Кометно-астероидная опасность

Камиль Хайруллин
К.Х. Хайруллин (Казань)
Космизм и кометно-астероидная опасность
 
Земля – это родина и планетный дом человечества, и очевидно, что земная природа играет главную роль в его экологической истории. Но нельзя игнорировать и того, что человечество живет и развивается под влиянием множества внеземных космических факторов. Понять глубже прошлое (в том числе и доисторическое) человеческого рода и предвидеть  его будущее можно только при учете влияния этих факторов. На таком подходе настаивает философия космизма, ставящая задачу воссоздания эколого-космической истории человечества [1].
Космизм – это сложный мировоззренческий феномен, в котором проявляется стремление связать воедино космос, жизнь и разум, а человека представить как неразрывную составную часть космоса. Космизм утверждает, что жизнь и разум нельзя глубоко познать без учета космических аспектов их бытия, а строение и эволюцию космоса, в свою очередь – без присутствия в нем жизни и разума как фундаментальных факторов его существования и развития. Большой вклад в разработку космизма внесли русские мыслители Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.
Обоснование единства космоса, жизни и разума может вестись различными способами, которые существенно зависит от того, какая общая картина мира при этом используется. Последняя может быть и религиозно-мифологической, и натурфилософской, и естественнонаучной, и общенаучной. Это обуславливает разнообразие форм космизма как определенных мировоз-зренческих концепций.
Философия космизма в широком смысле – это теория и история космиз-ма, а в более узком и строгом смысле – рефлексивный уровень космизма, его идейно-теоретическое ядро. В онтологическом аспекте данная философия выступает в виде проявляющейся в разных учениях космизма теоретической схемы, обосновывающей важную роль внеземной реальности для более глубокого и масштабного понимания основ бытия земной природы, жизни и человека. Нельзя ограничиваться рамками земной реальности при рассмотрении всего происходящего на нашей планете – такова установка онтологии космизма. Существуют  иные реальности, другие миры, со стороны которых и планета Земля и жизнь на ней испытывают разнообразные периодические (многократные) и разовые (редкие) воздействия, сказывающиеся на ходе всей земной эволюции. Речь здесь идет о широком спектре таких воздействий, начиная с космических излучений и ритмов, метеоритного вещества, попадающего на планету, и кончая возможными проявлениями внеземных форм жизни и разума в сфере земной природы. Мы остановим свое внимание только на земных катастрофах, вызываемых падением крупных  космических тел на поверхность нашей планеты.
Тема глобальных катастроф, имевших место в прошлом и могущих угрожать Земли и человечеству в будущем, является очень важной для космизма, выступающем в одном из своих аспектов поиском путей спасения человечества от возможных крупномасштабных катастроф. В одном из разговоров с А.Л.Чижевским К.Э.Циолковский сетовал по поводу того, что современное человечество индиффентно относится к угрозе такого рода катастроф, поскольку оно за последнее тысячелетие слишком избаловано общим спокойствием земной природы, хотя и часто происходят ее локальные «потрясения» в виде землетрясений, извержений вулканов, ураганов, цунами и др.  [2, с.400].
А великие катастрофы были и не раз в истории земной природы, в том числе и во время существования человека. [3]. Согласно палеонтологическим данным, за последние 250 миллионов лет  произошло не менее 10 массовых вымираний земных животных и растений. Такие вымирания, например, имели место 247 миллионов лет назад в конце пермского периода и 65 миллионов лет назад в конце мелового периода, когда вымерли динозавры.
Важно отметить, что любое мощное «потрясение» в земной природе чревато возникновением  цепной реакции других катастрофических процессов и событий. Например, падение на поверхность Земли астероида диаметром в несколько километров стимулирует землетрясения и извержения вулканов, вызовет пожары, ураганы, цунами, наводнения и др. Это нанесет колоссальный урон земной биосфере. Неизбежное помутнение атмосферы, наступившие вслед за этим мрак и холод затруднят осуществление процессов фотосинтеза растениями, что в свою очередь приведет к голоду и массовому вымиранию многих земных животных.
Ряд ученых (Л.Альварес, У.Уолбач и др.) высказали предположение о том, что причиной глобальной катастрофы, повлекшей за собой вымирание динозавров, стало падение гигантского метеорита на Землю. В отложениях конца мелового периода в разных регионах Земли было обнаружено много иридия, элемента весьма редко встречающегося в земных породах. Но иридий достаточно типичен для метеоритного вещества.  Кроме того, в тех же отложениях были найдены следы сажи, свидетельствующие о больших пожарах, бушевавших 65 миллионов лет назад на Земле [4, c.22].
Кстати надо сказать, что еще в конце XVIII века  знаменитый француз-ский ученый П.Лаплас высказывал мысль о том, что массовые вымирания организмов связаны с падением на земную поверхность комет, приводившему к глобальному похолоданию климата нашей планеты[5, c. 130].
