Антропокосмическая соразмерность

Камиль Хайруллин
К.Х. Хайруллин (Казань)
Антропокосмическая соразмерность в философии
Н. Федорова
Человек всегда подходил к миру со своими мерками, и это уже нашло яркое выражение в древних мифах с их антропоморфизацией окружающих предметов и явлений. Человек есть мера всех вещей – такую формулу выдвигали древнегреческие софисты. Человек и космос соразмерны друг другу. В человеке сокрыта в концентрированном и миниатюрном виде суть мироздания. Человек – ключ к решению всех главных тайн бытия. Идея единства микро- и макрокосма получила развитие и широкое распространение во всей мировой философской традиции и стала универсалией общечеловеческой культуры. Она прошла долгий путь от мифологических представлений о происхождении мира от гигантского сверхчеловека (Пуруши в древнеиндийских мифах, Пань-Гу в древнекитайских мифах и др.) до антропного принципа в современной космологии, установившего корреляционную взаимосвязь между возможностью существования человека в Метагалактике и численными значениями фундаментальных физических констант.
Свой оригинальный вклад в развитие идеи единства микро- и макрокосма внес выдающейся русский мыслитель – космист Николай   Федорович Федоров, 185-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2014 году.
Федоров подходил к человеку с вселенскими, космическими мерками и дал свое понимание единства микро- и макрокосма. Он полагал, что человек есть микрокосм только в потенции, в перспективе и лишь благодаря своей творческой деятельности, неограниченно раздвигающейся до всей Вселенной, действительно может  стать микрокосмом. По мнению Федорова, «… невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и воссоздавать мегакосм или  макрокосм »[1, с.431]. Иначе говоря, космическая сущность человека заключена не только в том, что он есть часть и подобие Вселенной, а и в том, что он несет в себе перспективу беспредельной предметно – преобразовательной деятельности, направляемой его разумом и нравственностью и способной изменить все мироздание. Для того, чтобы человеку стало подвластно мироздание, ему необходимо подняться на богочеловеческий уровень, в полной мере исполнить роль соработника Бога. Федоров стремился дать свою человеческую концепцию космоса и свою космическую концепцию  человека, соединенные идеей богочеловечества.
Антропокосмическая соразмерность (или антропокосмическое соответствие) – характерная черта федоровского учения. Наиболее ярко это выражается в утверждении единства человеческой и космической эволюции и того, что разум и космос нуждаются друг в друге. «… Космос нуждается в разуме для того, чтобы  быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть; разумные же существа нуждаются в силе. Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила – разумом? Сила станет разумной, когда знания, когда разум станут управлять ею. Стало быть, все зависит от человека …»[1, с.535].
Формулу единства мира и человека можно выразить так: человек таков, каков мир, и мир таков, каков человек. Федоров полагал, что мир и человек пока соответствуют  друг другу не столько в совершенстве, сколько в своем несовершенстве, т.е. между несовершенством человека и мира имеется прямая взаимозависимость. Так, человек, следуя всему естественному и покоряясь  ему, соответствует миру. Но это не есть признак человеческого совершенства. Наоборот, в своем простом следовании естественному человек показывает свое «несовершеннолетие»[1,с.159].
