карта на стене...

Любушка 2
                "Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него."
                Из письма А.П. Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.



          Наташа осторожно приоткрыла дверь в маленькую комнату.
          –  Даша!
          –  Что? Не мешай…
          Сестра, лёжа на диване с учебником, готовилась к очередному экзамену в школе и, строго глянув, снова углубилась в чтение. Не обращая внимания на недовольный взгляд и предупреждение, Наташа вошла и решительно начала:
          –  Даша, тебе надо поступать не в политехнический… Вернее, можно и в политехнический, но в другом городе.
          –  О чём ты?
          –  Помнишь, я готовила одну физику, когда поступала, а пришлось сдавать и математику письменно и устно, и сочинение писать. Но набрала же я двенадцать проходных баллов, получив за физику, - пять, за математику, - три и четыре, а спросили на устной дополнительно по решенному мной тригонометрическому уравнению, - оказалось, что ответ в письменной работе неверен, - знаки перепутала: плюс и минус… Оценка за сочинение не входила в сумму проходных баллов – ну, написала его на тройку…
          –  И что? Всегда ты начинаешь откуда-то издалека…
          –  Поступить не так и сложно, - готовься и всё получится. И потом - только учись. Представляешь, на весенней сессии по философии не прочитала одну работу Ленина - «Государство и революция». Поздно-поздно вечером положила брошюру рядом с собой на подушку, закрыла глаза в полной уверенности, что на две минутки, а проснулась утром. И в билете мне третьим вопросом оно, - это «Государство...», и попалось... -  и я туда-сюда… - так было неудобно. Наш философ, - добрейшая и интеллигентная Зоя Александровна  Лазченко только из-за того, что помнила мой отличный ответ на зимней сессии - поставила мне "хорошо" - очень сожалея, что эта оценка пойдёт в диплом.
          …А Саше, - это такой высокий-высокий парень на нашем потоке... Фамилию забыла... Зоя Александровна поставила Саше пятерку и в скобках восклицательный знак и сказала, что делает так на каждом курсе в единственном числе. Оля и Римма, заглянув в его зачётку, приставали к нему: «Саша, что это значит? Саша, скажи, скажи!», - он еле от них отбился, - смущался. Эти две девушки, да ещё и Валентина сейчас в моей группе, а  учились в одном классе с Сашей. Да, вспомнила - Невский его фамилия. Кажется, кто-то ещё из парней на потоке есть из их школы. 
          –  Ты к чему всё это мне рассказываешь?
          –  Надо ехать поступать в другой город. Чтобы он был не просто промышленным, как Челябинск, а каким-то историческим и культурным, - интересным, одним словом. Чтобы не только учиться, но и посещать разные исторические места в городе. Побоялась я поступать в Москве, а тебе советую. Но не обязательно в Москве… 
          Наташа оглянулась на карту.
          На стене в маленькой комнате висела большая карта. 
          Когда Наташа покупала её, то очень огорчилась, увидев, что вешать не за что: - нет у карты ни верёвочки, ни реечек сверху и снизу, чтобы она не скручивалась, а висела ровненько. Оказывается, всё это приделывалось к школьным картам учениками на уроках труда, а дома карту пришлось повесить с помощью больших кнопок, - маленькие, если и прокалывали карту, то не держались потом в штукатурном слое стены. 
          Маме это тоже очень не понравилось, так как она всегда сама делала ремонт в квартире: штукатурила, красила и особой её гордостью была ровная полоска под потолком – филёнка, которая отделяла белый потолок от чуть тонированной цветом поверхности стены.
          Ковров у них не было. Это так, - к слову. Можно было бы прицепить карту к ковру иголочками, например, не повреждая стену. В гостях у девочек из класса, а потом из института, Наташа видела на стенах ковры, а у них на стене висела большущая карта на больших кнопках. Вспомнив, как несла длинный рулон по посёлку из магазина, Наташа улыбнулась.
          –  Давай, я завяжу глаза тебе и раскручу тебя…
          –  Зачем?
          –  Да, ладно, ты сама покрутишься с завязанными глазами, а потом ткнёшь пальцем в карту. Посмотрим, куда попадёшь, и какой город будет рядом, и какие там есть институты.
          –  Я просто с закрытыми глазами… – и Даша, смеясь, стала кружиться напротив карты.
          –  Нет! Нет!… Ты подглядываешь. Вот шарфик… 
          Они смеялись, когда Наташа завязывала сестрёнке глаза и проверяла, нет ли щёлочек, и потом, когда Даша кружилась, и особенно, когда остановилась и, подчиняясь законам инерции, сделала шаг совсем в другую сторону. Наташе пришлось за плечи направить сестру к стене с картой.  Наконец палец упёрся в разрисованное полотно, и Даша стянула с лица шарф, ища устойчивость ногами и всем корпусом своей худенькой, невысокой фигуры. Когда равновесие было найдено, девушки, как кладоискатели, уже серьёзно разглядывали всё, что было под пальцем и рядом. Даша не выдержала неопределённости и, отойдя, плюхнулась на диван и взяла учебник в руки.
          –  Ну и что? Ты в Москву не поехала, а это за Москвой так далеко на запад, даже на север…
          –  Подожди, …рядом Псков, Новгород…  Да-а-ша-а!  …и Ленинград!
          Они посмотрели друг на друга ещё блестящими от недавнего смеха глазами и решили не переигрывать. Открыли справочник…
          –  Папа! 
          –  Папа, иди скорее сюда! 
          Сёстры побежали к отцу по коридору в большую комнату чуть ли не наперегонки. Мамы не было дома, - уехала к родным в деревню за Москву и дальше в город Чаплыгин. 
          Отец слушал внимательно и серьёзно. Дочери наперебой говорили ему про идею поступления в Ленинграде и про институты города с какой-то  неуверенностью, но одновременно и с надеждой, и с восторгом. Прочитали, что есть в Ленинграде не просто строительный факультет в политехническом институте, а инженерно-строительный институт. ЛИСИ…. 
          Они посерьёзнели, глядя на отца, и читали попеременно вслух какие специальности предлагает институт, какие надо сдавать экзамены. 
          В Ленинград ездили от школы с ребятами из секции спортивного ориентирования и тренером. Один раз были просто в поощрительной поездке после походов в помощь геологам в поисках апатитов и тогда с ними ездили ребята из Вишневогорска. Даша ещё ездила на соревнования «Белые ночи» и результаты её всегда были хорошими, лучше Наташиных, - это точно, и была  Даша на экскурсии в городе со спортсменами школы и город, конечно же, ей нравился.   
          –  Что ж, надо серьёзно готовиться и к оставшимся школьным экзаменам, и к вступительным. Когда там начинается приём заявлений от абитуриентов? Я куплю билет. 
          Наташа с Дашей переглянулись после таких неожиданно решительных и спокойно сказанных слов отца.
          –  Только никому не говорите! –  попросила Даша.

