НЛО

Камиль Хайруллин
К.Х.Хайруллин (Казань)

НЛО и игра «в круги и похищения»

Как известно, истина, выходящая далеко за пределы привычного опыта проходит три стадии своего развития – этого не может быть; в этом что-то есть; да, это так. Истина об НЛО в настоящее время находится на своей второй стадии. Но на путях дальнейшего  научного постижения природы неопознанных летающих объектов лежат многочисленные преграды и трудности. И дело здесь не только в сложности и неуловимости феномена НЛО. Если воспользоваться радиотехнической терминологией, то проблема НЛО – это тот случай, когда трудно выделить сигнал из шума, т.е. отделить  истинную информацию об НЛО от дезинформации (мистификации, фальшивки, галлюцинации и т.п.) и информации к феномену  не относящейся (наблюдения необычных атмосферных явлений, земной летательной техники, метеозондов, падения и сгорания частей космических ракет и т.д.). Поэтому остро стоит вопрос о достоверности сообщений об НЛО. Усложняет ситуацию и военный фактор: за НЛО очевидцы нередко принимают секретные испытания военной техники, о которых прямо сказать нельзя. Есть даже мнение о том, что существуют некие секретные организации, которые стремятся скрыть информацию об НЛО, преследуют и запугивают очевидцев и распро-страняют дезинформацию  о феномене. Военным ведомствам и спецслужбам  разных стран будто бы известно гораздо больше об НЛО, чем остальной общественности. Короче говоря, собственные человеческие тайны накладываются на тайны, связанные с чем-то чужим и непонятным.
Во второй половине ХХ века появилась уфология, целая дисциплина об НЛО, сложившаяся, прежде всего, за рубежом, а также получившая определенную разработку в нашей стране благодаря усилениям некоторых энтузиастов. Уфология во многом не признается официальным сообществом и относится к числу паранаук. Однако настоящее время уфологией, как бы к ней не относится, накоплен огромный материал об НЛО, который просто так нельзя проигнорировать. Экспертизы многих тысяч наблюдений  НЛО приводят к выводу, что какую-то их часть нельзя объяснить известными причинами. Иначе говоря, НЛО можно рассматривать в качестве источника таин-ственной информации и примера вторжения неведомой реальности в наш привычный земной мир, реальности, в большей мере носящей виртуальный характер.
Большинство уфологов придерживается «инопланетно-пришельческой» версии объяснения природы НЛО. Нам представляется, что ситуация с НЛО является гораздо более сложной и многозначной, хотя с такой оценкой в принципе согласились бы все, кто интересуется данной проблемой. Феномен столь многогранен и загадочен, что крайне трудно привести все его стороны и аспекты, так сказать, к одному знаменателю. Мы хотели бы обратить внимание только на информационно-символические и игровые проявления НЛО.
Виртуальная реальность часто истолковывается  как нечто зыбкое, эфемерное, неуловимое и ускользающее. Именно такими признаками обладает феномен НЛО, который, несомненно, относится к аномальным и озадачивающим явлениям, ставящим человеческое познание в тупик и выводящих за пределы сложившихся схем понимания и объяснения. Характеризуя НЛО, один из западных уфологов Тони Ньюжент пишет, что «…феномен остается расплывчатым, мистически паря в сумеречной зоне между физическим и психическим, между объектами пространства и времени, образами сновидений, между фактом и вымыслом, между этим миром и другими мирами. Из этой сумеречной зоны НЛО появляется… как вызов всем нашим привычным способом видения» [цит.по 1, с.31]. Таким образом, требуются нетривиальные подходы при осмыслении поведения НЛО и той информации, которая обнаруживается при контакте с ними.
НЛО связывают еще с одним феноменом,  получившем название «круги на полях» (КНП). За последние десятилетия в разных странах (Анг-лия, США, Канада, Япония, Австралия, Израиль, Россия и др.) зафиксировано несколько тысяч случаев таинственного появления  на полях пшеницы и иных злаковых культур масштабных (в десятки метров) кругов, разнообразные сочетания которых составляют весьма сложные симметрии и конфигурации. Западные исследователи феномена сформировали даже особую дисциплину, изучающую КНП и названную цереологией.
