Школа жизни

Виталий Бабич
 (выступление учителя из глубинки на научно-практической конференции)

Уважаемые коллеги! В нашей глубинке очень глубоко изучили проблематику современного образования. Позволю себе отойти от стандартов мышления и в очередной раз, как говорится в народе, встряхнуть проблему. Перед нами с вами проблема поиска той модели школы, в которой даже молодой учитель смог бы преподавать – что бы вы думали? – науку и, я б даже сказал, искусство жить так, чтобы не травмировать ни себя, ни природу, ни общество. Ведь, как сказал один мой ученик, рефлексируя свой дневник, «жизнь такова, какова она есть и больше ни какова».

Так какова же эта самая модель идеальной школы?..
Тут, однако, не обойтись без современных технологий. Представьте себя мозговую атаку на уроке истории в форме взаимообучения в мелких группах, озадаченных поиском решений проблемных ситуаций. Ученикам выпускного класса дана полная свобода действий – как сказал классик, то бишь Сергей Есенин, «Легким взмахом белого перста // Тайны лет я разрезаю воду». Так вот, потенциальные выпускники разрезают виртуальные проблемы, написанные на электронной доске. Сильные подтягивают слабых. Гиперактивные встряхивают пассивных. Процесс пошёл. На компьютерах фиксируются графики переменных АЙ-КЬЮ каждой группы. И вдруг, бац! Среди пассивных оказывается сам учитель истории – как-бы… А на его место, в прямом смысле слова, садится самый отстающий ученик – Вова Сидоров. Страсти накаляются, проблемы обсуждаются, Сидоров не теряется и входит в образ учителя и… В общем, эффективность метода колоссальная, даже Сидоров к концу урока пожалел о том, что все так быстро закончилось…
Но давайте, уважаемые коллеги, сейчас отстранимся от всяческих технологий и интерактивных форм и перенесёмся во внутренний мир Вовы Сидорова. Почему он тянет класс вниз? Потому что его тащат вверх, не учитывая проблемы самого Вовочки. Так вот, школе будущего необходим супер-, даже гиперпрофессиональный психолог. И не один. В каждый класс – по супер-гиперпсихологу! И чтоб не дергали их заучи по всяким формальным пустякам. Пусть гиперпсихолог Иванов работает с 11 Б классом, а гиперпсихолог Петров – только с 9 А. И пусть все гиперпсихологи уделяют особое внимание отличникам, а не только Вовочкам Сидоровым. У отличников проблем не меньше. Да и с родителями школьников поработать полезно. И с самими учителями –тоже.

Вот и вся модель. Высадить бы регулярный десант психологов и психотерапевтов в детские сады, школы, вузы, на предприятия, в правительство и тем более в тюрьмы – вот так, гляди, за пятилетку можно каждому помочь стать самому себе психологом. Вот такая вот школа жизни. Как говорится в народе, зачем кобыле той седло, когда давно копыта стёрлись. Зачем мы твердим о личностно-ориентированном подходе, удаляясь от личных проблем наших учеников?.. Вот и получается школа – вне жизни, а жизнь – не школа.
Зачем, как куклу ватой, набивать детей в старших классах школы теми знаниями… Нет, даже просто информацией, которую они не смогут закрепить на практике в ближайшем будущем? Как мы, учителя, можем открывать двери в большую жизнь выпускникам школы, имея лишь отдалённое представление о задатках и способностях некоторых из них? Это пусть администрация только двери открывает, а мы, педагоги (напомню, что «педагог» переводится с древне-греческого как «ведущий ребёнка»), должны, как минимум, вести детей по коридорам жизни. Поэтому без помощи психологов наше детовождение – как нарушение правил дорожного движения. Психологи в школе, если хотите – это те же самые инспектора ГАИ на дорогах. А когда ещё на учителя-предметника планирование и, обобщенно выражаясь, всякое там программирование уроков давит… О-о-о. Где ж тут найти ресурсы для творчества?..
Но всё-таки находят. Находят и у нас – в глубинке. Ибо, как сказал другой поэт, то бишь Николай Рубцов, «Перед этим // Строгим сельсоветом,// Перед этим // Стадом у моста, // Перед всем старинным белым светом // Я клянусь: // Душа моя чиста.

Приезжайте, коллеги, к нам в посёлок Макаренковский для обмена опытом и психологического оздоровления! И спасибо за внимание!


Октябрь 2010