Суеверия

Гадаев Алексей Вениаминович
Суеверия
Известный английский историк Арнольд Тойнби заметил, что неверующих, строго говоря, не существует. Все люди имеют какую-либо веру, осознанную или бессознательную. Кроме веры и науки, в сознании всех обществ определенную роль издавна играли суеверия. От суеверий нельзя отмахнуться и они не исчерпываются рациональным рассудком. Гёте как-то сказал, что подлинной реальности при анализе всегда будет обнаруживается некий неразложимый остаток. Жизнь сложнее схем, сон разума рождает суеверия. И в этом суеверия отнюдь не является исключением, обнаруживается родство с тайнами любви, поэзии, музыки, искусством вообще. Где же выход? Вероятно, что суеверие - это ограниченное взаимодействие чувства и интуиции, веры и знания.
Суеверие
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье».
Есть более полная статья
Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Этимология
Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование».
Суеверия и религия
По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, суррогатная «религия», основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.
Суеверия и психология
Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.
Основные интенции
желание заглянуть в ближайшее будущее,
избежать неблагоприятных ситуаций,
утешить человека,
желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно;
приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.
Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.
Приметы и суеверия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/primety_i_sueveriya
Субъективность человеческого восприятия такова, что люди легко на основании своего личного опыта успешно убеждают себя в том, в чем они уже были ранее уверены. Личный опыт неуравновешенной личности, основанный на случайных эмоциональных впечатлениях - источник бытовых суеверий.
Приметы - важная вещь для суеверного человека.
По поводу примет, типа "ехать в ночь" или, например, проходить под лестницей... Когда-то американский психолог Скиннер опубликовал статью под названием "Суеверные голуби". В клетку к голубю через равные промежутки времени поступала вода. Через некоторое время голуби стали себя вести особым образом (некоторые). Один кружится вокруг себя, другой стоял на одной ноге, третий клевал угол клетки... Произошло следующее: голубь производил произвольные действия, после которых поступала вода. Мы-то знаем, что вода просто поступала через равные промежутки времени. А вот у голубя сформировался такой вот условный рефлекс: клюю этот угол - поступает вода. Хотя эти вещи реально не связаны.
Потом проводились еще исследования поведения людей. Студента оставляли в комнате и говорили, что он может делать все, что угодно, а ему будут начисляться очки. Одна студентка до изнеможения прыгала - доставала рукой до потолка... А очки начислялись просто через равные промежутки времени.
Процесс совпадения в жизни череды событий (примета – событие) заключается как раз в том, что с самого детства нам внушают: рассыпал соль – все, беда будет; порезался, когда брился – день неудачный; вытер руки одновременно с другим человеком или, не дай боже, на ногу ему наступил – к ссоре (причем неминуемой и бесповоротной). Это просто внушения, которая создают нам поведенческую программу. А оно вам надо? Если себе что внушать, то пусть это будут внушения позитивные. Лвая рука зачесалась – к деньгам, нос правой рукой почесал – обновка будет, правую ногу замочил в воде – правильной дорогой в жизни идешь... - пусть тоже глупости, но веселее и полезнее.
Люди, не склонные к мистике, люди с научным мировоззрением к суевериям и приметам относятся никак. Просто никак, потому что глупостями не занимаются. Любопытно, что действительно верующие люди к приметам и суевериям относятся также. Они суеверными быть не могут: это прямой грех.
Пишет верующий: "Как объяснить родственникам, что плевать через плечо и стучать по дереву – это не только глупость, но ещё и грех? Как объяснить, что я не хочу смотреться в зеркало, если возвращаюсь домой, потому что это – суеверие. Что мне не стоит желать перед экзаменом «ни пуха, ни пера», потому что я не могу ответить на это пожелание упоминанием врага рода человеческого. Каждый раз, когда я собирался выкинуть из дома очередной «оберег», «домовёнка» или какую-нибудь буддистскую приблуду, привезённую из отпуска, в доме разгорался настоящий скандал! А как родной и любимой сестрёнке объяснить, что не надо ко мне приставать с толкованиями снов, гаданиями и гороскопами, ведь это прямой путь в геенну!"

Суеверное поведение по Скиннеру
Утверждалось, что эксперименты Торндайка нетипичны для процесса научения, поскольку кошка не может «видеть связей» между движением задвижки и «выходом из ящика». Но в оперантном обусловливании фиксирование связей не является существенным моментом. Как во время, так и после обусловливания человек часто рассказывает о связи своего поведения с окружающей его средой. Его отчет может оказаться пригодным для научного объяснения, и его реакция на его собственное поведение может даже оказаться важным связующим звеном в определенных сложных процессах. Но в простых процессах оперантного обусловливания такие отчеты или реакции не требуются. Это объясняется тем, что человек может оказаться неспособным описать обстоятельства подкрепления, которые имели явно выраженный эффект. Также отсутствует необходимость в каких-либо перманентных связях между реакцией и ее подкреплением.