Следует сказать, что некоторые КНП имеют вполне естественное происхождение. Они создаются такими природными силами, как вихри, смерчи и электромагнитные воздействия атмосферы. Немало среди КНП и подделок, т.е. кругов, сотворенных людьми, любителями шуток и розыгрышей. Однако сейчас цереологи умеют отличать «подделки» от «подлинных изображений», произведенных неизвестными силами. Дело в том, что в последних стебли растений никогда не бывают надломленными. Они лишь пригнуты к земле, располагаясь в строго определенном направлении. Во-вторых, растения несут в себе следы каких-то полученных облучений микроволнового характера. Кроме того, весьма сложные и масштабные конфигурации на полях появляются достаточно быстро, как правило, в ночное время, и, по мнению большинства цереологов, люди на такое не способны. Например, в Англии был зафиксирован такой случай. Пилот, пролетавший над знаменитым Стоунхенджем, не заметил ничего особенного, а когда возвращался через 15 минут, на окружающем этот памятник поле появилась гигантская ком-позиция из 149 кругов различного диаметра [2, с.295].   
Многие жители населенных пунктов, вблизи которых на полях поя-вились загадочные круги, утверждают, что ночью слышали какие-то жужжащие звуки или гул, видели движущиеся огни и полосы света в том месте,  где утром были обнаружены эти конфигурации. Отдельные свидетели говорят, что видели в небе некие летающие объекты и будто бы в нескольких случаях даже удалось заснять на фото- и кинопленку их деятельность по созданию КНП.
Интересно отметить, что КНП в последние годы обнаруживают тен-денцию к усложнению своих фигур. Теперь можно говорить не просто о кругах, а о целых картинах на полях. Термин «круги» стал чисто условным, и наряду с ним цереологами  используются новые термины: «пиктограмма», «картина», «агросимвол».
Удивительны две прямоугольные картины, появившиеся в августе 2001 года в английском графстве Хэмпшир на пшеничном поле в местечке Чиболтон недалеко от радиоастрономической обсерватории, на одной из «картин» достаточно четко проступает человеческое лицо, а на другой – символическое изображение, похожее на закодированное радиопослание о Солнечной системе, земной жизни и человеке, отправленное американскими астрономами в 1974 году в сторону звездного скопления М13, расположенного на расстоянии 23 тысячи световых лет от Солнца в созвездии Геркулеса. Первая «картина» имеет габариты 49;55 метров, а вторая – 26;61 метра. Еще более впечатляет огромная «пиктограмма», появившаяся  почти ровно через год на поле, находящемся в местечке Крэбвуд, принадлежащему также графству Хэмпшир. На ней изображен лик человекообразного существа и большой круг с многочисленными символами. Лик окаймлен рамкой, а круг наложен на нее, как печать на фотографию в каком-то удостоверении личности. Размеры «пиктограммы» составляют 76;110 метров. Все три изображения можно было увидеть с высоты птичьего полета  [3].
Итак, есть основания полагать, что полевые «художества» - это продукт творчества НЛО, хотя причастности к этим «художествам» людей, вооруженных какими-то хитроумными средствами, все-таки полностью исключить нельзя. Но допустим, что КНП рисуются неким нечеловеческим разумом с помощью принадлежащих ему НЛО. Резонно встает вопрос: а что он хочет этим сказать земным людям? Во-первых, этот разум через КНП может обозначать свое присутствие и передавать своего рода привет землянам. Во-вторых, он может посылать некое сообщение, закодированное каким-то образом в линиях, формах, площадях и пропорциях данных геометрических фигур. В этом сообщении может содержаться информация о самом ином разуме и его намерениях, программ действий, месторасположении и т.д. В-третьих, КНП могут быть энергоинформационным откликом, особым эхом, производимым иным разумом в качестве реакции на технологическую и информационную деятельность человечества на Земле.
Насколько нам известно, никаких серьезных исследований по систе-матизации, обобщению массива имевших место КНП и попыток расшифровки содержащейся в них информации  пока не предпринималось. Сообщалось лишь, что процесс образования многих КНП подчиняется математическим правилам, связанных с числами Фибоначчи, «золотым сечением» и некоторым другими пропорциями [2, с.294]. Думается, необходимо привлечение ученых, прежде всего, математиков, к изучению геометрических структур, которых включают в себя КНП.
