С кувалдой по жизни

Натуропат Владимир Красилов
Спасаем громко, убиваем втихушку.

В начале сентября пресс-служба Государственного комитета по туризму Хакасии сообщила, что в рамках празднования «Дня Енисея» и Всемирного дня туризма проводится конкурс проектов муниципальных экскурсионных маршрутов «Река жизни».
Цель конкурса - популяризация туристических маршрутов, что соответственно должно повлиять на  благоустройство прибрежных зон в муниципальных образованиях. Разумеется, в тех населенных пунктах, где есть  реки и речки.
 
Справка

30 января 2012 года указом губернатора Красноярского края последняя суббота сентября была объявлена Днём Енисея.
День Енисея в Хакасии учрежден Постановлением Главы Республики Хакасия от 11.07.2012 г. №41-ПП. Официальным днем ежегодного экологического праздника также объявлена последняя суббота сентября
Всемирный день туризма (англ. World Tourism Day) — международный праздник, учрежденный Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году в испанском городе Торремолинос. Отмечается 27 сентября. В России отмечается с 1983 года.
Цель праздника — пропаганда туризма, освещение его вклада в экономику мирового сообщества, развитие связей между народами разных стран.
В этом году тема  Всемирного дня туризма (ВДТ) - «Туризм и общинное развитие».
По другим данным  девиз ВДТ - «Туризм и водные ресурсы: защита нашего общего будущего».
Собственно, организаторы хакасского конкурса сделали хороший ход -«закольцевали» праздничные мероприятия: подумать и представить новые проекты, которые будут иметь экономическую и экологическую выгоду. Тем более что в Хакасии муниципалитетам (общинам) есть, где развернуться. Свободных водных ниш предостаточно.
Так, на официальном республиканском туристическом сайте (www.vsya-khakasia.ru) всего лишь   два маршрута по горным речкам, где можно отдохнуть, порыбачить и пр. Это, как говорится, де-юре. А де-факто предложений на порядок больше.
 
Почему предприниматели до сих пор не легализуют и не заявляют о своих реальных возможностях в части водного туризма – вопрос, конечно, интересный, но в данном случае неуместный.

«Без воды ни туды и ни сюды»

  Анекдот начала 90-х прошлого века.

На российский завод по производству комбайнов приехали японцы за очередной партией машин.
- Мы рады, что вам нравятся наши комбайны, - говорит директор завода, подписав договор о продаже крупной партии машин. - Но скажите, зачем вам столько комбайнов?
- Откроем вам секрет: мы из одного вашего большого комбайна делаем пять маленьких грузовиков или десять легковых автомобилей.
У этого анекдота будет продолжение.

Еще один факт из обычной  жизни японцев. Все жители страны восходящего солнца при наличии земельного участка непременно устраивают сад, где есть место для воды (ручья, водопада, водоема - в зависимости от желания хозяина). В основе этой традиции много причин. Одна из них доступна для понимания вне зависимости от национальности. Это физиология. По данным ru.wikipedia.org: «Тело человека состоит в среднем на 60% из воды, на 34% из органических веществ, на 6% — из неорганических (для разного возраста приводимые отношения меняются)». По другим источникам,  человеческий  организм на 80 процентов состоит из воды. Это разночтение не существенное для того, чтобы понять и принять: человек «без воды ни туды и ни сюды». Все специалисты, которые заботятся/зарабатывают на нашем здоровье хором советуют: для того, чтобы быть  в норме, человеку необходимо ежедневно пить около 2 литров воды. Желательно употреблять  качественную воду.
 
Последнее условие  для большинства населения земли год от года становится все менее доступным. Одна из ближайших бед землян – дефицит обычной питьевой воды. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что загрязнение гидросферы привело к острой нехватке питьевой воды во многих странах мира. По данным ВОЗ, 80 % сельского населения и 23 % городских жителей не обеспечены доброкачественной водой. Питьевая вода загрязнена, по этой причине ежегодно умирает до 9 млн. человек.

Три последних десятилетия земляне серьезно озаботились проблемой сохранения водных ресурсов. Есть представительный перечень праздников, которые имеют прямое отношение к этой проблеме: Всемирный день водно-болотных угодий (2 февраля), День действий в защиту рек, воды и жизни (14 марта), Всемирный день охраны водных ресурсов (22 марта). Кроме этого еще есть около десятка экологических праздников, которые в той или иной мере имеют отношение к охране и сбережению водных ресурсов.
Глобальность проблемы, пожалуй,  прочувствовали, а предметность - на местной фактуре. Недавно общероссийская экологическая общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала рейтинг  субъектов РФ. Хакасия, по мнению экспертов экологии, занимает 48 место. В прошлом году она была на 40 месте.

