Флотское эссе. Купель адмирала III

Садовский
                Флотское эссе. Купель адмирала – III.

Продолжение. Начало: «Флотское Эссе. Купель адмирала –I, II». http://www.proza.ru/2014/08/12/1608


    
     Владимир Комоедов  в июле  1974 года стал командиром  корабля, того самого малого противолодочного МПК-85, о котором  речь шла выше.   Лишь два года понадобилось ему  для этого, чем не адмиральская поступь! Но тогда об адмиральских звёздах  он и не мечтал. Словно мальчишка, радовался, что  присвоили старлея. Ведь это была его первая звёздочка, заработанная на службе, хотя  находился в  должности капитана третьего ранга. Но просто занимать должность было не в характере  Владимира.  Его корабль должен быть по всем показателям лучшим в дивизионе, в бригаде и даже в базе. А почему бы нет!  Ведь горшки то не боги  обжигают!

    Вывести боевой корабль в передовые - непростая задача даже для опытного командира, настолько многогранно это понятие - передовой.  И каждая  одна грань должна быть, по меньшей мере, не хуже другой. Мне пришлось наблюдать  и  участвовать в том, как этот же корабль выводил в лучшие мой командир Алгашев, предшественник  Комоедова. Он, как многоборец, блестяще  работал в море, стрелял без промаха по воздушным и надводным целям, шестым чувством охотника находил подводную лодку и не давал ей спуску, пока она не всплывала, и на её рубке не появлялся сконфуженный  визави.  Во время войны ему не было бы цены. Но в мирное время  этого было недостаточно. Жёсткий комплекс курсовых задач должен ежегодно сдавать  боевой корабль, а значит его командир. Не все задачи Алгашев преодолевал  так же превосходно, как действовал в море. Порой пара недоработок в организации службы на корабле пускали дело насмарку. Ох,  и нелёгкое это командирское дело выучить и сплотить команду, которая ровно, без срывов отрабатывает все задачи и в море, и у причала.
 
       Командир корабля МПК-85  Алгашев, будучи небольшого роста,  считал, что на флоте в фаворе высокие и стройные офицеры, они  всегда на виду и делают карьеру  быстро. Порой, после очередной, пусть мелкой неудачи, ловил себя на мысли, что будь он повыше ростом, разве бы кто обратил внимание на такой пустяковый просчёт.  Что же, быть может, он был прав.

     Владимиру Комоедову  на недостаток мужской стати жаловаться не приходилось. Выше среднего роста, крепко сложенный, с правильными волевыми чертами лица. И характер соответствовал   внешнему образу – уверенность в себе и в свои возможности, настойчивость в достижении поставленной цели  и спокойная  несуетливая решительность. Чем не командирские качества?  Такие могут вести за собой. Но и этих человеческих  качеств  недостаточно, чтобы стать командиром корабля, а тем  более  командиром соединения кораблей. Он должен быть образован и образован не формально, а  по сути, должен много знать  и уметь применять или использовать эти знания  в своей повседневной работе.  Причём для  офицеров,  успешно продвигающихся по служебной лестнице,  процесс приобретения новых знаний, как развитие и углубление имеющихся, не прекращается.    Для этого, как говорят в народе, у человека должна быть  светлая голова.
     А разве не светлая голова была у того мальчишки из рабочей семьи, который   в 1967 году окончил  в Никополе среднюю школу №19 и отправился вместе  с друзьями, также мечтающими о флоте, поступать  в Военно-морское  училище  им Фрунзе, в Ленинград. Восемь  их было абитуриентов – поступил только  Володя Комоедов.

