Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Зоя Орлова
Знакомясь с лирикой великого поэта, мы задумываемся над многими проблемами пушкинского времени, и один из вопросов таков: "В чём проявляется избранничество поэта, как видел и понимал предназначение поэзии А.С.Пушкин?"
Тема поэта и поэзии в его лирике освещается всесторонне, так как это серьёзный и важный для творческой личности вопрос.

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, Пушкин говорит о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям Божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права  на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души.

«Вещим» поэт становится при условии, если избавится от празднословия и лукавства, а «грешный язык» будет заменён на «жало мудрыя змеи». Это значит, что в творениях своих поэт должен отражать гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы исполнять свою миссию. А для этого и «трепетное» сердце будет заменено на «угль, пылающий огнём». В таком случае поэт способен «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела. Это и является великой миссией пророка.

По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. Подчиниться он может разве что «воле божией» – «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о  муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник».  Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной». Эта особенность творчества Пушкина отражена в стихотворениях «Поэту», «Поэт», «Поэт и толпа».

Что же имел в виду лирический герой стихотворения «Поэту», призывая «не дорожить любовию народной»?
В данном случае это означает «не искать признания, лестных оценок и похвал». Автор прав, так как добиться искренности в оценке творчества от современников трудно, а угождать «толпе» вовсе негоже человеку с чувством собственного достоинства. Действительно, разве можно сохранить своё право на свободу выражения мысли в соответствии со своими убеждениями, если прислушиваться к тому, что скажут по этому поводу критики или представители власти? Тем более, если поэт является образованным человеком, творческой личностью, он не сможет «писать по заказу», угождая определённым лицам. При наличии таких качеств, как самокритичность и взыскательность, он сам себе судья. Поэтому бранью толпы поэту следует пренебрегать, если в душе его горит «волшебный дар», который позволяет дарить плоды своего труда истинным ценителям поэзии.

Образ поэта в лирике Пушкина многогранен: это и пророк, и гражданин, и увлечённый человек, подчиняющийся вдохновению, и величественная фигура, как монумент, который «вознёсся выше... главою непокорной Александрийского столпа». Муза поэта соответствует его собственным  духовным  потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним, как в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

«Вещим» поэт становится потому, что он о чём-либо «вещает», сообщает миру. Но «вещим» его называют и за дар предвидения (от слова «вещун», предсказатель), поскольку является он  пророком  и должен направлять свою мудрость на благо человечеству. Если же поэт отступит от главных заповедей, то среди «детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Душа поэта, как и его лира, не имеет права на лень или равнодушие. Поэтому, едва

...божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся...

Сам процесс творчества для настоящего мастера как священный ритуал, наслаждение и призвание:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем...

Для творческой личности необходимо, чтобы мысли в голове «волновались в отваге», тогда написание стихов будет плодотворным:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Творчество – это корабль, отправляющийся в плаванье. Такой образ-символ Пушкин создал в «Осени», где писал о любимом времени года, наилучшем для творческого процесса (в его понимании). И когда паруса поэзии наполняются ветром, то «...громада двинулась и рассекает волны».

Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Если стихи находят отклик в душах читателей, значит, они заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Можно с уверенностью сказать, что в образе поэта, нарисованном во многих стихах Пушкина, легко узнаётся сам Александр Сергеевич.