Звезды над урманом часть 83

Олег Борисенко
Предыдущая страница: http://proza.ru/2014/09/16/1306


Огромный старый тридцатигодовалый медведь седьмые сутки шел в полуверсте сбоку от обоза. Оглядывая окрестности полуслепыми глазами, он вдыхал воздух в надежде учуять хоть какой-нибудь запах пищи. Из берлоги, куда он завалился на зиму, его выгнал более сильный и молодой топтыгин. Проиграв схватку, покусанный и злой, престарелый зверь бежал. В спячку он залечь уже не мог и стал шатуном, обреченным на голодную и холодную смерть. Обоз он приметил еще у Саматлорских озер и шел то следом, подбирая объедки, то сбоку. Собак в обозе не было, и это ему позволяло идти практически рядом.
В районе озера Сорг Кут остяки встали на длительную стоянку, и медведю достались потроха забитого оленя. Отгоняя налетевших сорок, он жадно грыз еще теплые кости и глотал кишки. Но через двое суток преследования его брюхо вновь прилипло к хребту.
Обоз из семи упряжек не пошел на юг в сторону Кашира (ныне Тобольск), а свернул в русло Атлым-реки на север и уже по заснеженному льду двинулся вниз на Обь. Пока упряжки петляли руслом, медведь напрямки вышел чуть вперед. Он уже был готов броситься на людей, чувство голода окончательно затмило его разум и осторожность.
Хозяин тайги в очередной раз втянул в себя морозный воздух и вдруг учуял едва различимый запах мороженой рыбы и печного дыма. Подняв морду, рассмотрел темное пятно у высокого берега. Пятно шевелилось. Косолапый, прихрамывая на прокусанную лапу, прибавил ходу.
Ванюшка, накормив собак выловленной рыбой, принялся складывать улов на нарты. Сытые же лайки, играючи меж собой, побежали к избушке, беспечно оставив маленького хозяина у майны. Надетый капюшон малицы надежно прикрывал голову рыбака от холода, но он же мешал обзору и притуплял звуки.
Мальчик ощутил сильный толчок меж лопаток и, ойкнув от боли, упал лицом в снег. Огромная лапа придавила его, не давая дышать. В глазах у Ванюши помутилось, и он потерял сознание.
Медведь ткнул носом в спину и, схватив зубами за малицу, подтащил свою жертву к нартам, где лежала гора пойманной рыбы.
Давясь и чавкая, шатун принялся глотать одну рыбину за другой. Маленького человечка он унесет с собой, ноша невелика, ему не раз приходилось таскать на себе задранных оленей.

***

Хан Сибири Сейдяк принял с радостью Исатая в гостевом зале. Хлопнув в ладоши, приказал вбежавшему слуге принести восточные сладости и кальян.
– Великий хан, тебе кланяется уважаемый Валихан, которого ты одарил теплом своих забот. Он прислал на службу полусотню отборных рубак, которые до поздней весны будут исполнять волю твою, – прижав камчу к груди, поклонившись, произнес воин.
– Это очень хорошая подмога, аркар Исатай. Кучум-хан со своим сыном совершили набег на крепость Сузгун, разорили и сожгли ее дотла. Убили людей, которые не успели укрыться в лесу. Я ничем им не мог помочь, так как лед на реке был еще тонок, и мне оставалось лишь созерцать с высокого берега, как горит крепость.
– Он рушит то, что сам возводил!? – удивленно воскликнул Исатай.
– Кучум обезумел от злобы. Узбек мстит за утраченное ханство всем, кто принял мое подданство. Этот полуслепой безумец вырезает людей аулами, сеет смерть везде, где бы он ни появился. Я собрал четыре отряда, которые будут преследовать его всю зиму, и твои воины в этот час – добрая поддержка. Поэтому я и благодарен Валихану.
Хан Сибири отпил из пиалы чай и, ловко кинув в рот шарик халвы, продолжил:
– Я слышал про твое горе, Исатай. Весной по большой воде возьмешь ханскую ладью с гребцами и отправишься на поиски Жас Дэригера. Об этом маленьком лекаре ходят легенды, но слухи иногда превышают наши желания.
– Я должен его найти, великий хан. Это моя последняя надежда, – поклонившись, отозвался Исатай.
А в это самое время в далеком урмане Жас Дэригер лежал без сознания на снегу рядом с огромным чавкающим медведем…



*- местечко вблизи современного Тобольска. Ставка ханов Сибири. Второе название Искер.



продолжение: http://proza.ru/2014/09/18/759