     Родился  Владимир Комоедов   14 августа 1950 года. Мечта стать военным морякам  зародилась в детстве. Никополь расположен на Каховском водохранилище так, что с двух сторон окружён водой. Конечно, не море это, но с раннего детства  наблюдал  Володя  проходящие по водохранилищу  и заходящие в порт  Никополь  грузовые суда. Любовался   белоснежными красавцами -  пассажирскими теплоходами, великое множество которых в середине  прошлого века курсировало по Днепру. В пятидесятых это были архаичные колёсные  тихоходы, сменили их  винтовые дизельэлектроходы. А в начале  шестидесятых на Каховском водохранилище  появились удивительные быстроходные пассажирские  суда  на подводных крыльях  «Ракета», которые быстро завоевали популярность  среди  населения  прибрежных  городов и посёлков.  Но всё это не военный флот, как бы  не были красивы и заманчивы  речные суда для мальчишки.

       Впервые военные корабли  лицезреть воочию будущему адмиралу довелось на  военно-морском параде  кораблей  на Неве. Дело в том, что в Ленинграде проживала его бабушка, мама   отца Петра Владимировича  Комоедова,  и  Володя  в летние каникулы часто посещал родных.  Летом 1961 года  его пребывание  в  северной столице совпало  с  последним воскресеньем  июля, то есть Днём Военно-морского флота.  На Неве в кильватерную колонну выстроились украшенные  флагами  расцвечивания  боевые корабли  Балтийского флота.  У какого нормального мальчугана не  перехватит дух при виде таких грозных  красавцев. Хоть и выкрашены  корабли  в неприглядный, казалось бы,  шаровый  цвет,  но строгая гармония  линий  и пропорций основных размерений,  веская   флегматичность  орудий   завораживает  взор,  рождая в мальчишеском сердце немой восторг.

       В толпе зрителей, смакующих  вид  боевых кораблей, всегда найдётся  знаток, который, упиваясь осведомлённостью,  поясняет  окружающим  типы  кораблей. Володя  внимательно  прислушивается  и с  замиранием  поедает взглядом  корабли, на которые указывает  добровольный  экскурсовод.Стараясь запомнить, чуть слышно он  повторяет вслед завораживающие слова:
    -  Эскадренный миноносец, эсминец  тридцатка «бис»….Эсминец 56 проекта, красавец…Сторожевой корабль- «полтинник», сила.. Большой морской  охотник,  БМО, старый служака...
  Молодая женщина  под впечатлением  такого величественного  зрелища, как парад военных кораблей, нисколько не боясь выглядеть профаном в морском деле, задаёт вопросы, которые  и сам  был бы не прочь задать  Владимир.
  - А какая разница  у этих, как вы сказали, эсминцев? Да ведь они же совершенно одинаковы, и на одном и на другом две трубы,  и пушки  такие же, спереди и сзади! Правда,  номера  на борту у них разные, у одного 857, у другого - 267 (реальные бортовые номера эсминцев, участвовавших в параде 1961 г.)
    - Такие, да не такие. Это же разные проекты,-   с широкой снисходительной улыбкой  на рябом скуластом  лице поясняет  специалист, -  Это поначалу кажется, что они одинаковые, а вы приглядитесь. Видите бортовой номер 857?  Это эсминец  «тридцатка» бис, у него нос выступает над палубой, полубак называется. А вот у бортового номера 267   палуба гладкая, никаких выступов.  Это наш новейший  эсминец 56 проекта.
      Женщина, почувствовала, что взбалмошным  любопытством  привлекла  внимание  окружающих мужчин. А ей того то и надо, потому продолжает допрашивать знатока.
   -  Вот интересно,  а почему Вы называете эти корабли «тридцатка «бис» и «полтинник»?
На что  рябой  сконфузился и, похоже, исчерпав эрудицию,   ограничился ответом, что, мол, так их называют на флоте.
    Владимир с  жадным интересом всматривался  в  силуэты  кораблей и, как в той популярной головоломке  шестидесятых  годов «Найди отличия»,  с азартом  выявлял  их одно за другим. Пройдут годы. Владимир Комоедов будет участвовать во многих парадах  военных кораблей и даже принимать  их, обходя строй кораблей на  адмиральском катере, но всегда с улыбкой  будет вспоминать  свой первый парад  в День Военно-Морского Флота  1961 года.

