При жизни не воспет часть1. Глава15

Петр Чванов
Глава 15. АТАКА ВЕКА

Так впервые в истории войны в боевой поход была отправлена подводная лодка «штрафников».
Вечером 30 января 1945 г. Подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3 ранга Маринеско А.И. осуществляла поиск противника в надводном положении слева от входа в порт Данциг. Третий день штормило. Это позволяло подводной лодке даже в дневное время ходить под перископом и даже всплывать в позиционное положение без особого риска быть обнаруженными с берега или с другого корабля. Моросило, время от времени плотные снежные заряды снижали видимость до 2-3 кабельтовых, погода была нелётная, поэтому и самолётов сильно опасаться тоже было нечего.

– Транспорт, слева по курсу в охранении сторожевика! – доложил сигнальщик, старший матрос А. Я. Виноградов.
Огромный транспорт фашистов, вышедший из бухты Данциг, приближался к банке* Штольпе. По оперативным сводкам Александр Иванович знал, что фашистская группировка готовится к эвакуации из Гдыни и Данцига. Может быть, этот красавец-теплоход один из тех, что помогает фашистам «драпать». Решение пришло мгновенно.
– Боевая тревога, торпедная атака! – скомандовал Маринеско. – Атакуем в надводном положении! Оба, полный вперед!

Пользуясь плохой видимостью, командир принял решение атаковать противника со стороны берега. Чтобы занять выгодную позицию, надо было увеличивать скорость.
– Оба, самый полный вперед! – следует очередная команда в машинное отделение.
– Товарищ командир, дизеля требуют текущего ремонта. Могут не выдержать, 18 узлов – это предельно допустимая скорость, – напоминает командиру старший механик ПЛ, лейтенант Я.С.Коваленко, но командир стоит на своем.

Даже в крейсерском положении подводная лодка сидит в воде не очень-то высоко. Фашисты принимают её за свой сторожевой катер. Она полным ходом несется к берегу, не выключая ходовых огней. В 23 часа 15 минут, заняв выгодную позицию, с расстояния 12 кабельтовых подводная лодка производит трёхторпедный залп. Все три торпеды попадают в цель. Атакованное судно идет ко дну.

Как выяснилось чуть позже, жертвой этого залпа оказался лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 тысяч тонн. На борту потопленного лайнера находились около 9 тыс. вражеских солдат, матросов и офицеров, в том числе около 4000 подводников, эвакуировавшихся из Данцига, которыми можно  было бы укомплектовать экипажи 70 подводных лодок.

Главнокомандующий фашистской армией А. Гитлер, узнав об этой потере, приказывает объявить трехдневный траур по всей Германии. Говорят, что командира подлодки, потопившей лайнер «Вильгельм Густлов», он назвал врагом Рейха № 1, а начальника конвоя, не сумевшего защитить лайнер, приказал расстрелять.

Такая версия имеет под собой довольно серьёзную основу, так как «строительство лайнера проводилось по личному заказу фюрера фашистской Германии Адольфа Гитлера. Назвав таким именем суперсовременный лайнер, Гитлер хотел увековечить имя своего сподвижника из Швейцарии нациста Вильгельма Густлова. Строительство нового лайнера водоизмещением 25484 т. было завершено перед самым началом  Второй мировой войны. Это было комфортабельное пассажирское двенадцатипалубное судно, рассчитанное на 1800 пассажиров. Экипаж судна насчитывал 1465 человек. На нём имелись каюты первого и второго классов и «люкс». Помимо кают для высокопоставленных партийных функционеров на судне имелась персональная каюта для бесноватого фюрера НСДП Адольфа Гитлера. Все каюты для лиц «высшего света» Германии были отделаны с особым шиком. Помимо шикарных кают на судне имелся громадный театральный зал, танцевальный зал с паркетным полом, спортивный зал и громадный бассейн с системой подогрева воды. На каждой пассажирской палубе имелись бильярдные залы, курительные салоны, бары и рестораны.

