Верочка. Взгляд из коляски

Серафима Лежнева Голицына
  Верочка помнит себя очень рано, иногда она помнит себя даже на руках у мамы. Многие удивляются такой ранней памяти, но это нормально. Она всегда была девочкой смышлёной.

   Этот рассказ про то, что видела Верочка, сидя в коляске. Не надо думать, что в ту пору Верочка была грудным ребёнком. Возможно, в "сидячей" коляске её возили лет до двух, а может, и меньше. Кто теперь сможет дать ответ на этот вопрос? Все самые близкие люди Верочки - мама, папа и бабушка давно умерли.

   В ту пору мама вывозила Верочку на прогулку в "сидячей" прогулочной коляске. Такие коляски, бывшие в употреблении в прежние времена, очень отличались от теперешних. Они представляли из себя креслице на высоких рессорах, с низкими краями и спинкой, ребёнка в этом высоком креслице на колёсах фиксировала лишь неширокая резинка, которую пристёгивали поперёк его тела к другой стороне коляски. Эта резинка, выполнявшая роль страховки, не прижимала малыша к спинке коляски плотно, а лишь была натянута на некотором расстоянии впереди него.

   Верочка очень боялась ездить в этой высокой коляске. Она даже помнит её цвет. Коляска была коричневой.

   По утрам мама вывозила свою маленькую дочку на прогулку.

   Выезжая с мамой из парадной в своей коляске, Верочка знала, что справа от дверей их будет ждать человек.

   Это выглядело так. Высокий худой мужчина в длинном пальто и шляпе с "заломом" по моде того времени стоял справа от парадной, и, глядя куда-то в даль, курил папиросу, красиво держа её на расстоянии от лица длинными пальцами руки.

   Появление молодой женщины с коляской не проходило незамеченным. Мужчина бросал      папиросу в урну, подходил к Верочкиной коляске, и, глядя на неё серьёзными тёмными глазами, говорил всегда одну и ту же фразу:

   - А я поджидаю Верочку. Курносые носы - моя слабость!

   Верочке было очень приятно осознавать, что она, такая маленькая девочка, нравится красивому взрослому мужчине. Удивительно, но Верочка уже в ту пору начала отличать красивых мужчин от всех прочих. Красивыми были Верочкин папа, её синеглазый и белокурый дядя - поляк, и Георг Отс.

   Георга Отса, неповторимого баритона из Эстонии, и просто приятного во всех отношениях человека, Верочка знала столько, сколько помнила себя. Дело в том, что Верочкин папа во времена её раннего детства служил в Военном флоте в городе Таллине, там же родились его дети - Верочка и её брат Миша. В Таллине Верочкины родители прожили первые семь лет своей супружеской жизни, в этом городе у них осталось много друзей, и в последующие годы мама часто ездила в Таллин к своей лучшей подруге, Верочкиной крёстной, Нине Кяо. Дочку Верочкина мама брала с собой.

   Верочкина крёстная мама была женой члена правительства Эстонии того времени, Владимира Кяо, в их просторной министерской квартире собирались интересные люди, их друзья.

   Бывал в доме у крёстной и Георг Отс, которого все в Таллине, и не только в Таллине, очень любили, как человека, но ещё больше, как удивительно прекрасного исполнителя песен и арий из опер. У Георга был ни с кем не сравнимый баритон. Особенно хорош Георг Отс был в оперетте "Мистер Икс", но об этом Верочка узнала спустя много лет.

   Он был обворожителен - высокий (так казалось Верочке), немного плотный, с красивым спокойным лицом. Когда Георг говорил, необычно мягкий тембр его голоса завораживал слушателей, приковывая их внимание к его неторопливой речи с интересным и приятным акцентом.

   Георг Отс любил маленькую Верочку. Верочка была совсем светленькая, с серыми глазами, её даже на улице часто принимали за эстонку. Великий певец, приходя в гости к Верочкиной крёстной, брал маленькую Верочку на руки, и весь вечер она сидела у него на коленях, чувствуя себя совершенно счастливой.

   Уже в ту пору, будучи совсем крошкой, Верочке приятно было находиться рядом с КРАСИВЫМ МУЖЧИНОЙ. Ещё приятнее было думать о том, что она, Верочка, НРАВИТСЯ такому красавцу с приятными лицом, голосом, добрыми тёплыми большими руками.

   Но вернёмся к началу нашего рассказа. Мужчина в длинном пальто выбрасывал в урну папиросу, и дальше Верочкину коляску на прогулке вёз он, а мама шла рядом, разговаривая с этим человеком о чём-то, понятным лишь им двоим.