  Яркой  картинкой золотого детства останется  навсегда в памяти   тот июльский   денёк, когда он, одиннадцатилетний,  на  гранитной набережной Невы, в толпе таких же зевак,  с восхищением наслаждался  видом   военных кораблей и, затаив дыхание, слушал  пояснения  случайного прохожего.  Да, в тот день, именно в тот день он по - детски   просто решил свою дальнейшую судьбу, задавшись целью стать военным моряком. 

       Уже во время учёбы в Военно-морском училище  Владимир узнает, что  тридцатка  «бис»  это первый эсминец  послевоенной постройки  проекта  30 второй серии, о чём говорит приставка «бис».  Массовое строительство кораблей этого проекта, а  построено  их было с 1948 по 1953 год  около 69 единиц,  значительно укрепило советский   военно-морской флот, понёсший значительный урон в период  войны.  Именно эти корабли  впервые  начали  выполнять  боевые задачи на просторах Мирового океана.  В строю находились они долго. Два послевоенных  поколения  моряков, отцов и сыновей  почти сорок лет штурмовали  моря и океаны на эсминцах  проекта тридцать  «бис».

  А  «полтинник» - это  не менее знаменитый и столь же удачный этап развития  военного кораблестроения,    сторожевой  корабль  проекта  50. В его создании принимал участие  замечательный  конструктор военных кораблей Борис Купенский, который на завершающей стадии проекта стал его главным конструктором. Это было  «пробой пера», талант кораблестроителя от бога  раскрыл он в  создании  корабля ПЛО ПВО проекта 61 и тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144, один из которых «Пётр Великий» и по сей день защищает интересы России и не имеет себе равных в мире.  По тиражу СКР проекта 50  превзошёл   даже   эсминец 30 «бис». Их было построено  84 единицы.  Многоцелевой,  быстроходный, мореходный  корабль   быстро превратился в  «рабочую  лошадку» всех  советских флотов и надёжного стража  ближней морской зоны.  Корабль в полной мере отвечал требованиям к сторожевикам, являясь по сути  классикой   семейства сторожевых кораблей.  С равным  успехом  мог противостоять   серьёзному надводному  и подводному противнику.  Недаром в списках кораблей, противостоящих  американскому шестым флотом   в Средиземном море  в период  шестидневной войны 1967 года, числятся неприхотливые солдаты моря – «полтинники».  Неприметный на фоне   американских фрегатов и, тем более,  авианосных   голиафов, русский сторожевик  отрезвлял  высокомерных янки   тремя  стомиллиметровыми  стволами. «Мал комар, да кусач» - говорят  в народе.  Хоть и не придётся Владимиру походить  командиром  такого  крепыша,   но будут  они  служить вместе до  начала 90-х годов, когда  «полтинники», физически и морально устаревшие, честно и  с лихвой выработавшие  ресурс за почти сорокалетнюю  беспокойную жизнь, латаные и перелатаные, пойдут  на списание.
         
     В параллель парадному кильватеру  больших кораблей  стояли    странные  небольшие суда с  крупными наклонными  конструкциями на палубе. Знаток не смог сказать ничего вразумительного об этих кораблях . И неудивительно, ведь на том параде впервые были показаны на всеобщее обозрение  ракетные  катера, которые  только что прошли ходовые испытания и  пробные стрельбы. Знаменательно то, что это были первые корабли с ракетным вооружением,  представленные на всеобщее обозрение.  На каждом последующем  параде    всё новые, более совершенные корабли будут удивлять толпы простых зрителей и иностранных военных специалистов  на  парапетах Невы. Начался  период  бурного развития  советского Военно-морского флота, говорят «золотой век», правда, длился он всего лишь тридцать лет, ибо последующие за этим   годы новые «хозяйчики» страны  не оставляли подлых попыток  расправиться с  русским флотом. 