Мы делаем прием пищи зависимым от реакции голубя, организуя механические и электрические связи. За пределами лаборатории ситуации, в которых возникают связи между поведением и его следствием, определяются различными физическими системами. Но это никак не влияет на организм, и в этом никакой необходимости нет. Что касается самого организма, то единственно важное свойство контингента подкрепления — в его временном характере. Подкрепление следует за реакцией. Каким образом это происходит, значения не имеет.
Мы должны допустить, что презентация подкрепления всегда что-то подкрепляет, поскольку она неизбежно совпадает с каким-либо поведением. Мы знаем, что уже одно подкрепление может иметь значительный эффект. Если устанавливается только случайная связь между реакцией и появлением стимула, поведение называется «суеверным». Мы можем показать это на примере с голубем, аккумулируя эффект нескольких случайных обстоятельств. Предположим, что мы будем давать голубю небольшое количество еды каждые пятнадцать секунд, независимо от того, что он делает. Когда пища предъявляется первый раз, он выполняет какие-то поведенческие реакции — если только он не будет стоять спокойно — и произойдет обусловливание. Тогда более вероятно, что при предъявлении пищи снова будет наблюдаться то же самое поведение. Если это произойдет, то оперант будет еще более усилен. Если этого не произойдет, то будет усилено какое-то другое поведение. Обычно данное поведение достигает частоты, с которой оно подкрепляется. В дальнейшем оно становится постоянной частью репертуара птицы, даже если пища предъявлялась в такое время, которое не связано с поведением птицы. Видимые реакции, которые были установлены таким образом, включают резкие наклоны головы, переступание с ноги на ногу, наклоны и шарканье ногами, повороты вокруг своей оси, неестественную походку и наклоны головы. В дальнейшем топография поведения может сместиться на другие подкрепления, поскольку легкие изменения в форме реакции могут совпадать с приемом пищи.
При продуцировании «суеверного» поведения важное значение имеют интервалы, через которые подается пища. За шестьдесят секунд эффект подкрепления утрачивается в значительной мере, прежде чем появляется другой, и вероятность появления другого поведения больше. Следовательно, вероятность появления «суеверного» поведения меньше, хотя оно может иметь место, если эксперимент выполняется на протяжении длительного времени. Через пятнадцать секунд обычно эффект бывает почти мгновенным. Когда «суеверная» реакция устанавливается, она будет сохраняться, даже если она будет подкрепляться изредка.
Голубь не является исключением. Поведение людей также во многом «суеверно». Только небольшая часть поведения, усиливаемая непредвиденными обстоятельствами, становится ритуалом, который мы называем «суеверием», однако сам принцип сохраняется в силе. Предположим, что, прогуливаясь по парку, вы находите десять долларов (и предположим, что это событие имеет для вас значительный подкрепляющий эффект). То, что мы делали в момент, когда мы нашли деньги, подкрепляется. Конечно, трудно привести строгие доказательства, но весьма вероятно, что мы вновь пойдем на прогулку именно в тот же парк или в парк, похожий на этот, и более вероятно, что мы будем смотреть именно на та место, где были найдены деньги, и т. д. Это поведение будет варьироваться в зависимости от состояния депривации, которому релевантны деньги. Его не следует называть «суеверным», но оно порождается ситуацией, которая редко оказывается «функциональной».
Некоторые ситуации, которые продуцируют «суеверное» поведение, не являются абсолютно случайными. Иногда за реакцией следует следствие, которое тем не менее ее не «продуцирует». Это можно лучше всего показать на примерах с таким типом стимула, который подкрепляет после его устранения. Прекращение кратковременной стимуляции такого вида может подкреплять поведение, порождаемое его началом. Когда появляется неприятный стимул, организм приходит в состояние активности; стимул, прекращает свое действие, и это подкрепляет определенную часть поведения. Определенные заболевания, хромота, аллергия таковы, что любые меры, предпринятые для того, чтобы вылечить их, вероятно, будут подкреплять, когда состояние улучшится. Необязательно, чтобы данная мера была актуально связана с лечением. Ритуалы, используемые в ненаучной, народной медицине, вероятно, можно объяснить с точки зрения этой характеристики многих форм заболеваний.
В «суеверном» оперантном поведении, как и в условных «суеверных» рефлексах, процесс обусловливания терпит неудачу. Обусловливание дает организму большие преимущества, вооружая его средствами поведения, которое позволяет ему действовать в новых условиях, однако не существует способов предотвращения усвоения неэффективных приемов случайного поведения. Любопытно, что эта трудность, вероятно, возрастала по мере развития обусловливания в процессе эволюции. Если, например, для изменения вероятности реакции всегда требовалось три подкрепления, «суеверное» поведение было бы невероятным. Только потому что организм достиг такого уровня, на котором уже один контингент приносит значительные изменения поведения, они могут совпадать.
В человеческом обществе «суеверные» ритуалы включают в себя вербальные формулы и передаются как часть культуры. В этом смысле они отличаются от простого эффекта оперантного подкрепления. Но, вероятно, их источником является один и тот же процесс, и их, должно быть, поддерживают случайные условия, которые имеют такой же паттерн.