Аббатство Корвей - под охраной Юнеско

Койфман Валерий
                «Красота объединила в сокровища мировой цивилизации шедевры
                Египта со статуями европейских соборов и с созданиями ацтеков,
                а пещеры Индии и Китая с полотнами Сезанна и Ван Гога».
                Андре Мальро


  Более 2 тысяч лет тому назад появился известный всем список «Семи чудес света», в который  вошли:  древнеегипетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнасе, колосс Родосский и маяк на острове Фарос. Официально этот список не оспаривался вплоть до 7 июля 2007 года.
Именно к этой «магической» дате (07.07.07.) было приурочено объявление в Лиссабоне результатов двухлетнего всемирного голосования за новые семь чудес света.
Инициатором акции стал специально созданный частный международный фонд в Швейцарии. Всего в голосовании на всех этапах приняло участие более 100 миллионов человек.
По его итогам новый список выглядел так: Колизей в Риме, храм Тадж-Махал в Агре (Индия), статуя Христа в Рио-де-Жанейро, город инков Мачу-Пикчу (Перу), пирамида майя Чичен-Ица (Мексика), древний город Петра (Иордания), Великая Китайская стена.
Результаты этого выбора вызвали много споров и даже «обид за державу», но главный итог состоял в том, что люди во всем мире проявили огромный интерес к выдающимся памятникам культурного и природного наследия.

Надо отметить, что новые чудеса света были выбраны из «Списка всемирного наследия человечества ЮНЕСКО», организации по вопросам образования, науки и культуры при ООН (штаб-квартира в Париже).
ЮНЕСКО не приняла «новые чудеса света», считая, что подобный перечень не может исчерпываться семью объектами, а внимания и поддержки достойны все памятники, включенные в «Список мирового наследия».
В годы Второй мировой войны было разрушено множество городов и стран, и после войны в мире активизировалась деятельность по восстановлению и охране памятников искусства и культуры.
На XVII сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1972 году была принята «Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия», а в 1978 году появился первый, состоявший из 12 пунктов, «Список Всемирного наследия ЮНЕСКО».
Этот список постоянно растет  и теперь в нем по состоянию на 2014 год уже 1007 культурных и природных объектов из более 140 стран. Сохранение уникальных природных и культурных объектов помогает народам земного шара не потерять национальную самобытность в условиях глобализации и даже искать пути к примирению во многих конфликтах нашего неспокойного мира.

Нельзя не согласиться с Андре Мальро, писателем  и государственным деятелем, писавшем еще в 1960 году, что «...красота объединила в сокровища мировой цивилизации шедевры Египта со статуями европейских соборов и с созданиями ацтеков, а пещеры Индии и Китая с полотнами Сезанна и Ван Гога».
Италия с 50 объектами занимает первое место в «Списке Всемирного наследия».
Германия и Франция (с 39 пунктами) делят в нем почетные 4 - 5 места.
Вот некоторые объекты на территории Германии: соборы в Ахене и в Шпайере, епископская резиденция в Вюрцбурге, монастырь Маульбронн, «Старый город» в Регенсбурге, Кёльнский собор, дворцы и парки Потсдама, Музейный остров в Берлине, «Классический Веймар», оперный театр в Байройте, монастырский остров Райхенау на Боденском озере, ганзейский город Любек, и другие.

Еще один объект в Германии взят под охрану ЮНЕСКО уже в 2014 году.
Как сообщила пресса, 21 июня с. г. на заседании Комитета Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Дохе (Катар) была удовлетворена заявка Германии о присвоении высокого статуса бывшему имперскому аббатству ордена св. Бенедикта в Корвее, расположенному на реке Везер, в 2 км от вестфальского города Хёкстер.
Известно, что Германия еще 15 лет тому назад подала заявку на 700 страницах с аргументами, доказывающими, что один из древнейших памятников монастырского зодчества на территории Центральной Европы, старинное аббатство Корвей, достойно быть включенным в «Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО».