– Этот «морской рай» построен для борцов за Великую Германию! –патетически воскликнул Гитлер на банкете по случаю спуска этого красавца на воду.
Первый рейс пассажирское судно «Вильгельм Густлов» совершило в апреле 1938 года на Канарские острова. На его борту находились главари СА, СС и СД. В одном из последующих рейсов «Вильгельм Густлов» совершил специальный заход в английский порт Тильбери, где его с нетерпением ожидали немцы, проживающие в Англии, но поддерживающие агрессивную политику фашистской Германии. Забрав на борт приспешников фюрера, «Вильгельм Густлов» взял курс в открытое море, предоставив им возможность участвовать в плебисците по захвату Австрии.

Нетронутыми остались только апартаменты Гитлера. Они дожидались «лучших времен», которые так и не наступили для
бесноватого фюрера. Роскошный лайнер вместе с его обитателями
30 января 1945 года ушел на дно Балтики.

С началом Второй мировой войны фашистский лайнер «Густав Густлов» был переоборудован в плавбазу подводных лодок. На нём были установлены зенитные артиллерийские комплексы, шикарные каюты превратились в каюты и кубрики для курсантов-подводников. Как сообщает в своих воспоминаниях немецкий историк Ганс Шён, бывший пассажирский помощник капитана лайнера, чудом уцелевший после его гибели, на его борту находилось более 4000 подводников.
Вскоре боевой счет капитана 3 ранга А.И.Маринеско и всего экипажа ПЛ «С-13» увеличился ещё на 14660 тонн.

10 февраля 1945г. «С-13» атаковала и утопила, поразив двумя торпедами, транспорт «Генерал Штойбен», на борту которого находилось около 3 тысяч немецких солдат и офицеров, которыми можно было укомплектовать танковую дивизию. За эти успехи все члены экипажа легендарной подводной лодки «С-13» были награждены орденами и медалями. Александр Иванович был награжден орденом боевого «Красного Знамени». Большинство подводников уничтожение лайнера «Вильгельм Густлов» считали «атакой века». Такого же мнения был и командир дивизиона средних подводных лодок капитан 1 ранга А.Е.Орёл. Он представил командира ПЛ С– 13 капитана 3 ранга А.И.Маринеско к званию Героя Советского Союза, но ВРИД командира бригады, капитан 1 ранга Курников не забыл о тяжёлом проступке, совершённом командиром С-13 накануне 1945 года, и, взвесив все «за» и «против», решил не отдавать А.И.Маринеско под трибунал, а ограничиться представлением командира к ордену «Красного Знамени».

В художественных произведениях и  критических статьях очень часто повторяется мысль о том, что все члены экипажа подводной лодки, совершившей беспримерный подвиг в истории войны на море, получили высокие награды и денежные премии, хоть и не настолько высокие, как если бы командир получил звание Героя Советского Союза.

Я бы с этим категорически не согласился. Судите сами. В период локальных войн, в которых корабли ВМФ СССР принимали участие в боевых действиях, существовал негласный лимит наград. Так на наш отряд боевых кораблей, состоявший из 3-4 кораблей 2 и 3 рангов, на боевой поход «отпускалось» 3-4 ордена, половина которых до кораблей не доходила. Они оседали в штабах. А точнее:
за 30 лет пребывания кораблей 197 бригады в горячих точках Египта, Сирии, Ливана, Эфиопии, Вьетнама и. т.д. с 1967 по 1996 год награждены боевыми орденами и медалями всего 200 человек. В том числе членов экипажей кораблей:
– орденом «Боевого Красного Знамени» 5 человек,
– орденом «Красной Звезды» 12 человек,
– орденом «За службу Родине
   в Вооруженных Силах»  2 и 3 степеней 30 человек,
– орденом «За личное мужество» 4 человека,
– орденом «За военные заслуги» 7 человек,
– медалью «За боевые заслуги 18 человек.

