Ловушка фильма Нимфоманка

Рина Колич
Рецензия на Vol.1

«Нимфоманка» оставила довольно переменчивое впечатление. Она кажется одновременно историей основательной и серьезной, полной историей человеческой жизни, но в то же время и забавной, почти стебом, сарказмом, иронией, — я не могу подобрать точное слово. Фон Триер хотел снять фильм о сексе. И он его снял. Снял наилучшим образом, которым мог, снял многогранное кино, оставляющие странное послевкусие.

Я не знаю, что именно и как именно о нем думать, потому что мое впечатление меняется в зависимости от того, под каким углом я на него смотрю. Как в фильме пятно от чая на стене вдруг увиделось главной героине пистолетом. С одной стороны, я вижу солидный труд, на без малого литературной основе, выверенный и точный до последней детали, почти заставляющий плакать от восторга, изнывать в совершеннейшем кино-оргазме. С другой стороны, я вижу его как фильм-ловушку, как наживку-мушку, с которой началась история. Вот эта перегрузка зрителя сексуальными перверсиями, нестандартными, почти ненормальными поступками некоторых героев, огромная куча трактовок и аналогий Селигмана, берущих начало из культурной и религиозной подготовки, — все это выглядит по меньшей мере провокацией. Что никак не спорит с репутацией режиссера как известного провокатора. В крайнем случае, это похоже на издевку. Издевку над псевдообразованным зрителем, над кинокритиками, обвинившем его в некотором сексизме после «Антихриста». Есть в этом какое-то подростковое бунтарство, кричащее «Нате! Выкусите! Подавитесь своим пресловутым угнетением женщин!».

Что совершенно не отменяет того, что фильм я бы назвала гениальным. Это образец, на которому бы современному кино стоило равняться.

Рецензия на Vol.2

Сразу оговорюсь, что в рамках рецензии мне сложно выразить мое отношение к этому фильму.

Свой отзыв я пишу после ночи Ларса фон Триера, замечательного события, позволившего посмотреть фильм целиком, обе части данного шедевра сразу. Я признаю разделение «Нимфоманки» на две книги, хотя этого вроде бы и не было в авторской задумке. Но это кажется мне более, чем уместным, и выигрышным, и определенную роль в восприятии фильма сыграло.

В целом, «Нимфоманка» — это полноценная человеческая история, от начала до конца, в которой все настолько до боли живо и правдиво, что в процессе просмотра осознаешь, что иначе и быть не может. Все отсылки, ассоциации и аллегории более чем уместны, создают удивительную гармонию в фильме, между житейским и высококультурным, низменным и возвышенным, дополняя и украшая историю главной героини, давай возможность осмыслить её с другой стороны и более полно.

Посмотрев первую часть, я сказала «Ларс фон Триер превзошел сам себя». Посмотрев вторую, я несколько разочаровалась, буквально на 1 балл из 10. Вроде бы все на том же уровне, полёт нормальный, но что-то все-таки не так. Появилось тягостное ощущение, что фильм несколько перегружен. Никто не будет спорить с тем, что «Нимфоманка» — фильм для подготовленного зрителя, и человека, не знакомого с творчеством фон Триера, может, мягко говоря, шокировать своей откровенностью и циничностью.

И, тем не менее, я, вполне подготовленный зритель, ощутила, что меня загрузили обилием сексуальных перверсий и переживаний, чуждых обывателю. Вторая часть воспринимается тяжелее первой. Если «Нимфоманка» vol. 1 казалась прекрасной в отображении всего человеческого, легко проживалась зрителем, то vol.2 исполнена того, что зрителю сложно прожить вместе с героиней во время просмотра. Понять -можно, прочувствовать — сложно. Возможно, мне не хватает слов, чтобы описать это явление.

Бесконечное количество похвал в адрес оператора — картинка на высоте. Пейзажи природные и городские, планы, которыми взяты главные герои, живость и правдивость сексуальных сцен, цветовая гамма, выстроенный свет, — все исполнено на высшем уровне, об этом можно говорить бесконечно. Также на высоте музыка, идеально попадающая в настроение происходящего на экране.

Отдельные слова восхищения в адрес Шарлотты Генсбур. Удивительно тонкая игра. Поразительно, как с такой очевидной мягкостью черт, тихим и мягким голосом, она сыграла персонажа, которого можно было бы назвать даже жестоким, циничным и эгоцентричным. Принимающим себя до последней мелочи, почти восхищающимся особенностями собственной натуры. Браво.

И напоследок, несмотря на четыре часа отснятой киноленты, фильм не смотрится затянуто и нудно. Более того, он так преисполнен деталей и тонкого юмора, что глаз не можешь оторвать. Отдельное спасибо за визуальную подачу дополнительной информации и аппликации. Это было здорово.

Если вы ещё сомневаетесь, фильм однозначно смотреть.

Написано для сайта kinopoisk.ru, 2014