     Когда изучаешь послужной список   адмирала   Владимира Комоедова, то восхищаешься стремительностью его  военной карьеры. Но какой бы она ни была быстрой, а от  его прихода на  мой  МПК -85 в 1972 году в  звании лейтенанта до  получения  первого адмиральского звания  контр-адмирал прошло ровно двадцать лет.  Удивительно ещё то, что  все эти двадцать лет  он  прослужил и добился адмиральского звания в возрасте сорока двух лет  на Балтийском флоте. А это  более сложная  задача, чем  сделать карьеру  на Северном  или Тихоокеанском флотах, на которых  в те годы постоянного пополнения  новыми  кораблями второго ранга и  атомными подводными лодками капитаны первого ранга появлялись, как грибы  после тёплого летнего дождя. Все молодые офицеры  знали, что если хочешь сделать быструю карьеру – просись на Север или  на  Тихий.
     На первых ступеньках карьеры Владимир продвигался быстро, ему хватало каких-то полтора - два года, что бы его заметили и  использовали его  способности на  более высокой должности или же  направляли на  учёбу  для  возможности его использования на  более ответственных должностях, требующих  соответствующий уровень  теоретической и специальной подготовки.  Так  уже после 2 лет пребывания на посту командира  малого противолодочного корабля начальники заметили  командирскую хватку и  незаурядные способности   старшего лейтенанта Владимира Комоедова.   По разнарядке  военно-морской базы Балтийск    осенью 1976 года   он стал слушателем  Высших специальных офицерских классов ВМФ в Ленинграде.

      Флотские офицеры знают, что путь в командиры  кораблей третьего и тем более второго ранга  пролегает через  успешную учёбу на  ВСОК ВМФ. Многие морские офицеры  так и не смогли  достичь этой ступеньки, да и далеко  не все  закончившие эти классы  стали впоследствии успешными командирами и военачальниками. Слушатели  ВСОК ВМФ в своём большинстве   молодые капитан-лейтенанты и капитаны третьего ранга, которые  уже  послужили на кораблях не один год, проявили себя    с лучшей стороны, считались перспективными  и  планировались на повышение.
 
     ВСОК ВМФ – это  необычное  военно-морское учебное заведение. Своему основанию и архаичному  названию «классы»  оно обязано  созданному в Кронштадте в  1874 году  Минному офицерскому классу. Работа минного класса была настолько успешной, что  следом поспешили создать Артиллерийский,  Подводный  и  Штурманский, которые работали независимо  один от другого.  После  революции   разрозненные классы объединили в  одно высшее учебное  заведение, которое и назвали   «классы»,  только Соединённые  специальные офицерские. Со временем название «соединённые» утратило своё значение. Его сменили на «Высшие».  Позиция ВСОК ВМФ в иерархии военно-морского образования находится между   высшими военно-морскими училищами  и  Военно-морской академией.

      Имеются различные сроки обучения в зависимости  от  целей поставленных персонально перед  офицером  направленным  командованием во ВСОК. Краткие  курсы проводятся обычно  для офицеров, которых  переводят на должности командиров  кораблей  или боевых частей  кораблей  второго ранга.  Базисный девятимесячный (годичный) курс предусматривает  обширную и глубокую теоретическую подготовку слушателей. Тем не менее,  в любом случае главным  стержнем  программы  подготовки  является  обучение практическим навыкам  управления  боевым кораблём,  тактики ведения  боя  и применения  оружия. Капитан-лейтенант  Владимир Комоедов  стал слушателем   базового курса  и впоследствии  убеждался неоднократно  в том, насколько   необходимые  и полезные знания и навыки он приобрёл  в стенах   ВСОК на Малоохтинском  проспекте. Так что дерзайте молодые лейтенанты, пришедшие на корабли. Ваша ближайшая  цель  ВСОК, и тогда  вы что-то будете  значить в   российском  военном флоте.