Хотя нам иногда приходилось ходить по минным полям и круглые сутки отбиваться от подводных диверсантов, пытающихся прилепить к корпусу корабля магнитную мину, и, стиснув зубы, держать руки на гашетках зенитных пушек, не имея приказа отбивать атаки штурмовиков, пока кто-то из них не влепит тебе в борт ракету или снаряд. Только одних беженцев из «горячих точек» было вывезено десантными кораблями более двадцати двух тысяч человек. Более того, командирам кораблей запрещалось вписывать в личные дела офицеров и мичманов сведения об их участии в боевых действиях. И это при всём при том, что бригада десантных кораблей в течение тридцати лет успешно решала стратегическую задачу сдерживания агрессии на Ближнем Востоке.

 Я думаю, никому не надо напоминать, как резко там изменилась обстановка после её ухода с арены боевых действий. А это ничтожное количество орденов и медалей вручалось келейно, то есть вместо предусмотренного для таких случаев построения всей бригады с развёрнутыми флагами и знамёнами награждённых собирали в кают-компании одного из больших десантных кораблей и скромно вручали боевые ордена и медали. Нашим партократам, которые готовились развалить нашу могучую страну, герои были не нужны.

А на ПЛ С-13 только за этот исторический боевой успех из 47 членов экипажа ПЛ С-13 все 47 человек награждены орденами, в том числе:
– Орденом Красного Знамени, кроме А.И.Маринеско, награждены все офицеры и два мичмана.
– Орденом Отечественной войны 1 степени награждены 14 матросов и старшин.
– Орденом Отечественной войны 2 степени награждены 16 матросов и старшин.
– Орденом Красной Звезды награждены 10 матросов и старшин.
Подводная лодка С-13 получила звание «Краснознамённой».

Если бы командир ПЛ С-13 получил звание Героя Советского Союза, вместе с ним этого высокого звания могли быть удостоены и командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант Василенко Константин Емельянович и командир электромеханической боевой части лейтенант Коваленко Яков Спиридонович. Но в истории нет места сослагательному наклонению, не будем фантазировать и мы.

Кроме ордена «Красного Знамени» Александр Иванович получил солидную сумму денег, которые решил потратить на приобретение легкового автомобиля «Форд». В те суровые времена в личном пользовании советских граждан не было даже мотоциклов. Все средства передвижения были мобилизованы на нужды вооруженных сил.

Появление на причале командира ПЛ С–13 за рулём роскошного лимузина не оставило равнодушным никого. Как легенду матросы и офицеры передавали из уст в уста, как однажды ворота береговой базы распахнулись, и на её территорию въехал роскошный лимузин с белокурой дамой-водителем за рулём. Машина плавно остановилась, из неё неспешно вышел командир ПЛ С-13, помог даме выйти из машины, галантно поцеловал ей ручку и проводил за ворота береговой базы. Ещё более удивились невольные свидетели триумфального въезда командира прославленной подводной лодки, когда Александр Иванович сам сел за руль и доставил лимузин на причал, к борту своей подводной лодки.

Вместо того, чтобы радоваться, что избежал такой суровой расправы, Александр Иванович вдруг «закусил удила» и пошёл в разгул. И тогда, когда его начальники пытались его утихомирить и много позже, оценивая своё поведение, Маринеско упорно твердил, что он пошёл в загул из-за обиды, нанесённой командованием бригады и флота его экипажу. Мол, я как я, а при чём же тут экипаж. Но так ли это? Начнём с того, что командир ПЛ – это командир воинской части. Представление к награде или к наказанию любого члена экипажа начинается с командира корабля. Именно с его подачи офицеры, старшины и матросы представляются к орденам и медалям, но я ни в одном источнике не нашёл даже намёка на то, что Александр Иванович кого-то представлял к Герою Советского Союза. Ему было просто некогда, он, то ли от обиды, то ли с тоски, а скорее всего спонтанно, просто запил. Можно кого-то обвинять, с кем-то или с чем-то не соглашаться, но оправдать действия командира, начальника, решившего кому-то, что-то доказать беспробудным пьянством, нельзя. Да среди подводников, в силу специфики их нелёгкого труда, немало людей, склонных «заглядывать в рюмку». Но «заглядывать в рюмку» и даже иногда «перебирать» и пить в тёмную голову это далеко не одно и то же.

