Сны сбываются всегда...

Геннадий Гузенко-Веснин
СНЫ  СБЫВАЮТСЯ  ВСЕГДА.

 Рассказ.
                1. До открытия винно-водочного магазина оставалось ещё более трёх часов, но толпа, представляющая из себя очередь, росла на глазах. Волнение переходило от одного к другому: ведь каждый хотел достать заветную бутылку к празднику, а тут кто-то громко сказал, что товар ещё не подвезли, и будет ли он сегодня - не известно. Постепенно, разбившись на группы,  люди непроизвольно вступали в разговоры друг с другом.
- Да разве  бы я стоял здесь, если бы к празднику ко мне не приезжал сын со снохой и внуками, - нервно выговаривал двум женщинам гражданин с потухшей сигаретой во рту.
   
- Конечно, все хотят купить и у всех есть разная на то причина, поддакнула одна из стоящих.    
 - Только вот как выдержат слабые женщины да старики, когда откроют магазин и начнётся давка. Ведь сколько человек из этого ада увозили на «скорой».
- Тогда и сидели бы дома, кто не выдержит, - прохрипел гражданин с сигаретой, - вот, например, разве выдержит такую давку эта старушка. Она и сейчас еле стоит да за  сердце хватается.
Все невольно обратили внимание на опрятно одетую седую старушку с пустой кошелкой, лямками одетой на  руку.  
 - Да, милок, и сердце колет, и в глазах рябит, только бутылку вина мне обязательно надо достать, - тихо проговорила старушка,             
 -уж которую ночь старик, царство ему небесное, приходит ко мне и говорит, чтобы я помянула его с соседями, и если, говорит, не помянешь - собирайся ко мне, я давно уж тебя жду. А по нашему обычаю - как без стопки помянешь, да, он и любил выпить, прости его Господи, - крестясь, скорбно закончила она.
 Ну, на это дело, конечно, надо, - серьёзно заключила вторая
женщина, - раз уж во сне приходит и просит об этом, конечно, надо. А знаете, что сны не только сбываются, но когда умершие к нам во сне приходят и что-то рассказывают или просят, то это надо понимать как предсказание, и оно всегда сбывается.
-Да, случаев таких сколько угодно, - подтвердила ещё одна гражданка и остальные согласно закивали головами.
Толпа впереди заколыхалась, поднялся небольшой шум, как оказалось, кто-то предложил составлять списки очередников, но это предложение с грубой бранью было отвергнуто. Участники разговора на время замолчали. Затем, стоящий чуть сзади мужчина в темно-синем пальто покроя 6о-х годов с вытертым каракулевым воротником, не обращаясь ни к кому конкретно, достаточно доверительно произнёс: - А ведь у меня в жизни с этими предсказаниями был особый случай. Давно это было. Я тогда подростком был. Если считать, что после семилетки поступил в техникум, то, как раз четырнадцать лет и стукнуло. Возраст,  по теперешнему времени не ахти какой, но мы, мальчишки, тогда уже знали, что такое труд. В летние каникулы, бывало, подряжались людям пилить дрова, копать подвалы и другой работой не брезговали, а вырученные деньги отдавали матерям, ( отцов-то почти ни у кого не было - только война кончилась), и на эти деньги нам же и обновки справляли в виде полуботинок, штанов или материал на рубашку. Словом, ладони на руках рано стали грубеть.
У нас в то время, если умирал кто из соседей, то люди не сговариваясь, назавтра шли в эту семью и предлагали свои услуги: могилу ли выкопать, гроб ли сделать, крест ли сколотить и т.д. Но самое главное - всё бесплатно, даже обидятся кровно, если им деньги предложат. После похорон, конечно, как водится, помянут, успокоят, как могут родственников умершего,  и всё на этом.
Группа людей, повернувшись к рассказчику, стала с нарастающим интересом слушать его.                2 - Случилось это в начале ноября, - между тем продолжал тот. У моего друга Борьки Куликова внезапно скончался отец. С фронта в сорок третьем пришёл весь израненный, ну, и пожил недолго. Я с другим товарищем, естественно, назавтра взяли лопаты и пошли на кладбище могилу копать, где нам показал служитель кладбища. И заметьте, ведь снова бесплатно, никто не заикнулся, что служителю за место на кладбище надо было дать мзду, как это делается теперь в обязательном порядке, без всякого стеснения и боязни перед Богом.