     По окончанию  ВСОК в 1977 году  Владимира Комоедова  назначают  командиром сторожевого корабля  «Кречет». Почему-то эта страница в биографии  всеми уважаемого адмирала  нигде особо не выделена. Быть может, он не считал её столь важной на своём  трудном  пути к званию адмирала  российского флота. Тем не менее,  два года  он командовал «Кречетом». А теперь посмотрим, что такое  был сторожевой корабль  «Кречет».

      Кречет –  хищная птица из семейства соколиных.  В российском военно-морском флоте  название «Кречет» было популярно во все времена.  Основателем генеалогического древа  «Кречетов» стал невидный  одномачтовый двадцати пушечный  катер, спущенный на воду в мае 1789 года. Он первым  удостоился имени «Кречет». Длиной всего 16,8 метра он принял активное участие в морских боевых действиях  во время войны со Швецией.    В 19 веке  был винтовой корвет черноморского флота, ходивший под Андреевским флагом с 1860 по 1871 и носивший грозное имя «Кречет». Хроники  1890 года рассказывают о крейсере русского флота «Кречете», который во время жестокого шторма  16-17 августа едва не  погиб  близ Лужской губы.
        В многочисленном семействе русских миноносок типа  «Ярроу» была одна под именем «Кречет» с необычной судьбой. В 1878 году её зачислили в состав Балтийского флота, где она прослужила 26 лет. Но её не списали, а в 1904 году отправили   по железной дороге в Николаевск на Амуре, где она ещё три года несла боевую службу в  составе Сибирской флотилии. Но и потом, что интересно и необычно, когда в 1907 году миноноска «Кречет» была исключена из списков флотилии, её не разрезали на металл, а с «высочайшего соизволения» передали крестьянам села Алиевка в качестве плавательного средства. Сколько лет эта миноноска  работала на алиевских  крестьян, история умалчивает.     Миноноску сменил миноносец  «Кречет» из серии миноносцев типа «Сокол», вступивший в строй  Балтийского флота в июне 1900 года. Правда, с 1902 года стал носить имя «Пылкий». Однако, на Балтике появилось  посыльное судно с этим именем, которое после революции стало штабным кораблём Балтийского флота.
     Что  интересно,    до 1970 года в ВМФ уже  служил   сторожевой  корабль  с названием  «Кречет». Как-то не повезло ему со службой, а, может быть наоборот, повезло. Построили его на Балтике,  перевели  на Северный флот, а дослуживал последние годы  в составе Каспийской флотилии, где в 1970 году его переименовали в «Советский Дагестан». Построен он был по первому  послевоенному проекту сторожевого корабля, проекту 42 в 1952 году.    Так что, к моменту появления второго «Кречета» первый ещё служил, но носил уже другое имя.

 Сторожевой корабль «Кречет», на который командиром пришёл  Владимир Комоедов принадлежал  к серии сторожевых кораблей  уникального в своём роде проекта 1159. Дело в том, что  этот проект сторожевого корабля  разрабатывался специально  для экспорта.  До этого на экспорт  поставлялись  сторожевые  корабли проектов 50,  159, 35, эсминцы  проекта 30-бис, но это были корабли, которые  входили в состав   нашего военно-морского флота. На сей раз,  было решено создать сторожевой корабль малого водоизмещения специально для  флотов других стран.

        Чем руководствовались при  принятии такого решения, неизвестно,  но по выданному ВМФ  в 1968 году  тактико-техническому  заданию №1159  в Зеленодольском ПКБ  был разработан проект  нового сторожевого корабля.  Сторожевик  представлял собой гибрид, если так можно говорить о кораблях, сторожевого корабля  проекта 159 (1961 г.) и  малого противолодочного корабля проекта  1124 (1970 г.). Конечно,  из обоих проектов  было  заимствованы  только  удачные решения. Тем не менее, и по водоизмещению и по основным размерениям   был он крупнее своих предшественников, а по дальности плавания превосходил  их в два раза. К сожалению,  этот  замечательный  сторожевик не достался российским флотам.   