 Кстати, в десятке лучших всего лишь  два региона Сибирского федерального округа: Алтай - 4 место, Томская область — 6 место.   Для полной картины еще два примера: Тува – 60 место, Красноярский край – 77-е…

Одним словом, Хакасии есть куда стремиться, надо лишь определиться с направлением…

Вектор падения

По многочисленным официальным заявлениям представителей власти республики и муниципалитетов, есть намерение преуспеть во всех направлениях, в том числе в развитии туризма.

 Главы Абазы Николай Байбородов и Ташпыпского района Василий Шулбаев по случаю и без оного говорят о туристическом потенциале подведомственных территорий. Скоро год, как они подписали соглашение о сотрудничестве в области развития туризма.
Однако в нынешнем конкурсе «Река жизни» ни вместе, ни отдельно Абаза и Таштып участие не принимают.

Главный специалист по туризму администрации г. Абаза Светлана Пискунова сказала, что в этом году «мы только начинаем развивать это направление». По её словам, предприниматели инертные: они не проявляют инициативы и не откликаются на предложения. Поэтому среди участников республиканского конкурса абазинцев не будет.

 Главный специалист по туризму администрации Таштыпского района Максим Коцан сообщил, что у него была одна заявка на участие в конкурсе. Но предприниматель предложил проект, который не соответствует условиям конкурса: «Нам представили проект туристического маршрута на 5 минут, а требуется 2 часа».

На туристическом информационном сайте г. Абаза выложены 9 сообщений, из них два – информация об открытии инфо-центра и  рекламный ролик. Остальные сообщения - о мероприятиях, которые стали возможны, благодаря тому, что было  создано за предыдущие 25 лет, ни одного на базе того, что не сделано за минувший год.

В рекламном ролике есть интересное предложение: глава города в перечне туристических услуг говорит об экскурсиях на шахту ООО «Абаканский рудник» (собственник ООО «Руда Хакасии»). За минувший год пока известно об одной такой экскурсии – правительственной делегации во главе с Виктором Зиминым. Это было в прошлом году. В нынешнем, пожалуй, не до экскурсий: после падения лифта на Главном стволе («Трагедия на Абазинском руднике», «Шанс», №29), в результате чего пострадали 9 человек.

Но резон в предложении главы города есть. Для этого надо включить креатив: в Абазе можно водить наглядно-показательные экологические экскурсии о воздействии человека на реки. Здесь за полвека хозяйственной деятельности почти уничтожили три реки: Рудная Киня (в некоторых источниках она упоминается, как Первая), Средняя Киня и Дальняя Киня.
Вполне возможно, что по этой причине в общероссийском реестре рек нет этих водных источников. Нет упоминаний об этих реках в «Энциклопедии Республики Хакасия» : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Абакан : Поликор, 2007.

В буквальном смысле на русле этих рек в 50-60-е годы прошлого века построили промплощадки рудника, ТЭЦ, леспромхоза, лесокомбината, нефтебазы,  перевалочной базы асбеста.
Прессанули так, что сегодня даже в Абазе  мало, кто помнит о существовании этих рек.

«Таблица Менделеева»

Одноклассница Людмила позвонила и спросила:
- Ты не знаешь о конкурсе «Река жизни»? У меня внук просит помочь написать сочинение. Не подскажешь, о какой реке лучше писать?
О школьном конкурсе я не знал. В разговоре уточнили тему работы: надо рассказать о реке, как об источнике жизни. Вообще-то, выбор объектов достаточно богатый, рек хватает. Начинаем вместе перечислять и тут же отсевать:
- Абакан не подходит, потому что   банально, многие будут писать об этой реке. На  Енисее мальчишка не был. Таштып – не наш. А что если о реке  Она?
Напоминаю однокласснице: «Ты же живешь на берегу реки Средняя Киня…»
- Издеваешься, да?! Какая река?! Одна грязь!
Она начала рассказывать об ежегодных весенних подтоплениях, о том, что на её усадьбе «вся таблица Менделеева»: «У нас на улице во время паводка на все огороды приходит грязь с шахты и ТЭЦ».
Потом Людмила вспомнила, что её отец и дед были рыбаками. В 60-е годы у них прямо рядом с домом был причал, лодка на привязи.
- Сейчас в это даже трудно поверить: теперь всё русло испохабили, речки-то нет, её завалили, русло заилилось, - говорит Людмила.