Главное онтологическое несовершенство миропорядка – это господство смерти над жизнью, неизбежно вытесняющее всех живущих из бытия, и разрушительная игра слепых стихий природы. Человечество и земной шар полностью подчинены этим стихиям природы и могут погибнуть в результате какой-то глобальной катастрофы (взрыв или угасание солнца и др.). Смерть в конечном счете – это тоже слепая сила, безразличная к чаяниям и устремлениям человека, заставляющая его умирать вне зависимости от желания жить. По мнению Федорова, такое онтологическое несовершенство миропорядка можно и нужно исправлять. На это способен только человек, который должен стать центром мироздания, его правителем и хозяином, контролирующим и определяющим судьбы Вселенной. Таковы замысел и веление Творца. Для решения данной сверхзадачи человеку необходимо  подняться на небывалый уровень научно-технического могущества и коренным образом измениться самому и нравственно, и социально, и даже телесно, биологически, что чрезвычайно сложно, трудно, но возможно. Если сверхзадача качественного изменения природы космоса и человека будет решаться, то соответствие между космосом и человеком будет уже выражать меру их совершенства, гармоничного соединения, безопасности и бессмертия. Ущербная Вселенная, в которой космические миры разобщены и где преобладают распад и деградация (возрастание энтропии), будет изменяться, объединяться и превращаться в разумно организованную систему при управлении ее эволюцией единым и преображенным человеческим родом. Достижение  воскрешения и бессмертия умерших поколений, составляющие главную цель федоровского проекта преображения Вселенной, тесно увязываются в нем не только с коренным изменением всей  природы, но и расселением намного возросшего человечества по разным космическим мирам. Начать с управления земной погодой и завершить регуляцией эволюции Вселенной, заполнив ее вечной разумной жизнью, - таковы начальный и конечный пункты федоровского проекта. Вселенная в итоге должна стать союзом (братством) космических человеческих миров, где все контролируется разумом и устранены любые разрушительные смертоносные стихии.
Религиозно – философское учение Федорова по существу выступает вариантом оптимистической эсхатологии, утверждающей возможность счастливого финала для человечества и мироздания. Как  известно, Федоров не считал Страшный Суд неизбежным (пророчество о нем дано в Священном писании) и полагал, что такой Суд произойдет именно только в том случае, если люди не искупят свои грехи и не исполнят предначертанную Творцом миссию по облагораживанию человеческой и космической природы и воскрешению всех умерших. Воскрешение всех поколений в их совершенном преображенном состоянии, распространение бессмертных людей по всевозможным мирам и их труд по превращению космоса в своего рода вселенский  Храм, их вечное сосуществование в гармонии и братской любви означает, согласно такой эсхатологии, великую и окончательную победу человеческого рода над пространством и временем, достижение всеобщего спасения, высшего блага и счастья. В такой ситуации Бог открыто проявит себя и станет гораздо ближе и доступнее людям, заполняя все своей великой благодатью. Тогда, возможно исчезнет и стена между имманентным и трансцендентным [1,с.128,261].
Мы не рассматриваем всей философии Федорова, глубоко и подробно рассмотренной в работах В.В. Зеньковского, С.Н. Булгакова, С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой, Л.А. Когана и других авторов. Ее анализ и общая оценка даны и в нашей работе [2,с.84-98]. Остановим свое внимание лишь на состоянии и перспективах жизни человечества на земном шаре, представленных Федоровым. Используем при этом понятие антропогеокосмической соразмерности, которая является частным случаем антропокосмической соразмерности. Такое понятие можно определить следующим образом.
Антропогеокосмическая соразмерность – это коэволюционное понимание единства жизни человечества и земного шара и учет влияния на эту жизнь геокосмических факторов, осознание людьми себя единым сообществом землян и роли Земли как большого, но все-таки ограниченного и подвергнутого стихиям космического дома, который совместными усилиями всех людей надо защищать и облагораживать, это установка на приведение в большее соответствие и согласие экологической, экономической, социальной, культурной, духовно-нравственной сфер в едином социоприродном мире планеты.
Данное определение дано в современном ключе, но, думается, учение Федорова выражает устремление к воплощению антропогеокосмической соразмерности в сознании и практике человеческой жизнедеятельности. Можно  здесь добавить, что Федоров рассматривал Землю не только в качестве космического дома человечества, но и кладбища, содержащего прах умерших поколений, который понадобится при реализации проекта воскрешения.
Первое и необходимое условие для решения грандиозных задач, стоящих перед человечеством, - это его объединение. Федоров мечтал о тех временах, когда «объединенный на всей земле человеческий род станет сознанием земной планеты, сознанием его отношений к другим небесным мирам» [1, с.111]. Но пока человечество еще значительно разобщено и наполнено внутренними противоречиями. Так было в XIX веке, когда жил Федоров, так это имеет место и сейчас в начале XXI века. Хотя есть некоторые подвижки в направлении единения в процессе, получившем название «глобализация». Глобализация – это противоречивый процесс возрастания мироцелостности на основе трансционализации жизни человечества, процесс формирования миропорядка взаимозависимости стран и народов, становления глобальной экономики, рост информационной взаимосвязанности разных культур, «интернетизация» жизни современного мира.
