Ч. 44 Побеждает, кто кого передумает

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/09/17/1527

Топить беспощадно

Часть 44. Побеждает, кто кого передумает

Капитан-лейтенант в двух словах объяснил безрадостную ситуацию матросам, один из которых был мотористом, а второй из штурманской службы, и предложил им единственный вариант спасения, какой он наметил. Оба согласились без колебаний. Офицер ещё раз объяснил, что каждый из них должен делать. Затем он погрузился в воду и ослабил захваты люка, ведущего в центральный отсек.

После этого каждый занял указанное Куртом Тебенёхансом место на трапе к выходному люку из боевой рубки. Он осторожно отдал крепления люка, настолько, чтобы стравить часть воздуха и ускорить поступление воды в боевую рубку. Когда она поднялась им уже по горло, капитан-лейтенант резко полностью открыл наружный люк.

Воздушный пузырь выбросил всех троих из боевой рубки. Кто занимался подводным плаванием, тот знает, что глубина тридцать метров очень серьёзная для пловца. Как потом с юмором заметил Тебенёханс, у него не было проблем с выдуванием воздуха из лёгких, его просто выдавило из них.

Троица держалась на воде тесной группой. Ночь была тёмной. Капитан-лейтенант увидел вдали свет маяка у входа в Ватерфорд, и, показав на него своим товарищам, сказал, что это их ориентир, по которому нужно плыть к маяку. Но очень скоро, через несколько минут, выяснилось, что сильное течение относит их от маяка.

Тогда Курт Тебенёханс сказал им, что бороться с течением бессмысленно, надо плыть по течению к едва видимой тонкой чёрной полоске берега. В темноте три человека разделились, и не видели друг друга. Капитан-лейтенант через некоторое время услышал крик о помощи одного из матросов, но в темноте не мог определить направление. Вскоре кричавший замолчал и не откликался.

Другой матрос тоже не откликался на зов командира подводной лодки. Курт был неплохим пловцом, но его ноги схватили судороги, а намокшая одежда тянула на дно. Проклиная себя за то, что он не сообразил скомандовать всем, снять одежду ещё при нахождении в рубке, офицер стал освобождаться от неё в воде.

С огромным трудом он стащил сапоги, тяжёлую куртку и свитер, оставшись в брюках, рубашке и носках. Капитан-лейтенант не забыл при этом снять с куртки Железный крест, и сунул его в карман брюк. Максимальная температура воды в тех местах в августе не бывает выше 16 градусов. Полтора часа капитан-лейтенант Курт Тебенёханс плыл к берегу, пока его не выудили из воды два ирландских рыбака, которые рыбачили в том районе на лодке.

Они услышали взрыв около полуночи, решили, что это подорвалось вспомогательное патрульное судно, и решили поискать уцелевших членов экипажа. Немецкого офицера приняли за моряка нейтральной страны с потопленного судна. Тебенёханс был в полубессознательном состоянии, на берегу его сразу отправили в госпиталь. Но выдать себя за моряка нейтральной страны, даже если у него и были такие мысли, не удалось.

Он лежал в кровати, когда в палату вошли два констебля. Один из них держал в руке Железный крест. «Вы немец?», - спросил он. Капитан-лейтенант утвердительно кивнул. «Тогда мы объявляем Вас военнопленным», - сказал констебль.

Подводная лодка UC-44 подорвалась на мине, которую поставила до её прихода подводная лодка UC-42 14-го июня. Всё произошло именно так, как рассчитали адмирал Бейли и умные люди в комнате № 40.

Курт Тебенёханс никому не мог об этом рассказать, потому что он был уверен, что подлодка подорвалась на их девятой мине. Устройства установки мин были несовершенны, несколько подводных лодок серии UC (минные заградители) погибли от взрыва собственных мин при их установке, поэтому капитан-лейтенант рассуждал вполне логично.

Комната № 40 потопила вражескую подводную лодку, выиграв битву умов. Прекрасно сказал по подобному случаю, покойный писатель-фронтовик Борис Львович Васильев в своей повести «А зори здесь тихие» словами старшины Васкова, что на войне побеждают ни кто кого перестреляет, а кто кого передумает.

Сотрудники комнаты № 40 заманили германскую подводную лодку на относительное мелкое место, чтобы достать секретные документы из погибшего корабля. Им это блестяще удалось. 6-го августа британские водолазы извлекли из обломков журнал ведения боевых действий, шифровальную книгу и несколько секретных документов, карты с прокладкой курса, с указанием глубин погружения, времени, приливов.

Среди добытых секретных документов была инструкция о прохождении германского минного заграждения в Гельголанд Байт. Не менее ценной была инструкция, как проходить английское минно-сетевое заграждение, установленное по приказу адмирала Бейкона, и уклоняться от дуврских патрульных судов.

26-го сентября подводную лодку подняли спасательные суда и отбуксировали в бухту, где английские специалисты тщательно изучили её устройство, обратив особенное внимание на радиоаппаратуру. Тела погибших подводников похоронили с воинскими почестями. Из тридцати членов экипажа в живых остался один командир.

Этот эпизод показал уровень достижения британской радиоразведки.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/25/781


На фотографии: мины, которые извлекли англичане из подводной лодки UC-44.