Командир-алкоголик для экипажа большая беда. А если алкоголик ещё с повышенными амбициями, то это огромная беда и головная боль для всего командования дивизиона и бригады. Ведь именно они должны объективно оценивать каждого человека и при этом не сбрасывать с чашек весов субъективные качества каждого из них. Командование флотом при оценке действий корабля, дивизиона или бригады руководствуется только требованиями законов, уставов и наставлений. А командир дивизиона или бригады ещё помнит каждого офицера не только по его успехам или неудачам, но и по его личным качествам. Ведь, зачастую, командиру дивизиона, или начальнику штаба бригады или командиру бригады приходится становиться судьёй оступившегося офицера, с которым он год-два назад тонул на подводной лодке, или преодолевал минное поле, или тащил его израненный, готовый в любую минуту уйти на дно корабль на буксире или наоборот, и при этом он не должен ни кривить душой и не нарушать букву закона. Любое отступление от этих правил больно отражается и на репутации этих начальников, и на их служебном росте, и зачастую на всей карьере.

Хотя я думаю, что и «загул» и пьяный бред об обиде за экипаж есть не что иное, как тяжёлая болезнь, имя которой «алкоголизм». Эта коварная болезнь подкрадывается незаметно и чаще всего к тем, кто постоянно находится рядом с алкоголем. Такими людьми на кораблях являются командир, старпом и командиры боевых частей, а на подводных лодках и в военное время ещё и начальник продовольственной службы или заместитель командира по снабжению. И если человек, постоянно имеющий в своём распоряжении алкоголь, не имеет крепкого здоровья и силы воли, то он рано или поздно спивается.

Ни защищать, ни наказывать, ни осуждать таких людей нет смысла. Их надо во время отлучить от этого алкоголя, а если не успели сделать этого вовремя, то лечить, не дожидаясь, пока человек совершит преступление. К сожалению, до сих пор нет ни такого диагноза, ни способов лечения этой страшной болезни.

Как итог, в экипажах, где командир, а тем паче и старпом пьют, вместо уставных взаимоотношений, рано или поздно, вместо официальных начальников, старшин, мичманов и офицеров начинают верховодить люди с сомнительными деловыми и моральными качествами. Определяющими сторонами жизни такого корабля являются законы воровского кодла. Ведь не зря капитан 1 ранга А.Е.Орёл однажды бросил в лицо Маринеско фразу, ставшую в бригаде подводных лодок «крылатой»:

– Сам ты бандит, и команда у тебя…
Это случилось, как вспоминает свидетель этого разговора, бывший матрос подводной лодки «С-13»  Г.В.Зеленцов, после того, как один из матросов ПЛ С-13 ударил кулаком в лицо командира дивизиона, капитана 1 ранга А. Е. Орла.

Я не хочу вдаваться в историю этого безобразного случая, якобы оставшегося безнаказанным, могу сказать только одно, дисциплиной на такой лодке и не пахло. Ни один нормальный экипаж такого кощунства никогда бы не потерпел. Не стал бы прикрывать такого матроса и нормальный командир корабля или подводной лодки, хотя Маринеско знал, кто посмел поднять руку на его боевого товарища и друга, он ещё и ехидничал:
– Вы случайно не с паровозом столкнулись, Александр Евстафьевич, – глумился он, увидев синяк под глазом комдива.

Тем более, что по законам военного времени А. Е. Орёл мог бы просто расстрелять ударившего его мерзавца на месте и был бы прав. Мне лично за три с лишним десятка лет службы на кораблях и в частях ни видеть, ни слышать о таком позорище ни разу не приходилось, даже когда в конце семидесятых годов прошлого столетия дисциплина в армии и на флоте стала падать. Командир, офицер и любой прямой начальник в армии и на флоте были в огромном почёте и пользовались заслуженным авторитетом.