          Мама приехала из деревни, а Дашенька, - младшая её дочь уже была далеко, - в Ленинграде и мама виноватила, ругала отца, передразнивая...
          –  Птенчики! Птенчики! А не успели вырасти, как он их поразгонял  учиться. Да ещё так далеко, что на выходные не приехать, только на каникулы.
          –  А я учился в Ленинграде, тогда он Петроградом назывался, и жил недалеко от  Исаакиевского собора. Помнишь, я тебе рассказывал?
          "…День нашей встречи изменил жизнь мою…" 
          Папа в хорошем настроении пел. Наташе нравилось, - он мог очень красиво исполнить арию Мистера Икса, но сейчас ему удалось спеть только  несколько строк:
          –  "Всегда быть в маске судьба моя-а-а!…"
          –  Да, ну тебя! – рассердилась не на шутку мама и вышла из комнаты на кухню.
          –  Однажды я попросил отца взять меня с собой на работу. …Вера,  ты слышишь? Ты же знаешь, что был он печником.
          Но мама молчала, и с кухни слышался только звон посуды и ложек.
          –  Да, папа, я помню, - ты рассказывал, как тебя ещё очень маленьким твой отец брал с собой в Царские казармы Курска, где он клал печи, а солдаты, что помогали ему в работе, учили тебя играть на губной гармошке и кормили гречневой кашей.
          …Как звали моего деда? –  Наташа, улыбаясь, встряла в разговор родителей, чтобы отвести мамин «огонь» от отца, так как считала себя больше виноватой в той авантюре, которую они втроём затеяли, когда мамы не было дома.
          –  Гавриил, - это твой прапрадед,  я его не знал, к сожалению, а Фёдор  Гавриилович, - это твой прадед, а мой дед.
          …Вот в доме моего деда Фёдора Гаврииловича и бабушки  Александры Дмитриевны на Буйволовской улице в Курске я и родился. …Пётр Фёдорович - это твой дед, а мой отец, - тогда уже вернулся с войны, с Первой мировой, а призвали-то его в четырнадцатом году. …И в том же четырнадцатом году умерла моя мамочка Анисия Семёновна  от воспаления лёгких и пятый ребёнок моих родителей, мой самый младший братик Павлик умер. …Воспитанием четырёх детей вынуждена была заниматься моя бабушка Александра Дмитриевна, - твоя прабабушка. …Дорогая и милая бабушка, Александра  Дмитриевна, -  загрустил вдруг Наташин папа, вспоминая детство.
          – Идите уже обедать! Вспоминаете давно прошедшее… – раздался  с кухни голос мамы.
          – Мама, мы сейчас… Папа, так что ты хотел рассказать?
          – Да, так вот, …присмотревшись, как я таскаю кирпичи, отец мне сказал: «Для такой тяжёлой работы ты не годишься». …И через знакомого военного капельмейстера Курского городского сада Старикова меня приняли в музыкальную школу.
          …Учился я по классу валторны. У меня оказался природный дар к этому инструменту. Преподаватель удивлялся: «Такой звук на валторне, как у тебя, бывает у профессионалов, у музыкантов, много лет играющих в оркестре». 
          …Позднее нашу школу перевели из Курска в Петроград, где начальником был композитор Чернецкий. В музыкальной школе Семёна  Александровича готовили военных музыкантов, а обучались в ней музыке и способные беспризорные дети, - много их талантливых было в Петроградской школе, которая и находилась рядом с Исаакиевским собором.
          …Но пробыл я там года два. Меня, тогда совсем ещё юного валторниста, напугали тем, что при игре на медных духовых инструментах внутри трубок образуется окись меди, и музыканты не редко заболевают, и я вернулся в родной город, в родной дом. Было мне тогда четырнадцать или пятнадцать лет.
          …Мой отец опять же при содействии военного капельмейстера Старикова устроил меня рассыльным в Курский губернский профсоюз работников искусств. …Попозже я работал киномехаником кинопередвижки. Ездил по сёлам, волостям, уездам Курской губернии и демонстрировал фильмы.
          «Кино приехало!» - кричали деревенские мальчишки и бежали следом за телегой или санями зимой. А зимы были снежные, да такие морозные, что хорошо, если на постой определят к какому зажиточному хозяину, - «кулаку» или к «середняку», как у тебя в учебниках написано, и он топит избу не жалея дров… 
          …Ладно, - …пошли обедать.   
          – Да, и мы тогда в деревне всегда ждали, когда кино привезут. По многу раз смотрели фильмы: «Чапаев», «Волга-Волга», «Весёлые ребята»...  –  мама успокоилась и больше они не говорили про Дашу в тот день…