Складывается впечатление, что кто-то ведет непростую игру с чело-вечеством и время от времени подбрасывает ему головоломки. Обнаруживая себя в виде НЛО, КНП, гуманоидов, возможно, полтергейста и иных аномальных явлений, этот виртуальный автор необычных феноменов будто следит за реакцией людей на эти феномены и осуществляет тестирование на их сообразительность и адекватность их поведения при встрече с аномальным. Кстати сказать, очевидцы с летящих самолетов, едущих поездов и автомобилей, плывущих кораблей нередко рассказывают, что сопровождающие их НЛО, как бы играя, выстраивались и образовывали различные фигуры, гонялись друг за другом, повторяли обращенные к ним сигналы и т.п. Данные наблюдения свидетельствуют об игровом аспекте в феномене НЛО.
В данном аспекте можно рассмотреть полуфантастические истории о похищениях энлонавтами людей, которых после проведения над ними определенных манипуляций возвращают прежнее место. Если в случае с КНП мы имели дело с реальным физическим явлением, то при оценке этих историй мы имеем дело с субъективным психологическим опытом людей, утверждающих об их похищении пришельцами. В такой ситуации объективно доказать были ли на самом деле эти похищения, не представляется возможным. Речь  может идти только о переживании похищений. Конечно, эти переживания можно объявить фантазиями, игрой воображения людей, начитавшихся фантастической литературы и насмотревшихся фильмов о пришельцах. Но психиатры, работавшие с «похищенными», утверждают, что «опыт» последних просто так проигнорировать нельзя и то, что с ними что-то произошло, - это факт [4]. У этих людей обнаруживаются шрамы, порезы, ожоги, ссадины, а иногда и «вживленные» в тело небольшие инородные предметы (имплантанты) неизвестного назначения. Они страдают кошмарами, хроническим нервным возбуждением, депрессией, т.е. ведут себя как люди, пережившие серьезную психическую травму. Сам процесс переживания похищения носит во многом сновиденческий характер. В этом переживании имеют место нелинейность разворачивания событий, утрата чувства времени, провалы памяти, быстрая смена действий и т.п. В переживании настойчиво повторяются с некоторыми вариациями сюжет, связанный с контактом с чужими человекоподобными существами, которые уносят человека на свой корабль, осуществляют медицинский осмотр похищенного, берут пробы из его тела, особо обращая внимание на репродуктивные органы и будто бы проводят эксперименты по выведению гибрида человека и пришельца, иногда даже  вынуждая  похищенного вступить в половую связь с одним из энлонавтов. Сразу скажем, что мы весьма скептически относимся к уфологической «теории», согласно которой энлонавты якобы заняты реализацией некой программы по выведению новой гибридной расы человечества на основе скрещивания людей и инопланетян. Спрашивается: зачем это нужно способным менять свой облик существам, носящих во многом фантомный характер? Да, и с биологической (генетической) точки зрения подобное скрещивание выглядит несуразным.
На наш взгляд, информация, содержащаяся в переживании похище-ния, может носить символический характер. Не исключено, что здесь мы имеем дело с иным разумом, который не только проявляется в биосфере в виде НЛО, КНП и других аномальных феноменов, но и вторгается в психическую сферу человека, инициируя у него определенные переживания. Обратим внимание на концепцию американского философа М.Гросса, в которой предпринята попытка расшифровать символику переживания похищения.
По мнению Гроссо, переживание похищения, выступающее как кол-лективное и повторяющееся сновидение, есть своеобразное послание некоего доброжелательного Мирового разума человечеству, послание, выражающее в символической форме направления эволюционных изменений, необходимых для его выживания. Это  сигнал SOS  от неведомого Мирового разума человечеству, накопившему горы смертоносного оружия и своим бестолковым, прежде всего, в экологическом отношении развитием поставившем самого себя и земную биосферу на грань вымирания.
Гроссо следующим образом интерпретирует эпизоды «драмы» похищения. Осмотр «похищенного» и взятие проб с его тела некими существами – это намек на то, что люди больны и нуждаются  в исцелении. Вид серого пришельца с большой головой и хилым тельцем будто бы символизирует будущих ненормальных детей, рождаемых в условиях разрушающейся естественной среды. Образ ребенка-гибрида, продукта скрещивания пришельца с человеческим существом – это символическое выражение потребности обновления человеческого рода, потребности укрепления его генофонда, осуществляемого в том числе и с помощью генетических экспериментов. В конечном счете истории о похищениях являют собой особого рода диагностическое, предупреждающее сновидение, исходящее от Мирового разума, пророчество, которое, будучи правильно истолковано, должно подстегнуть людей к правильным действиям [1, с. 188-192].   