Земля в ноябре, в Сибири уже хорошо промерзает и первые полтора часа мы долбили ломом, затем грунт стал податливее,  и работа продвигалась хорошо. После третьего отдыха мы дошли до нужной глубины и могли закончить работу. Я стал подчищать дно, выскребая последние комья земли, как моя лопата стала натыкаться на что-то твёрдое и гулкое. Я заинтересовался и стал разгребать это место. Нашему с товарищем удивлению не было предела, когда у нас под лопатами стал вырисовываться силуэт маленького, полуистлевшего гробика. Освободив его от земли, мы действительно увидели гробик, в котором, видимо, когда-то и был захоронен труп ребёнка годиков трёх-четырёх. Присели мы на корточки, стали рассматривать внимательно, вскрывать не стали, так как я давно слышал от бабушки, что этого делать ни в коем случае нельзя: Бог покарает. И вот за этим занятием и застал нас служитель кладбища. Посмотрел на нас с края могилы и говорит:«Что, ребятки, гробик выкопали? Тогда ещё углубите дно могилы,  и гробик закопайте глубже, чтоб его не видно было. Я потом приду и посмотрю». Сказал он нам это и также внезапно исчез, как и появился. Мы стали, было, копать, но уже и силы наши были на исходе,  и земля пошла как кремень, аж искры от лопат снопом сыпались.
А тут вдруг наш слух уловил какое-то движение людское, не то говор, не то пение. По шесту выкарабкались мы из могилы и видим, что неподалёку от нас кого-то хоронят. Мы оставили лопаты и подошли к процессии. Действительно здесь хоронили старушку, и уже крышку заколотили ,и гроб опускали в могилу. Через 20 минут всё было кончено. Люди, крестясь и тихо плача, кланялись свежей могиле и направлялись к выходу из кладбища. Мы с другом вновь остались вдвоём. - Слушай, Коль,  а если мы тот гробик-то сейчас в свежий холмик закопаем, ведь никто не узнает да и бабушке будет веселей    -подал мысль мой друг. Я постоял, посмотрел на него и согласился.
Мы тщательно загладили контур холма. Ничего подозрительного. Вернувшись к своей работе и выровняв дно могилы, мы снова увидели над собой небритое лицо служителя.
- Ну и ладно, не видно и хорошо. Это он имел в виду, что мы гробик вкопали, как он нам раньше наказывал.
Домой я вернулся уж по сумеркам. Руки и ноги ныли, в теле чувствовалась усталость, да и на душе как-то было не  уютно. Умывшись, кое-как перекусил картошки с кислой капустой, выпил чашку чаю с любимыми конфетами-подушечками и лёг на свою железную кровать. Передо мной  стала прокручиваться картина прошедшего дня. Вскоре я заснул».
- Ну, конечно, устали, ведь ещё совсем пацаны были, - вставил кто-то из слушавших.
- Не помню,  уж,  сколько я проспал, - снова продолжал гражданин в синем пальто, - только явно вижу как передо мной появляется маленький мальчик, дёргает меня за полу фуфайки и говорит: «Дядя, зачем же ты меня выкопал и в другое место положил? Я на старом месте уже давно лежу, и мне там хорошо было. Перенеси меня обратно». - Господи помилуй, - сотворила крестное знамение старушка с кошелкой.
- Я мгновенно открыл глаза, проснулся. Мой лоб был покрыт липким потом, а тело мелко дрожало. Включил свет, осмотрелся. Мать мирно спала. Я вышел в общий коридор и напился воды. До утра оставалось довольно много времени, но уснуть я уже не мог.
Наутро, когда мать проснулась и стала собираться на работу, я ей рассказал обо всём, что со мной произошло накануне и ночью.
- Не ладно ты, Коля, сделал, - сказала она, ласково поглаживая меня по голове, - давай пей чай, и пока дядю Афоню  будут хоронить, ты успеешь сбегать на кладбище и  закопать гробик на старое место. За два часа я успел всё сделать. Маленький мертвец был снова захоронен на своём старом месте».