   Верочке всегда было страшновато ездить в своей высокой коляске, а тут ещё её вёз чужой человек, к тому же, занятый беседой с мамой. Верочка крепко цеплялась ручками в боковые края коляски, чтобы её ненароком не выронили на асфальт. Особенно неприятными были моменты, когда коляска съезжала с поребрика тротуара вниз, на проезжую  часть, или въезжала на паребрик тротуара снова после того, как проезжая часть улицы была пересечена.

   В таких случаях коляска Верочки резко наклонялась, и она съезжала в своём креслице вниз сидячей части коляски. Эти резкие наклоны коляски то вниз, то вверх в совокупности с тем, что в такие минуты опасности никто - ни мама, ни их спутник, не смотрели в её сторону, заставляли Верочку думать о том, что ей нужно самой заботиться о своей безопасности.

   Эти прогулки с соседом по парадной были регулярными, но они не нравились Верочке по двум причинам: во-первых, занятая беседой со своим другом, мама совсем не обращала на неё и её безопасность внимания, во-вторых, мамин друг был вероломным человеком. Ведь он встречал Верочку словами: "Курносые носы - моя слабость", давая девочке понять, что он ждёт их с мамой ради того, чтобы полюбоваться на Верочкин курносый нос. На деле же всё было иначе. Во всё время прогулки этот человек больше не смотрел на Верочку, и получалось обманом то, что он говорил ей в начале...

    Однажды, много лет спустя, Верочка напомнила своей уже старенькой маме о тех временах, когда мама со своим другом гуляли, разговаривая обо всём, и совершенно не обращали внимания на неё, маленькую девочку в коляске.

   - Неужели ты это помнишь?, - изумилась Верочкина мама, - ведь ты тогда была совсем крохотной!

   - Да, я всё помню, - сказала Верочка, - даже то, что пальто у нашего соседа было коричневого цвета.

   - Ты не могла тогда различать цвета!, - усомнилась мама.

   - Наверное, я не знала, как называется цвет, но я его запомнила. Моя коляска тоже была коричневой, но намного светлее, чем пальто соседа. Коляска была почти рыжей.

   - Это невероятно!, - сказала мама, - если бы я знала, что ты, такая кроха, уже всё понимаешь, да ещё и запомнишь это на всю жизнь...

   - Что тогда?, - улыбнулась Верочка маме.

   - Я вела бы себя осмотрительнее рядом с тобой. Ты, конечно, не можешь помнить, как звали того человека? Он жил на втором этаже нашей парадной вдвоём со своей мамой.

  - Конечно помню, - сказала Верочка, - этого человека звали Толя Гутерман.

  - Толя Шустер, - поправила Верочку мама.

  - Вот видишь, я не всё правильно запомнила, - сказала Верочка, - и, ты знаешь, я до сих пор злюсь на этого человека.

  - Но почему?, - спросила мама.

  - Это был первый мужчина, который меня обманывал, - серьёзно сказала Верочка. - Именно тогда я узнала, что такое предательство.

  - Чтооооо?, - у мамы на лице была крайняя степень удивления.

  - Встречая нас, дядя Толя делал вид, что ждёт нас потому, что ему нравлюсь я. И я верила ему. А потом, за всё время прогулки он ни разу не смотрел в мою сторону, и ничего больше мне не говорил. Даже прощаясь с нами, он говорил: "До свидания, Ларочка. Спасибо за приятную прогулку. Завтра я буду ждать тебя, как обычно?" Со мной же он не прощался даже, как будто меня вообще не было. И это очень обижало меня. Мог бы просто ничего мне не говорить. Но он зачем-то лгал мне, встречая нас.

  - Это невероятно, - снова сказала Верочкина мама, - ты уже в те времена мыслила такими категориями?

  - Наверное, да.

  - Даааа..., - проговорила в задумчивости мама, - ты всегда была очень ревнивой. Однажды я с тобой на руках подошла к Мише, он был чем-то расстроен, и я, погладив его по голове, сказала: "Ты мой любимый мальчик!" А ты отвернулась от меня, и ещё долго не хотела поворачиваться ко мне лицом. И я поняла, что тебе не понравилось, что я ласкаю Мишу в твоём присутствии. Ты и это помнишь?

  - Нет, - улыбнулась Верочка, - наверное, тогда я была совсем маленькой. Но то, что ты сейчас сказала о ревности...

  - Это правда?, - спросила мама, поглядев на Верочку поверх своих очков.

  - К сожалению, да. Я всегда была слишком ревнивой, это ты правильно подметила. И это качество приносило мне в жизни немало неприятностей. Я очень ревновала тех, кого любила. Правда, я никогда не показывала вида, что ревную, но это чувство порой мучило меня так сильно, что моя любовь почти всегда приносила мне и очень большую боль...

18.09.2014.13:22.