Разумеется, концепция Гроссо, имеющая религиозный подтекст носит сугубо умозрительный характер и может вызывать выражения. Туманно представление о Мировом разуме, являющегося по существу добрым богом. С одной стороны, это нечто вроде планетарного коллективного разума человечества, выражающего его глубокие устремления, а с другой – это трансцендентная сущность, пребывающая вне мира. Можно дать и иное истолкование образам переживания похищения.
Но нам важно выделить сам подход Гроссо, заключающийся в символической трактовке таких переживаний и обозначающий присутствие нечеловеческого разума.
Любопытна и точка зрения другого западного автора К.Рашке, полагающего, что необычайные переживания кем-то  насылаются на человечество не для того, чтобы  передать информацию, а чтобы сбить людей с толку с целью их скорейшего отказа от устаревших привычек в мышлении и практической деятельности и перехода на пути обновления. В связи с этим НЛО и контакты с ними Рашке назвал «инопланетными факторами культурной деконструкции» [1, с.206]. Такой подход также создает впечатление, что кто-то ведет с человечеством какую-то виртуальную игру.
Итак, НЛО, порой демонстративно выстраивающие геометрические фигуры в небе и показывающие недоступные для земной техники возможности (мгновенные исчезновения, зигзаги в движении, связанные с колоссальными ускорениями и др.), причудливые «картины» на злаковых полях, несущие в себе какую-то информацию, наконец, странные истории о похищениях, носящие во многом сновиденческий характер, приводят к вполне логической догадке: а не являются ли все эти аномальные феномены звеньями одной цепи событий, за которой скрывается их общий источник – некий  разум (возможно, искусственный), принадлежащий неведомой внеземной цивилизации. По нашему мнению, есть шансы для того , чтобы эта догадка стала со временем научной гипотезой.
Если уфология стремится стать наукой, то она должна более взве-шенно и критически относиться к себе самой. Важно для нее не обожеств-лять или демонизировать этот предполагаемый разум, наделяя его признаками всемогущества и  вездесущия, признаками великой доброты или великого зла. Во-первых, придание нечеловеческому разуму почти сверхъестественного статуса развивает религиозные умонастроения, дает основу для формирования псевдорелигиозных сект, утверждающих культ НЛО и ожидающих помощи от всемогущих инопланетян, которые якобы спасут человечество.   Во-вторых, указанный подход создает из  этого разума некое мистическое пугало для официальной науки, укрепляя в сознании ученых так называемый «эффект отторжения», заключающийся в том, что гораздо легче отрицать присутствие чего-то неуловимого, таинст-венного, непонятного, чем пытаться это что-то как-то объяснить.
Ничего, кроме вреда, не может принести мистическая трактовка НЛО как манифестации потусторонних сил, чуда, нарушающего действия объективных законов и т.п.
На наш взгляд, нет оснований для того, чтобы превращать разум, возможно, скрывающийся за НЛО и сопутствующими феноменами, в некоего контролера или даже режиссера всей человеческой истории. Да, можно допустить, что некто разумный время от времени проявляет свое присутствие в земной биосфере, эпизодически вторгается в человеческую жизнь, стремится в символической форме передать людям какую-то информацию и будто бы ведет своего рода игру  с человечеством, постоянно ускользая от него и не вступая с ним в открытый и последовательный контакт. Этот некто может оказаться весьма хитроумным генератором виртуальных реальностей. Такие предположения правомерны, но не более того.
И последнее. Какова бы ни была природа феноменов, связанных с НЛО, на сегодняшний день можно сказать, что они выступают своеобразным зеркалом тайны, в котором отражается сам человек с его надеждами, страхами, ожиданиями и фантазиями. Думается, заслуживают серьезного обсуждения вопросы, касающиеся человеческой безопасности при встрече с аномальными явлениями. Но это уже другая тема.
Литература:
1. Ринг Кеннет. Проект «Омега». – М.: Изд-во Трансперсонального Ин-та, 1998. – 256 с.
2. Замойский Л.П. НЛО. Они уже здесь. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 382 с.
3. Ильин В. Круги на полях разных стран// НЛО, 2003. - № 33. – С.4-5.
4. Мэк Д.И.Встречи с пришельцами. – М.: Крон-Пресс, 2000- 479 с.