К счастью, первая обида и первое головокружение от успехов прошли очень быстро. Александр Иванович вернулся к исполнению своих служебных обязанностей, а командование дивизионом сделало вид, что ничего и не было. Вскоре командир ПЛ С-13 получил приказание передислоцироваться в Таллинн. Война ещё не окончилась. Причём в соответствии с планом перехода подводная лодка должна была форсировать Финский залив ночью в подводном положении.

Перегнать в Таллинн командирский лимузин по берегу по многим причинам было невозможно. Маринеско, как всегда нашёл оригинальный выход. Как и предписывалось планом перехода, он вышел из порта Турку, погрузился в подводное положение, но пошёл не в Таллинн, а, пользуясь покровом ночи, перешёл здесь же на полуострове Ханко в небольшую бухточку, где его ждал его «Форд», друзья и несколько толстых деревянных брусьев. Личный состав ПЛ вместе с моряками, ожидавшими ПЛ на берегу, на руках перенесли лимузин на палубу ПЛ, боцманская команда с помощью тросов и брусьев, аккуратно закрепила его на палубе, и ПЛ С-13 тихонько отошла от берега. Так в надводном положении, рискуя оказаться лёгкой добычей немецких штурмовиков, подводная лодка благополучно добралась до Таллинна.

Капитан 1 ранга А. Е. Орёл, прибыл в Таллинн на торпедном катере и первое, что он увидел на пирсе в столице Эстонии, был новенький «Форд» командира ПЛ С-13. По этому случаю А. Е. Орёл вынужден был назначить расследование, но члены команды Маринеско стояли непоколебимо. На все вопросы дознавателя и сигнальщики, и боцманская команда, и все остальные члены экипажа чётко отвечали:
– Знать ничего не знаем. Мы шли в подводном положении, а когда пошли на швартовку, увидели, что командирский «Форд» стоит у причала.

Налицо был факт круговой поруки. Он-то, видимо, и послужил одной из причин расформирования экипажа после окончания войны. Но это было потом, а пока шла война, и надо было выполнять приказы командования и поддерживать приморские фланги советских воинов, уже подступивших к столице фашистской Германии, Берлину. Тем не менее, фашисты, ведя сепаратные переговоры с американцами, сдаваться советским воинам не собирались. Особенно яростно сопротивлялась фашистская группировка, вцепившаяся зубами в бастионы Кенигсберга (ныне Калининград). Их выкурили из их укреплений только 11 мая.

18 апреля 1945 года А.И. Маринеско получил приказ командира бригады ПЛ выйти на боевое патрулирование в район, расположенный в 75 милях к юго-востоку от маяка Фаллудден (Юго-восточная часть Балтийского моря). Двадцатого апреля ПЛ С– 13 приняла на борт начальника подводного плавания КБФ, контр-адмирала А.М.Стеценко, снялась со швартовых и вышла в открытое море. Через трое суток она благополучно прибыла в заданный район. По пути в район боевых действий радист принял сообщение о том, что «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1945 года подводной лодке С-13 присвоено звание «Краснознамённой». Экипаж с восторгом принял это сообщение.
– Теперь надо воевать за получение звания «гвардейской»,– заявил замполит, но особо праздновать это событие было некогда.

Как показали архивные данные, фашистское командование, озлобленное гибелью двух крупных военных судов «Вильгельма Густлова» и «Генерала Штойбена», резко усилило количество сторожевых кораблей и подводных лодок в этом районе. При этом
гросс-адмирал Дэниц поставил и своим подводникам, и сторожевым кораблям задачу «найти и уничтожить ПЛ С-13».