По случаю вспомнил давнюю историю. В конце 60-х я стал невольным свидетелем разговора двух стариков – старожилов Абазы. Они рассказывали, как в довоенное время абазинцы заготавливали хариус на зиму. Русло реки Киня, до соединения Рудной и Средней, было поделено между семьями на участки. Во время нереста на реке собирались от малого до старого. Мужики с деревянными лопатами заходили в воду и выбрасывали рыбу на берег. Здесь хариус подбирали дети,  женщины его обрабатывали и укладывали в  бочки для засолки. Потом эти бочки по домам развозились на подводах. Хариуса запасали столько, что хватало до следующей «рыбалки».
- У меня же бывший сосед Михаил рыбак. Он еще мальчишкой на Кине ловил рыбу, - говорит Людмила.
Михаил ныне пенсионер, ветеран рудника, с удовольствием вспомнил рыбалку детских лет:
- На Средней Кине, под Таштыпским перевалом, сделали карьер. В таком количестве и такого хариуса я больше никогда не видел. Это был огромный хариус черного цвета с зеленым отливом. Он стоял косяком и не реагировал ни на одну нашу приманку. Мы с пацанами раздобыли сетку и пришли рыбачить. Хариуса уже не было, вообще не было рыбы: на берегу валялся карбид. Кто-то глушанул рыбу. После этого рыба туда не заходила.
Он начал рассказывать о том, как собирал с пацанами и девчонками по берегам Рудной Средней и Дальней Кини смородину, малину, чернику, бруснику, орех…
- В наше время, если до 15 сентября принесешь домой кедровую шишку, то отец выпорет: категорически запрещалось раньше срока брать орех, - говорит Михаил. – Старики думали о природе, о завтрашнем дне.
- Хорошие примеры для сочинения, - говорю Людмиле.
- Если мой внук напишет такое, то завтра его отца попрут с работы. Чего уж теперь вспоминать того, что не вернешь.
- Я недавно был на рыбалке на Оне. Встретил там новосибирцев. Мужики были в восторге от мест, рыбалки. Потом назад возвращался и на месте их стоянки увидел баллончики из-под дихлофоса. Они при помощи этой заразы рыбу ловили. Что за люди?!
- Вот об этом можно будет написать, что всякие пришлые гробят нашу природу! – воодушевленно сказала Людмила.
Под рудными, шлаковыми, древесными отходами окрестных, родных рек не видно. Родных – это, пожалуй, слишком. Среди местных старожилов, в том числе аборигенов – представителей титульной народности, не нашел человека, который сумел бы перевести на русский язык неведомое слово «Киня». Предположили, что слово чужое или столь давнее, что смысл его забыли.   
А реки с этим именем есть, они еще живые.
Безнаказанно. Безоглядно
Хозяин дома на улице Речной, что на берегу Средней Кини,  рассказывает, что живет здесь 17 лет. Плотное соседство с рудными отвалами его не беспокоит.  Он посетовал лишь на то, что последнее время вода в его колодце стала зеленой:
- Это из-за того, что три года назад почистили русло реки.
 Кстати, он сделал колодец, по его словам, на роднике. До проведения дренажных работ в извилистом и местами исчезающем русле реки он видел рыбу: «Крупного хариуса не видел, а мелочь заходила. Теперь и её нет».
Однако норов у реки остается. Мужик вспомнил, как в середине 2000-х Средняя Киня во время весеннего половодья вырвалась бешенным потоком из-под отвалов и начала размывать автодорожное полотно, устремляясь к мосту. В этом году река вновь показала характер и силу, размыв железнодорожное полотно около нефтебазы.
Все мои собеседники категорически не хотели размышлять о том, что в течение полувека люди мешают и уничтожают три реки. Безнаказанно. Безоглядно.
- Природа природой, а жить-то на что-то надо…Металл стране нужен был и в прошлом веке и сегодня, - общий вывод респондентов.
Это тот самый металл, который, в частности,  шел на производство комбайнов и другой советской техники и оборудования.
 
25 лет фирмы Вторчермета, как грифы советско-российской промышленности, трудятся на просторах России и ближнего зарубежья, поставляя металл в Японию, Южную Корею, Китай.  Вполне возможно, на производство тех же самых автомобилей. Сегодня каждый четвертый абазинец на «бэушном» легковом автомобиле японского/корейского/китайского производства катит на рыбалку или на шашлыки на берега Оны, чтобы насладиться уходящей красотой Западных Саян. Катит на чудо-технике, в которой, возможно, есть частица его труда или его предков, чтобы посмотреть и послушать течение воды.
 
Это японцы/корейцы/китайцы у себя в личных садах устраивают места водных медитаций, а у нас, например, в той же Абазе, уже никто и не вспомнит, когда последний раз видели  работающие фонтаны, которые стоят в аляповатом убранстве оцинкованного железа. Стоят, как памятники, окрашенные серебрянкой.

P.S. Креатив надо включать. Бизнес-проект по разработке и  продвижению туристических маршрутов по рекам Рудная Киня, Средняя Киня и Дальняя Киня может быть востребован на рынке туристических услуг. Особо в сочетании с экскурсией на шахту. Оба погружения дадут массу впечатлений, а главное -  встряску мозгов. Возможно, в результате таких экскурсий человек вспомнит, что он часть природы и отнюдь не главная, как его бренные и преходящие материальные ценности.

Это реки были, есть и будут, как бы их не пытались уничтожить. Нам бы хватило нашего «века жизни» понять, что срок жизни рек на тысячелетия, а память воды - до скончания Вселенной.