- Смотри-ка, а ведь вам это видение было, - сказала пожилая женщина, - раз «он» во сне к вам явился и требовал своё, значит, что-то в природе есть. - Да, - согласился рассказчик, - но учтите, ведь этим не кончилось. Снова «он» приходил ко мне во сне, но уже такой весёлый, смеётся и говорит: «Вот теперь мне хорошо, я вместе со всеми». Но так  тревожно я уже не просыпался и не боялся. У меня действительно на душе было хорошо и приятно. И хотя прошло с тех пор сорок лет, я часто это вспоминаю, но его во сне я больше не видел никогда».

3.  Тут толпа колыхнулась, как единое целое, качнулась вперёд и назад: это подошли стражи порядка и стали «расчищать» подход к дверям магазина. Очередь стала приобретать змеино-подобное гибкое тело, ежеминутно увеличиваясь в толщине. То там, то тут стали вспыхивать ссоры, люди какой-то невидимой силой  мощного пресса были сильно прижаты друг к другу. Послышались женские выкрики бедственного своего положения, а также хриплые голоса отдельных мужиков: «Давай! Давай! Нажимай! Ха, у мента фуражку сбили!» Теперь уже  никто ни с кем не разговаривал. Образовалась общая, живая, похожая на страшную трясину, никем не управляемая, масса людей. Некоторые, в основном в пожилом возрасте, стали  вытискиваться  из очереди, и,  приведя в порядок одежду или подняв оторванную пуговицу и махнув рукой, удалялись прочь.
Неожиданно в одном месте очереди стали шевелиться более оживлённее, послышались голоса:  « Да отойдите же, дайте человека вывести на свободное место!»
Люди предприняли ожесточённую попытку и немного расступились. Стало видно, что мужчина в темно-синем пальто, ухватив обеими руками, вырвал из железной хватки очереди ту самую старушку с кошёлкой, что собиралась помянуть своего старика. Он подвёл её к бордюру, усадил. Тёплый платок съехал на затылок, и седые, редкие волосы старой женщины колыхались на зимнем ветру. Глаза её были закрыты, однако по щекам  морщинистого лица текли слёзы. Она стала клониться на левый бок, голова беспомощно упала на грудь. Мужчина стал поддерживать её, нащупал место пульса и дико закричал: «Она умирает! Позвоните из магазина в «скорую»! Но вход в магазин брали на абордаж. Никто его слов не слышал. Он оторопело смотрел на дикую массу людей.
Видимо, всё же кто-то из хвоста очереди позвонил из одного немногих уцелевших в городе таксофона, и неотложка вскоре подошла. После недолгого осмотра и некоторых манипуляций врача над женщиной, тело было закрыто простынёй. Стали ждать милицию. Немногие, окружившие страшное место, с испугом и болью смотрели на небольшое возвышение, закрытое белым.
- Вот тебе, бабка, сон-то и в руку, - тихо говорила женщина, слушавшая в очереди старушку о её сне, - ведь ты сегодня никак не достала бы вина, и значит, не помянула бы деда, значит, собирайся к нему. Всё вышло, как он сказал.
Милицейская машина, в которую поместили тело старушки, отъехала от магазина. Мужчина в синем пальто больше не пытался встать в очередь, он стоял от неё на расстоянии и думал: «Уж как устроен мир,  пока человеку не дано полностью его познать. Вот по предсказанию у старушки сбылся сон. Ведь и мы очень часто видим сны, особенно теперь нам снится благополучие людей,  радость в жизни,  дружеские отношения человека к человеку и улыбки, улыбки, улыбки… Когда же сбудется наш сон? Или мы всё ещё спим?» А толпа у входа в магазин неистовствовала. Отдельные раскрасневшиеся молодцы, вырвавшись через толпу из магазина, без головных уборов, в расстёгнутой одежде, крепко прижимая к  груди две-три бутылки вина и счастливо, радостно улыбаясь, спешили к автобусной остановке.
Жизнь наяву текла своим чередом.
              Кисловодск,  декабрь,  1991  год.