С первых же дней нахождения на боевой позиции экипаж ПЛ на своей шкуре почувствовал, что обстановка изменилась не в его пользу. Уже 23 апреля подводная лодка неоднократно подвергалась атакам подводных лодок и самолётов противника типа Фокке-Вульф-198. Ни одна попытка командира выйти в атаку на вражеские суда успеха не имела. Всего за месяц нахождения на боевой позиции по подводной лодке С-13 подводными лодками противника было выпущено 15 торпед. Известие о капитуляции Германии экипаж встретил на боевой позиции, и только 20 мая радист передал командиру приказ командования КБФ о возвращении к месту постоянного базирования в Турку. 23 мая подводная лодка прибыла в Турку, а 25 мая поставлена в ремонт на завод.

Результаты последнего похода «Краснознамённой» подводной лодки С-13 были признаны командованием дивизиона, бригады и флота неудовлетворительными. За этот поход никто из членов экипажа ПЛ
С-13, кроме юнги Миши Золотарёва, боевых наград не получил. Такие выводы командования ещё более расстроили Маринеско, и он пустился в беспробудное пьянство. Он пил у себя на лодке, на плавбазе «Смольный», на других кораблях и подводных лодках, в городе.

Друзья, сослуживцы, партийная организация и командование дивизионом подводных лодок тщетно пытались призвать его к порядку, но безрезультатно. Даже капитан 1 ранга Орёл, который постоянно опекал молодого командира ПЛ, и всеми силами пытался ему помочь, наконец не выдержал и 31 мая 1945 ода написал рапорт командиру бригады, в котором указал, что «командир подводной лодки С-13 капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович своими служебными обязанностями не занимается, пьёт на корабле, в городе и т. д… Дальнейшее пребывание его в должности командира недопустимо. Его необходимо с корабля убрать, зачислить в распоряжение Военного совета КБФ, положить в госпиталь, лечить от алкоголизма или уволить в запас…»

После этого поведением командира легендарной С-13 занимались и партком бригады подводных лодок, и штаб КБФ, и даже сам нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, который дружески побеседовал с Маринеско, предлагая ему взяться за ум, восстановить своё доброе имя, но и эта беседа никаких результатов не дала. 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ № -01979 «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13…капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного Совета КБФ». Вскоре старший лейтенант Маринеско был уволен в запас. Вслед за А. И. Маринеско был уволен в запас и помощник командира подводной лодки, капитан-лейтенант Л.П. Ефременков. Командир БЧ 1-4-Р капитан-лейтенант Н.Я.Редкобородов переведен для дальнейшего прохождения службы на Тихоокеанский флот. Заместитель командира по политической части Б.П. Крылов вернулся на свою должность инструктора политотдела. Уволены в запас и многие матросы и старшины легендарной подводной лодки, и экипаж значительно обновился, хотя официального переформирования экипажа и не было.

Эта катастрофа, случившаяся с командиром «Краснознамённой» подводной лодки С-13, по времени совпала и с его семейной катастрофой. История, связанная с празднованием Нового года в обществе шведки, хозяйки гостиницы и ресторана в городе Турку, и её последствия оказались достоянием личного состава всей бригады подводных лодок и, конечно же, не миновали ушей Нины Ильиничны. Кроме того, сердобольные подружки сообщили ей, что, мол, ходят упорные слухи, что Александр Иванович частенько навещает свою знакомую Анну Ивановну, которой он помогал пережить блокаду Ленинграда. Слухи вскоре подтвердились. Александр Иванович окончательно порвал со своей первой семьёй и ушёл к Анне Ивановне, хотя официально с Ниной Ильиничной так и не развёлся.

Как отметил в своей рецензии на книгу капитана 1 ранга Бойко «100 лет со дня рождения Александра Ивановича Маринеско» бывший главком ВМФ СССР Герой Советского Союза Адмирал флота Владимир Чернавин, оценивая деятельность подводника № 1, «Оценка его личности, как при жизни так и после смерти колебалась в очень широких диапазонах: от рыцаря без страха и упрёка – до пьяницы и дебошира, от легендарного героя до едва ли не военного преступника».

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