Из жизни пуговиц

Мария Строева
     Есть у меня соседка по дому, Лена, моего возраста. Иногда мы общаемся за чашкой чая. Её дети периодически подкидывают ей пятилетнюю внучку. А тут получилось так, что Лене нужно было к стоматологу, с собой тащить ребёнка не хотелось и попросила она меня внучку "попасти". Мне же не хотелось без присмотра оставлять работающую стиральную машину и Лена привела внучку ко мне.
     Внучку звали Бэллой. На вопрос:"Как тебя зовут?" - сказала:"Белочка", именно Белочка, через е. В моей квартире она была впервые и всё ей было интересно. Игрушек у меня нет. В основном цветы, книги, всякие тряпочки, нитки и пуговицы оставшиеся после моей "кройки и шитья". Отлучилась я в ванну, минутки на две, программу поменять в машине. Вдруг слышу грохот. Я бегом в комнату, вижу Белочка стоит посреди комнаты, а у её ног валяется жестяная банка из под печенья, в которой я храню пуговицы. Сели мы вместе на пол и стали пуговки собирать. Белочка взяла в руки пуговку и говорит:"Какая красивая". Тогда рассказала я ей историю этой пуговицы.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
     В тысяча девятьсот шестьдесят втором году, когда мне было пять лет, я тоже ходила в детский сад. К Первомайскому утреннику воспитательницы разучивали с детьми стихи, песни, танцы, чтобы порадовать родителей своими умениями. За день до праздника решили сделать генеральную репетицию, Наша группа представляла пятнадцать союзных республик. Все были одеты в национальные костюмы. По очереди все читали стихи о дружбе народов, а потом взявшись за руки танцевали польку. На мне была вышитая крестиком блузка с кисточками на груди. Мой партнёр по танцу, просто так, ни с того ни с сего, схватил кисточки в кулак и оторвал их с куском ткани. Плачь не плачь, а блузка испорчена. До выступления меньше суток осталось.
     Тут воспитательница говорит:"У меня дома есть очень красивая пуговица, завтра я её пришью и дырки не будет видно." И действительно пуговица удачно закрыла дыру, а кисти пришили по краям пуговки. Выступление прошло успешно. Зрители-родители восхищались постановкой утренника и нашими костюмами, а особенно красивой пуговицей. Прошёл год и когда у нас был выпускной утренник, воспитательница сказала, что каждому выпускнику сада она сделает памятный подарок. Чтобы дети не забывали детский сад, когда пойдут в школу. Мальчишкам дарили машинки, пистолеты, мячики, а девочкам - скакалки, кукол, книжки. А я подошла к воспитательнице и спросила:"Можно мне красивую пуговку взять?" Подарили мне пуговицу. Потом, в течение жизни, я пришивала её на многие вещи как отделочный декор. А детский сад помню до сих пор.
     Белочка взяла в руки ещё одну пуговицу и сказала:"Какая она вся плетёная и толстенькая". "Если интересно, то слушай откуда у меня эта пуговка" - сказала я.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
     Эта пуговка - иностранка. Году в тысяча девятьсот шестьдесят пятом, шестьдесят шестом, мой папа ездил в Париж, в командировку, на какой-то всемирный конгресс по физике и энергетике. После окончания докладов у командировочных было свободное время. Папа решил сходить в Лувр. Когда он начал подниматься по ступеням музея, его кто то окликнул по имени. Подумал, что показалось, оклик повторился и папа увидел перед собой фронтового друга Игоря, которого не видел с сорок третьего года. В полку были уверены, что Игорь убит, хотя родственникам написали, что пропал без вести.
     Какой уж здесь Лувр, до того ли? Шутка ли, больше двадцати лет не виделись. Оказалось, что Игорь попал в плен, но когда немцы перегоняли их колонну в лагерь, пятерым человекам удалось бежать. Они долго скитались по лесам, пока вышли на партизан. Потом в партизанском отряде Игоря ранило. Лежал в Польском госпитале. Выписался, документов нет, парт.билета нет. Зная, что ожидает его на Родине, после войны решил осесть в Париже. Познакомился с эмигрантами, убежавшими в семнадцатом от революции. Выправил себе документы, устроился работать в такси, стал гражданином Франции. Женился, сын школу заканчивает. Посидели друзья в кафе, Игоря ностальгия по Родине замучила и он сказал:"Давай хоть пуговицами поменяемся, что ли? Может больше свидеться не доведётся, а так хоть какая то память останется."
