Невозвращенец

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Роберт Фальк «Женщина, лежащая на тахте» (Ирина Анапьева-Соколова, 1932.


Гастроли еврейского театра в Париже во второй половине года тоже прошли с большим успехом. По воспоминаниям современников, зрители криками с галерки благодарили режиссёра и артистов, хотя язык, на котором играли актёры был непонятен большинству зрителей. Спектакли ГОСЕТа посещали М. Рейнхардт и Б. Брехт, Л. Фейхтвангер и Т. Манн, оставившие восторженные отзывы.

Иное отношение к театру было в Советском Союзе. К концу 1920-х годов, ещё перед гастролями ГОСЕТа, театр стали упрекать в «безыдейности» репертуара, в отсутствии пьес, отражающих «советскую действительность», в «бессмысленном левачестве и формализме».

В Париж прислали ревизора. Он определил, что ГОСЕТ якобы превысил гастрольный бюджет, а также без предварительного разрешения властей заключил договор на гастроли в Америке, что было расценено как подготовка к бегству труппы из СССР. Это была явная натяжка, поскольку сообщение о предстоящих гастролях за океаном публиковалось в советских газетах ещё до отъезда театра в Европу,

Грановскому было предъявлено требование немедленно вернуться в Москву со всей труппой.

Вся труппа театра вернулась в декабре 1928 года в Москву. Но Грановский с женой, Фальк и ещё два актера предпочли остаться за границей, став «невозвращенцами». Руководство театром перешло к Михоэлсу.

Грановский вскоре начал пробовать свои силы в создании фильмов. Фальк же смог полностью отдаться живописи.

До этого времени Фальк был всё время с театром. И надо полагать, эта работа отнимала у него достаточно много времени. Театр постоянно расширял свой репертуар, и работы художнику-декоратору всё прибавлялось. Теперь этой работы не стало. Фальк разошёлся с театром.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/09/20/1675