Однако, несмотря на глобализацию и рост числа глобальных проблем, которые можно решать только общими усилиями, человечеству еще далеко до сплочения вокруг «общего Дела», о котором писал Федоров. К сожалению, критика машинной и потребительской цивилизации, данная им более ста лет тому назад, остается вполне актуальной. Культ богатства и наживы, жажда чувственных удовольствий и развлечений, а не самоотверженный труд и исполнение морального долга преобладают среди людей современного общества. Гонка вооружений, войны, стремление разрешить конфликты грубой силой также не ушли в прошлое.
ХХ век дал ужасающие уроки обесценивания человеческой жизни. Две мировые войны, атомные бомбардировки американцами японских городов Хиросима и Нагасаки, гитлеровские и сталинские концлагеря и другие античеловеческие события и явления с огромными жертвами – это шаги явно в противоположном направлении от пути к созданию всемирного человеческого братства, которого желал Федоров.
Есть от чего впасть в уныние, даже просто перечисляя  негативные явления в современном обществе. Распространение преступности, коррупции, наркомании, алкоголизма, рост числа людей, страдающих психическими и нервными болезнями, новорожденных детей с аномалиями,  проявления немотивированной человеческой жестокости и агрессивности – все это имеет место. Угроза стать жертвой какой-то технической катастрофы или террористического акта тоже не добавляет хорошего настроения современному человеку. А сколько тысяч людей ежедневно погибает на нашей планете под колесами автомобилей и при их столкновениях?!
Но не будем впадать в пессимизм. С другой стороны, в ХХ веке на Земле исчезла колониальная система, ряд народов от первобытного состояния поднялся на цивилизованный уровень, повысилась общая грамотность и образованность людей, свершился мощный научно-технический прогресс и человечество вышло в космос, произошли положительные сдвиги в области медицины и здравоохранения, получили развитие международное сотрудничество и взаимопомощь и какие-то другие позитивные перемены. В целом, прогресс земной цивилизации имеет место, однако утилитарно-потребительский и эгоцентрический характер жизни людей во многом сохраняется. Человечество пока явно не готово быть единым рачительным хозяином и хранителем планеты Земля, ее природных богатств, а также бережливым почитателем культурных памятников своих предков.
Человечество в возрастающей мере обязано становиться единым субъектом геокосмической деятельности, сплоченной общими интересами. Это требование, вытекающее из антропогеокосмической соразмерности. Необходим гораздо более высокий уровень взаимопонимания и согласия внутри человечества и более значимый в реальной жизни и политике приоритет общих, а не частных интересов. Научно-технический прогресс должен быть повернут от гонки вооружений и антиэкологического «раскачивания» социоприродного мира планеты к целям его всесторонней защиты, парирования всевозможных бедствий и катастроф и создания безопасных технологий, видов техники, в том числе и транспорта. Людям нужен прочный, упорядоченный, безопасный и справедливо устроенный мир. Конечно, это легко сказать, но надо предпринимать практические шаги в этом направлении, прежде всего, со стороны правящих элит передовых стран. Остро стоит вопрос: как согласовать между собой принцип территориальной целостности государства с правом наций на самоопределение, их желанием иметь свое новое государство?
Федоров первым в истории мировой культуры нарисовал образ Земли как корабля, плывущего в космическом пространстве и несущем на себе человечество. Пока люди – праздные пассажиры этого планетного корабля, не сознавшие необходимости заботы о нем, и не видящие перспективы им как-то управлять. По мнению Федорова, «…человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно какою силою приводимого в движение, корабля…» [1, с.360]. В связи с этим, он допускал возможность искусственного изменения орбиты Земли в будущем при угасании Солнца или опасности взрыва светила.
Дело всеобщего спасения и преображения Вселенной надо начинать с земного шара, который должен быть предметом творческой деятельности объединенного человечества и центром связи с другими мирами [1, с.299, 350-351]. Если облагороженная Земля станет подвластна человечеству, превратившемуся в единый субъект геокосмической деятельности, то человечество станет соответствовать своей великой миссии спасителя и преобразователя несовершенного миропорядка. Другими словами – анропогеокосмическая соразмерность реализуется в полном объеме, и человечеству можно будет переходить на уровень антропокосмической соразмерности, т.е. на уровень вселенского масштаба.
