Основы логики в доступной форме

Михаил Обрубов
 
«Как-то Людвиг Фейербах поругался с Гегелем –
Разорвал на нём рубах и ударил мебелем».
(философские частушки)

Чёткость формулировок немецкого философа в переводе на русский превращается в философскую кашу. Есть за что мебелем бить.

Определение определения по Гегелю в русском переводе: «Качество, которое есть "в себе" в простом нечто и сущностно находится в единстве с другим моментом этого нечто, с в-нем-бытием, можно назвать его определением, поскольку это слово в более точном его значении отличают от определенности вообще. Определение есть утвердительная определенность как в-себе-бытие, которому нечто в своем наличном бытии, противодействуя своей переплетенности с иным, которым оно было бы определено, остается адекватным, сохраняясь в своем равенстве с собой и проявляя это равенство в своем бытии-для-иного».

Исходя из того, что каждая кухарка должна научиться давать определение предметам и явлениям, попробуем перевести философское определение на доступный язык.

Определение – это краткое непротиворечивое описание основного качества нечто, которое остаётся неизменным в процессе существования этого нечто и формирует единственный образ.

Пример: Пожар – это горение предметов, не предназначенных в данный момент к сжиганию. Костёр – сжигание предметов с определённой целью.

Рассудочное определение не несёт в себе внутреннего противоречия. Рассудок способен различить диалектические составляющие одного видимого явления, где горение предметов отличается от сжигания предметов.

Для диалектического мышления определение пожара как горения предметов требует большей конкретики: стихийное возгорание, поджег или неосторожное обращение с огнём. Любое простое определение может содержать в себе противоречие. Костёр может привести к пожару, но пожар не станет костром по определению, ибо в определении пожара есть уточнение «не предназначенных в данный момент к сжиганию». Русский язык различает поджёг, ведущий к пожару, и разжигание костра.

Спекулятивное мышление видит лишь предмет в огне как факт, объединяющий все противоречивые определения. Спекулятивное мышление не стоит отождествлять с называнием, которое не имеет отношения к философии, что любому дворнику известно.
Пожар есть пожар. Костёр есть костёр. Явление не есть название. В общем, как-то так.