          Это потом Даша расскажет, что когда подала документы в приёмную комиссию, то оказалось, что для поселения в общежитие, нужно сделать флюорографию. Она её сделала в студенческой поликлинике, но так как результат можно было забрать только на следующий день, то ночевать было негде.
          И тогда Даша спряталась за дверью одной из аудиторий в учебном корпусе института, и, подождав, когда все уйдут, закрыла дверь и переночевала на преподавательском столе, что стоял в аудитории.
          После сдачи вступительных экзаменов, когда Даша узнала, что набрала полу-проходной балл, то сразу приехала в посёлок. В школе ей выписали новый аттестат, в котором по физкультуре  поставили пятёрку, - ещё после получения первого её сильно возмутил тот факт, что она занималась спортивным ориентированием и выполняла на соревнованиях разрядные нормативы, а в аттестате у неё стояла четвёрка по этому предмету. Возможно, что-то было изменено ещё, например, оценка по пению, а может, её там и нет вовсе…
          В приёмной комиссии удивились, что у абитуриента два аттестата на руках, но в итоге - в ЛИСИ  младшая из сестёр поступила…   
          Ленинград стал городом Даши на время учёбы.

p.s.   
          Помните про ружьё, о котором говорил А.П.Чехов? Карта, как и ружьё, - висела на стене.