде. Прочитала и надпись с благодарностью маленькой рыбке колюшке, ставшей для многих спасением в голодные блокадные дни.

  Мне тоже не хотелось говорить. Вернулась, положила перед ней сложенную газетку. Молча поклонилась. Она махнула мне рукой - поблагодарила. И я ушла.

  Наверное, нужно было спросить, как она доберётся до дома, предложить помощь. Но мне показалась, что там, на тумбе, я ей мешала думать о чём-то своём. Моё присутствие было лишним.

  Обратно я возвращалась тем же путём. Моей женщины уже не было.
Я ещё раз посмотрела на зеленоватую воду Обводного канала и мне показалось:  множество маленьких шустрых теней скользило почти по поверхности. Достала оставшийся кусочек булки, мелко покрошила и бросила вниз:
  - Ешьте, колюшки! Нет ничего страшнее голода! Или есть?

  Наверное - утрата Памяти.


Ступеньки вниз... Никто не ведал:
Жизнь иль смерть. Споткнусь невольно.
С ладошки пали крошки хлеба.
Пусть будет колюшка довольна!

Колюшка - очень маленькая рыбка с колючками на спине, которую рыбак даже на корм котам не возьмет. Вместо чешуи ее бока покрыты костными пластинками, как панцирем. Перед спинным плавником и на брюхе - по три шипа (из интернета)