Кратеры на поверхности планет называют астроблемами. Последние, как полагают многие астрономы, имеют ударное происхождение. В настоящее время на Земле обнаружено более сотни астроблем. Например, на территории нашей страны это – Попигайская котловина в Сибири с внутренним диаметром в 75 км., два кратера у реки Кара, впадающей в Байдарадскую губу Карского моря с диаметрами 50 км. и 25 км., кратер Каменский с диаметром 11,5 км.., находящийся недалеко от Ростова-на-Дону и др. Хорошо изучен Аризонский кратер в США, имеющий диаметр 1,2 км. и глубину 170 метров. В радиусе 10 км. от кратера были найдены многочисленные обломки железного метеорита. У местных индейцев даже сохранилась легенда, согласно которой котловина появилась тогда, когда здесь приземлился на своей огненной колеснице бог, прилетевший с неба[6, с.18].
До сих пор мы говорили о доисторических катастрофах, вызванных падением крупных космических тел на Землю. Но были ли такие катастрофы в историческое время, когда уже на планете существовали цивилизации? Есть определенный основания для положительного ответа на данный вопрос.
При рассмотрении древних культур обращает на себя внимание то обстоятельство, что люди давних времен очень тщательно вели счет времени по Солнцу, Луне, звездам и внимательно следили за переменами, происходящими в небе. Спрашивается: зачем им понадобились такие точные календари, рассчитанные на многие годы вперед? Вряд ли все это можно объяснить только путешествиями душ умерших в небесный рай или нуждами сельского хозяйства. Можно сделать предположение о том, что древние боялись страшных и разрушительных ударов из космоса и в небесных сроках и переменах стремились их предвидеть. Наверное, не случайно почти у всех земных народов существует одно общее поверье: появление хвостатой кометы на небе – есть дурное предзнаменование, есть предвестник плохих событий на Земле.
Ряд ученых (Ш.Мастер,  Б.Пайзер и др.) полагает, что некоторые древние цивилизации могли погибнуть в результате падений больших метеоритов. В районе междуречья Тигра и Ефрата с помощью спутниковой фотосъемки были обнаружены следы метеоритных кратеров. Анализ взятых в кратере проб грунта показал,  что падение метеоритов произошло около 2300 года до н.э. Но это время является сроком внезапной гибели месопотамского царства Аккад. Тогда по-видимому, это древнее царство было «разбомблено» градом «небесных глыб» [7, с.258].
В 1908 году сибирскую тайгу в районе  реки Подкаменная Тунгуска по-тряс колоссальной мощности взрыв, поваливший лес на многих сотнях квад-ратных километров. Тогда на небольшой высоте взорвалось достаточно крупное космическое тело, природа которого до сих пор до конца не выяснена. К счастью, это произошло в безлюдном районе. Но нетрудно себе представить к каким  огромным жертвам и разрушениям мог привести этот взрыв, если бы он произошел над каким-нибудь городом.
В 1994 году астрономы наблюдали, как обломки кометы Шумейкера – Леви врезались в поверхность Юпитера. Огромные темные пятна, появившиеся после таких ударов на поверхности этой гигантской планеты, свидетельствуют о произошедшей там катастрофе. Данное событие не могло не заставить землян задуматься о том, что их может постичь такая же участь. О кометно-астероидной опасности заговорили как о реальной угрозе, стала высказываться мысль о необходимости создания «космического щита Земли», способного предотвращать столкновения нашей планеты с астероидами и кометами.
В США НАСА уже приступило к программе изучения «геокрейсеров», т.е. астероидов и комет, угрожающих в той или иной мере Земле [8]. Как можно более ранее обнаружение опасных космических тел, составление их каталога и постоянное слежение за ними, компьютерное выстраивание сценариев возможных столкновений с этими телами, выработка средств разрушения астероидов и комет на достаточно больших расстояниях от Земли или изменение траектории их движения на «безопасные» - таковы задачи, которые ставятся и уже решаются в рамках этой программы. Однако еще далеко до создания реально действующей системы по уничтожению астероидов и комет – «убийц».
Конечно, не следует разжигать излишние страхи по поводу кометно-астероидной опасности. Ведь вероятность столкновения Земли с крупным кос-мическим телом невелика. Но, с другой стороны, нельзя проявлять и беспечности в отношении этой опасности. Она касается всех людей Земли, и о ней должно знать человечество, должны знать правительства разных стран. Думается, создание «космического щита Земли» следует отнести к числу глобальных проблем человечества, требующих объединения усилий многих государств.
В конечном счете кометно-астероидная угроза касается безопасности всей земной биосферы, как экологической ниши для современных и будущих форм жизни. Философия космизма  утверждает, что человечество несет своего рода космическую ответственность за сохранность такого редкого «очага» жизни, разума и культуры, каким является планета Земля во Вселенной. И люди должны осознать эту ответственность и приложить свои силы и умения для защиты себя и своей планеты от внешних космических угроз.

Литература
1. Хайруллин К.Х. Философия космизма. – Казань: Изд-во «Дом печати», 2003. – 370 с.
2. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолков-ским: Воспоминания. – М.: Мысль, 1995. – 735 с.
3. Резванов И.А. Великие катастрофы  в истории Земли. – М.: Нау-ка, 1984. – 175 с.
4. Варакин А.С., Зданович Л.И. Тайны третьей планеты. – М.: РИ-ПОЛ КЛАССИК, 2001. – 448 с.
5. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Озонные дыры и гибель человечества? – М.: Вече, 1998. – 544 с.
6. Денисова П. Тайны катастроф. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 336 с.
7. Хэнкок Г., Файя С. Зеркало небес, или Поиск пропавшей цивилизации. – М.: Вече, 2000. – 416 с.
8. Аткинсон О. Столкновение с Землей: Астероиды, кометы и метеороиды. Растущая угроза. – СПб.: Амфора, 2001. – 399 с.