Аббатство было основано в 815 году монахами-доминиканцами французского королевского аббатства св. Петра в Корби по воле императора Карла Великого. Этот имперский монастырь должен был стать еще одним форпостом христианизации.
Нижнесаксонскую обитель вначале называли "Nova Corbeia" («Новый Корби»), позднее это название видоизменилось в «Корвей». Корвей часто видел в своих стенах германских монархов, которые одаряли его привилегиями. Точно известно о более чем 20 посещениях этой обители королями и императорами, а также проводившихся здесь придворных советах.
В период наибольшего могущества у аббатства насчитывалось более трех десятков земельных владений. Некоторые находились в сотнях километров от него. Аббатство претендовало даже на остров Рюген и его окрестности.

В Средние века Корвей превратился в крупный культурный центр, где получили образование «апостол Севера» миссионер Ансгар (801-865), крестивший скандинавов, и историк Видукинд Корвейский (ок. 925-980), автор хроники «Деяния саксов». Монастырская библиотека хранила бесценные рукописи, включая пять первых книг «Анналов» Тацита.
Здесь велись летописи («Корвейские анналы»), а также имелся известный в Европе скрипторий - мастерская по копированию рукописей. Уже значительно позднее в должности библиотекаря в Корвее был Август Генрих Гофман (1798-1874), автор текста «Песни немцев», третья строфа которой исполняется в гимне объединенной Германии.

С XV века начался упадок аббатства. Тем не менее, в 1792 году папа римский Пий VI повысил статус Корвея до княжества-епископства (подобно Вюрцбургу). Оно было ликвидировано в 1803 году при наполеоновской секуляризации.
В 1834 году владения в Корвее перешли по наследству в собственность герцогского рода Ратиборов, став его резиденцией. В 1840 году титул князя Корвейского и герцога Ратиборского получил принц Виктор Гогенлоэ-Шиллингсфюрст, старший брат будущего имперского канцлера Хлодвига фон Гогенлоэ. Благодаря усилиям Ратиборгов уникальный архитектурно-исторический памятник, дошел до наших дней в отличном состоянии.
На некоторых старых фундаментах были возведены новые здания в архитектурном стиле барокко. Внутренние помещения тоже перестроили, и на смену скромной монастырской обстановке пришел роскошный светский интерьер.
Пожалуй, главное, что удалось сделать хозяевам Корвея, это  бережно сохранить для потомков уникальный западный церковный фасад - импозантный вестверк (Westwerk).
Именно эта часть бывшего монастыря, играла главную роль в заявке на внесение Корвея в список Всемирного наследия. Старейший вестверк в Германии, величественный западный фасад монастырского храма в Корвее, напоминает об эпохе Каролингов и о так называемом «Каролингском возрождении», выразившемся в архитектуре обращением к античному зодчеству.

Вестверк, возведенный в романском стиле, имеет вид мощного крепостного сооружения, в нем находится главный церковный портал и хоры. Широко известно мнение специалиста в области оккультизма англичанина Р. Кавендиша (1930 г.р.) объясняющего это тем, что если «...восток (восход Солнца) ассоциируется с Христом, то запад (закат) ассоциируется с силами зла и смерти, которым нужно противостоять».
Первоначально вестверк был возведен с тремя башнями, но в XII веке среднюю убрали и увеличили высоту двух оставшихся. Строгость, мощь подчеркивают и внешний облик вестверка, и сохранившийся сводчатый колонный зал, и главное храмовое помещение, обрамленное с трех сторон галереей с аркадами. Здесь можно увидеть лепные фигуры и фрески по мотивам мифологии. Среди них есть изображение Одиссея и Сциллы (Скиллы), что является  уникальным для христианского храма.
Вторым историческим памятником в Корвее, о котором говорилось в многостраничной заявке Германии в ЮНЕСКО, являются ушедшие под землю остатки поселения Civitas Corvey.
Этот город рядом с монастырскими стенами был покинут в XIII веке из-за конфликта с жителями соседнего Хёкстера, считавшими, что развитие Civitas Corvey ущемляет их городские права. Существование скрытого землей города было доказано учеными уже в конце XX века.
Богатое историческое наследие Корвея, одного из крупнейших аббатств Раннего Средневековья, делает его бесценным памятником как немецкой, так  и мировой истории и культуры.