Федоров мечтал о реализации христианских идеалов на Земле и во всей Вселенной и о победе нравственного закона над физической необходимостью и несовершенством человеческой и космической природы. Он был убежден, что история земного общества должна кардинально измениться, обрести иной характер и получить новый вектор. Она не может долго длиться как череда войн, в которых люди истребляют друг друга, как процесс разорения природы и нравственного падения людей. Такая история обречена на бесславный и скорый конец. Федоров предлагал исходить не из того, что есть, а из того, как должно быть. Повернуть историю в сторону движения к совершенному и справедливому миропорядку, где нет войн, угнетения, голода, тунеядства, разрыва между богатыми и бедными и, наконец, побеждена смерть – такова задача, необходимость решения которой в конечном счете должны осознать народы и правительства всех стран земного шара.
Федоров выделяет слагаемые вектора, направляющего ход истории к указанному миропорядку. Каждое слагаемое указывает на то, от чего надо отказаться, и то, к чему надо стремиться. Постараемся перечислить их. От борьбы друг с другом к борьбе со слепой природой.  От войны к их полному запрету. От орудий разрушения к орудиям сохранения и восстановления. От вражды к согласию. От разобщенности к единению. От уравниловки и неравенства к «неслиянности и нераздельности».От национализма к интернационализму. От знания к делу. От пассивности к активности. От данного к должному. От нигилизма и безверия к оптимизму и светлой вере в Бога. От покорности к покорению. От дарового к трудовому. От праздности и развлечений к одухотворяющему  труду. От земного к космическому.  От  природных и социальных стихий к их регуляции. От частных сделок к Общему Делу. От власти вещей к власти духа. От расточительства и роскоши к разумному самоограничению.  От культа купли – продажи к благотворительности. От своекорыстия к самоотверженности. От безответственности к ответственности и чувсу долга. От барства и рабства к братству. От сиротства к родству. От вырождения к спасению. От смерти к бессмертию. От блуда и похоти к целомудрию. От эротической любви к любви братской, сыновно-отеческой. От погребения к воскрешению. От хаоса к космосу. От временности к вечности. От относительного к абсалютному.
Главные цели федоровского проекта – полная регуляция стихий природы, достижение бессмертия, воскрешение умерших поколений и расселение по другим мирам, наконец, управление эволюцией Вселенной выглядят явно неосуществимыми, утопическими даже в самой  отдаленной перспективе. Разрыв между федоровскими идеалами и действительностью коллосален. Но неосуществимость идеала не означает, что к нему не надо стремиться. В принципе любой идеал до конца не осуществим. Кроме того,      многие составляющие возможного будущего прогресса человечества, указанные Федоровым, являются реальными и необходимыми с точки зрения выживания земного сообщества и решения его глобальных проблем. Несмотря на свои некоторые  спорные и слабые стороны (идеализация патриархального образа жизни и самодержавия, отсутствие поэтапности в реализации проекта Общего Дела и др.), учение Федорова выступает выдающимся и оригинальным вкладом в развитие не только русской, но и мировой философской мысли в плане выстраивания общечеловеческого нравственного идеала,  образа желаемой совершенной Вселенной и в плане определения предельного задания человечеству на будущее. Завещание Федорова всем землянам можно сформулировать следующим образом. Люди, станьте друг для друга своими, совместными усилиями боритесь со своими пороками и недостатками, преображайтесь нравственно и физически, будьте ответственными за все происходящее, глубже познавайте природу и своим трудом и умом облагораживайте ее, объединитесь вокруг великого Общего Дела (перестройка общества на основе нравственно-религиозных принципов, регуляция природных стихий, освоение космоса, борьба со смертью и воскрешение умерших поколений), которое только и может вывести на путь всеобщего спасения и движения к вечности.


Литература
1. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – 711 с.
2. Хайруллин К.Х. Философия космизма. – Казань: изд-во «Дом печати», 2003. – 370 с.