Дерсу Узала, взявшийсяч за перо

Владимир Бараев 2
Случайно обнаружил в своих залежах письмо М.И.Жигжитова. Оно ценно для историков Бурятии. Михаил Ильич – писатель, автор романа «Подлеморье», повести «Моя малютка Марикан» и многих других книг. Давая рекомендацию в Союз писателей СССР, известный прозаик Владимир Тендряков назвал его: «Дерсу Узала, взявшийся за перо». Уроженец Кяхты, Михаил Ильич Жигжитов многие годы жил на берегу Байкала. Добывал соболей, белок. А когда на него нападали медведи, убивал их.
В 1967 году я написал о Жигжитове очерк, опубликованный в журнале «Байкал». Там рассказано о том, как мы отразили нападение медведя. А заодно и о его встрече с роковым 49-м по счёту медведем, напавшем на него у озера Духовое. Возвращаясь из тайги, Михаил Ильич уже подходил к Максимихе, и вдруг огромный медведь, выбив из рук охотника ружьё, бросился на него. Михаил Ильич выхватил из голенища острый нож и ткнул его в сердце зверя. Однако тот успел сломать ему кисть руки и рёбра. Охотник с огромным трудом дополз до Баргузинского тракта, где его подобрал шофёр грузовика.
После изгнания из Улан-Удэ в 1969 г. и переезда в Москву в 1973-м я восстановил связи с некоторыми писателями Бурятии. Среди них были Исай Калашников и Михаил Жигжитов.

«Здравствуй, Володя!
У меня исполнилась мечта написать книгу о рыбаках Байкала. (Речь о романе «Подлеморье». – В.Б.) Добрые люди, московские литераторы оценили её довольно высоко. Много писем получил от читателей. Благодарят люди. Только наши бурятские писатели сквозь зубы цедят разные домыслы. Им всё кажется, что кто-то за меня пишет даже романы! Смешно и печально. Убогость…
Живу сейчас в Улан-Удэ. Спасибо С.В.Михалкову – он через Модогоева (первый секретарь Бурятского обкома партии, - В.Б.) добился мне квартиру. В Максимихе дом – это уже дача. Конечно, я больше живу там. Море не отпускает меня, тайга ревнует.
Сейчас пишу вторую книгу «Подлеморья». Черновик уже на выходе. Издательство «Современник» включило книжку  в план 1976 года. В декабре с.г. буду в доме творчества Переделкино. Там буду работать с редактором.
Зинаида моя (жена Зинаида Давыдовна, молдаванка по национальности, - В.Б.) Мишка служит в Чите. Он танкист. Старший сержант, старшина роты. Это наш пятый сын дослуживает в армии.
Петя работает со старшим братом Ильёй в Тюменской области, севернее Нижневартовска. Илья изыскатель. Он инженер. Начальник партии. Прокладывает с теодолитом новые дороги в этом грандиозном нефтяном крае.
Костя с Женей охотятся – соболюют, медвежуют.
Альбина после института работает в Улан-Удэ. В книготорге, заведует художественной литературой.
Ну, а я пишу и пишу. Навёрстываю упущенное. Водку не пью уже семь лет.
С приветом ваш М.Жигжитов. 1975. 5/IV.»
Адрес: 670034. Улан-Удэ, ул. Московская (№ дома и квартиры убираю).

Письмо чрезвычайно ценно для историков литературы не только Бурятии, но и России. О Жигжитове и его семье мало кто знает. Жаль, что никто из пятерых его сыновей не взялся за перо. Но, может, дочь Альбина Михайловна писала что-то. Очень славная семья. Всех сыновей Михаила Ильича я видел. С Мишей ловил рыбу на Духовом, с Женей и его отцом отразили нападение медведя. Дело было в мае 1967 года, когда в тайге ещё лежал снег. Медведь только что вышел из берлоги и голодный бросился на нас. Убив его, мы с трудом донесли мясо и шкуру до Максимихи… В журнале "Юность" нас назвали  браконьерами. Автор реплики Юрий Скоп написал, что мы убили медведя в июле. Опровержение напечатал только в "Байкале", а "Юность" не извинилась. Но главное не в этом, а в том, что замечательный человек, талантливый писатель Михаил Жигжитов предстаёт в этом письме как глава большого доброго семейства.