      Головной корабль  проекта  1159 « Дельфин»  на  Зеленодольском судостроительном заводе   построили в 1975 году. Третий  сторожевик  серии из шести кораблей под заводским номером  203 получил   имя «Кречет».
      В судьбе  военных кораблей имеется несколько знаменательных дат.  Первая – день  зачисления  в списки  флота.  Ни грамма металла ещё не  вложено  в тело корабля, но в списках флота он уже присутствует. День закладки, когда на стапель устанавливают первые детали набора корпуса и крепится  закладная доска.    Это как день зачатия плода.  День  спуска на воду, торжественный день, когда корабль  впервые встречается со своей стихией, в которой ему суждено  существовать. Наверное, это как день рождения человека, который является  на свет, в свою жизненную среду. Но, как и новорожденный человек, корабль, спущенный на воду ещё не готов к большой воде. Он не может самостоятельно даже  отойти от  причала и тем более выйти в море. Его продолжают формировать, достраивать, устанавливать оборудования, вооружение, его обучают быть кораблём.  Наконец, наступает день, когда новый корабль вступает в строй   боевых кораблей. Может быть, это день совершеннолетия   человека, когда он получает паспорт и становится полноправным членом человеческого общества.  Но у рождающихся кораблей есть ещё один знаменательный день, аналога которого нет у человека.  День назначения  командира строящегося корабля. С этого дня  у корабля,  быть может, даже ещё не спущенного на воду,  имеется экипаж.

      Сторожевой корабль «Кречет» по сегодняшним меркам   построили быстро. Заложен на стапеле в январе 1977 года, на воду был спущен  в июле  1978 года.  Забот у командира строящегося корабля много. Надо изучить устройство корабля, правила его эксплуатации, сформировать экипаж, научить  членов экипажа  их обязанностям. Наконец, надо  просто принять от заводчан  корабль. Всё оборудование корабля должным образом  обязано функционировать.  Затем перегон  в расположение  флота по внутренним  водным путям. Хоть и имеются на борту  представители завода,  но ведёт корабль командир.

        Сторожевой корабль «Кречет» уже к концу  1978 года успешно прошёл приёмо-сдаточные испытания   и  вступил в строй  кораблей Балтийского флота.  Сроки  ввода в строй фантастически  малые. В этом ощущается  твёрдая  командирская рука   Владимира  Комоедова, его почерк  выполнения порученного дела. Но эти  дело не кончилось, уже в составе  флота  сторожевик должен быть доведён  до  точного соответствия всем паспортным показателям.  Это касается и  ходовых  характеристик, и  характеристик  оружия, установленного на  корабле.
     Спустя пять месяцев «Кречет» вновь сдаёт  экзамен. На сей раз  принимают его  будущие  владельцы, представители Военно-морских сил  Германской Демократической Республики, немецкого государства, которого сейчас уже нет на карте Европы. Дотошные приёмщики  остались довольны кораблём, и   в мае 1979  «Кречет»  поменял  гражданство,  став боевой единицей  Военно-морских сил  ГДР -  верного союзника  нашей страны. Новые хозяева сменили  и название  корабля,  присвоив  ему звучное имя  «Берлин». Владимир  Комоедов сполна и  отлично  выполнил   свою миссию в этом непростом деле. 
   Апофеозом же этого старинного   корабельного русского рода «Кречетов» стал  уже не корабль,  группа кораблей, да ещё каких кораблей! Русских авианосцев  проекта  1143.5 «Кречет», полным водоизмещением 67500 тонн и длиной 305 метров. Для сравнения длина первого «Кречета» было около 17 метров, но прошло двести лет. Но дело тут, конечно, не в размерах.

фото:airbase.ru

Продолжение следует.