Семья Кодряну. Часть первая. Отец

Аэлло
Ион Зелинский, будущий Зеля Кодряну,
родился в 1878 году, на Северной Буковине в городе Иживцы (Сторожинец), рядом с Черновицами. Родители его, да и он сам, до поры являлись подданными Австро-Венгерской монархии.

Мать нашего героя, Мария Зелинская, в девичестве Антику, была, судя по всему, румынского происхождения. А что, буковинских румын всегда вдосталь, при любой власти. Национальная принадлежность же отца, фигурирующего чаще всего как Некулай Зелинский, представляется крайне расплывчатой.

В большинстве источников высказывается мнение о его польском происхождении. Эмил Чоран, которому от чего-то до безумия хотелось видеть своего Капитанула этническим украинцем, утверждал, что дедуся-то был русин. Сам сынуля же загадочного Некулая заявлял, мол, батянина семья имела чистейшие румынские корни и изначально носила фамилию "Зале", что значит "доспех" (намёк на воинское занятие предков). А потом уж гадская польская администрация, пристроившаяся на Буковине под крылышком у австрияков, спохабила достойное прозвание на свой ляшский лад. Аж зло берёт, правда)

Содержала ли эта легенда хоть несколько крупиц истины, или нет, но ко времени рождения Иона Зелинские давно уже были не воинами, а потомственными лесниками. Предполагалось, наверное, что некулаев отпрыск, а потом уж и его дети с внуками, будут продолжать славную традицию и поддерживать порядок в буковинском зелёном массиве. Но Зелинского-младшего такая перспектива что-то не прельстила. Однако, даже переехав в Румынию (границу, кстати, пришлось переходить нелегально, ночью), семейного дела Ион не позабыл и в честь него, видимо, взял свою новую фамилию "Кодряну".

В сентябре 1898 года он поступил в Ясский университет, на факультет философии и литературы. Что произошло примерно через год, мы уже знаем). В промежутке между двумя этими радостными событиями Ион успел жениться на Элизе Браунер. Так сложилась весёлая студенческая семья.

С апреля 1901 года герой наш был принят на должность сверхштатного преподавателя немецкого языка в гимназии "Анастасие Пану" маленького заштатнейшего городка Хуша, расположившегося почти у самой границы с Российской Империей. Врочем, не смотря на провинциальнейший дух обретенного места жительства, новоиспеченный домнул Зеля Кодряну (фамилия в окончательной редакции испеклась к 1902 году), отнюдь не закис, а напротив - пошёл в гору. Как-то даже годик в директорском кресле "родной" гимназии посидеть привелось. Добавим к этому ещё пост главы городского отделения "Национал-демократической партии" , в которой Ион состоял не как нибудь, а вместе с небезызвестным Кузой и ещё более небезызвестным Николае Йоргу, и картинка получается просто блеск. А что уж говорить о нелегальных ионовых рейдах в занятую венграми Северную Трансильванию и родную нашу имперскую Бессарабию. Тут уж и Александру Дюма бы впору было за перо взяться. Частенько доводилось провозить ему стонущим под игом братьям-румынам и всяческую запрещенную литературу. Что интересно - значительную часть её составляли книги вроде поэзии Александри и Эминеску. Книжки собирали и паковали для батяниных дел старшие дети под руководством доблестной мамани. Так что вот на чём возрос консервативно-революционный дух будущего Капитанула, имейте в виду.

Первая мондиальная, конечно, не могда обойти стороной Иона Зеля Кодряну. Участвовал в наступлении у Ойтуз, был ранен. В отставку вышел майором.

Перевалив сорокалетний рубеж, отец-герой ( всё таки семеро детей в активе) и обладатель значительного политического багажа успокаиваться и не думал. Несколько раз избирался депутатом в Парламент Румынии: и от LANC , и от Легиона в свой черёд ( в последний раз, правда, уступил уютное парламентское местечко Михаю Стелеску, а результаты выборов 1937 года были аннулированы). Несколько раз попадал за решетку и под суд (чаще всего банальным "паровозиком" за своим первенцем): в 1923, 1924, 1934 годы, соответственно. С 1927 года - член Легионерского Движения. Входил в Сенат Легиона. И заслуженно носил прозвище "Легионерского Патриарха". Во время королевских репрессий 1938-1939 гг. был помещён в лагерь для политзаключенных - Меркуря Чук. Потерял в эти годы двоих сыновей.

Отношения с Симой у Кодряну-старшего мягко говоря не сложились. Камарад Хория думал, что дедушка Ион не прочь откусить от пирожка власти кусочек по аппетитнее, а тот в свою очередь винил Командантула в гибели своих детей. В результате, во время Легионерского Государства "Патриарх Легиона" оказался фактично под домашним арестом, из-за непрестанного дежурства под окнами верных Симе людей. Не вмешайся в дело Антонеску, просидел бы почтенный наш домнул взаперти аж до самого январского мятежа.

Сорок первый год стал для Иона последним. То ли сломила его смерть третьего сына, то ли хирург, вырезавший ему аппендикс, не продезинфицировал инструменты должным образом. Кто теперь уж дознается.

Вот какие люди были - любили, воевали, детей растили (и каких детей!), и за счастье своей нации побороться не забывали.
Ion Zelea Codreanu - Prezent!