     Открутил он пуговицу с пиджака моего папы, а взамен свою - из плетёной кожи. Больше они не виделись. Вот только пуговка и осталась, как воспоминание о фронтовой дружбе.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
     В руках у Белочки уже была другая пуговица, ничем не примечательная по внешнему виду, хотя в своё время она доставила мне много огорчений. Вот она, большая серая пуговица, с четырьмя дырочками, от мужского пальто. Это пуговица - "лягушка". В школе мальчишки брали пуговицу, продевали через дырочки резинку, концы которой привязывали к куску прямой проволоки. Потом пуговицу туго закручивали на резинке, заворачивали плотно в бумагу и давали в руки однокласснице. Девочка разворачивала бумажку, пуговица резко раскручивалась на резинке и подпрыгивала, как лягушка. Девчонки визжали, пугались и бросали бумажку на пол. А мальчишкам было смешно.
     Четвертную работу по математике я написала на три с минусом. Вызвали родителей, но они не пришли. Папа написал математичке записку, что подтянет меня к следующей четверти. Записка лежала в моём дневнике. В конце урока, дежурный по классу, стал собирать дневники на проверку. Из моего дневника выпала записка. Дежурный положил её в карман, а вместо неё положил "лягушку" в бумажке. Перебирая стопку дневников, дойдя до моего, математичка начала разворачивать бумажку... последовал визг и стокилограммовая училка вылетела в коридор, как из катапульты. Когда я вместе с родителями вошла в кабинет директрисы, она сказала:" Вот полюбуйтесь, чем ваша дочь занимается вместо математики", и отдала "лягушку" родителям, так эта пуговица оказалась в коробке.
ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ
     Подобрав с пола ещё две очень красивые пуговицы из чёрного стекла, с множеством золотых звёздочек внутри, я стала искать ещё две пуговицы - чёрные, с белыми ободками. Истории этих пуговиц были связаны. Белочка слушала меня с интересом. Видимо, она только сегодня узнала, что у пуговиц, как и у людей, бывает своя жизнь.
     Когда я была маленькая, у моей мамы было шикарное платье для посещения концертов и театров. Чёрное, из тонкого пан-бархата, декольтированное и декорированное двумя чёрными пуговицами с белыми ободками. А у меня, как у всякого нормального ребёнка, был любимый плюшевый мишка. Он был лучшим другом, ему доверялись все секреты и тайны. Во время еды я сажала его рядом с собой на стул, спала вместе с мишкой и гуляли мы тоже вместе. Один раз, во время прогулки, мишка сидел на скамейке, а я "пекла" в песочнице куличи. Подошёл к скамейке мальчик, открутил оба глаза моему лучшему другу, а когда я кинулась на него с кулаками, он выбросил глазки в песочницу. Схватив медведя, я побежала домой. Все соседи, слыша мой рёв, выскакивали на площадку, думая что у меня физическая травма. Но видя, что я цела-здорова, равнодушно закрывали дверь. От такого равнодушия к моему "живому" настоящему другу, я ревела ещё громче.
     Мне на выручку пришла баба Надя, моя няня. Она меня утешила и сказала, что что-нибудь придумает. На следующее утро она принесла свою блузку, которую носила до революции, во время учёбы в Смольном институте. Блузка давно была ей мала и хранилась как память. На блузке были четыре чёрных пуговицы с золотыми звёздочками. Это был штучный товар, который до революции мастера производили по индивидуальному заказу. Как теперь принято говорить - эксклюзив.
     Баба Надя взяла из шкафа мамино платье, аккуратно срезала чёрные с белыми ободками пуговицы и сказала:"Вот тебе мишкины глазки. А к платью твоей мамы мои пуговки больше подойдут". И правда, платье стало смотреться ещё наряднее. Минут через двадцать, мишка стал зрячим. Самое главное, что глазки были пришиты намертво, а не приклеены. Их уже никто не смог бы оторвать.
     Со временем моя мама растолстела и сдала платье в комиссионку. Но так как пуговиц на платье было всего две, то две другие остались в моей коллекции. Когда мне было лет десять-одиннадцать, я взяла мишку на дачу. Там во время варки варенья у нас вспыхнул керогаз, сгорела часть веранды, а от мишки осталась только голова. Я сняла с головы мишкины глазки, вымыла от копоти и положила в коробку вместе с остальными пуговицами.
     Складывая пуговицы я вспомнила историю почти каждой из них... Но тут вернулась Лена за Белочкой, а я обещала, что в следующий раз расскажу истории из жизни других пуговиц.