Золотая вязь на ковре судьбы

Валентин Баюканский
Я к вам обращаюсь,
моя дорогая семья
и настоящие и будущие дети.
Каждый из вас доверьтесь добродетели.
Уважайте отца и мать,
иначе будете мучиться на суде,
заботьтесь о детях,
учите их сегодня необходимым знаниям,
пусть живут, имея каждый свое дело,
пусть дети шагают бодрыми шагами.

Из художественного завещания Гасана Алкадари

Когда я писал книгу о восточном чаепитии, то познакомился с Саидом Гаджиевым, востоковедом и журналистом из Москвы. Он с удовольствием рассказал мне о чайных традициях своей семьи и рода, корни которого уходят глубоко в историю Дагестана. Найдя в моем лице благодарного слушателя, Саид с азартом принялся знакомить меня с удивительным родословным древом. И надо отдать должное, он хорошо знал, о чем говорил: в 1997 году молодой востоковед получил грамоту «За самую длинную родословную», став победителем Всероссийского конкурса на генеалогическую тему. Благодаря Саиду Гаджиеву я впервые узнал о существовании дагестанского рода Алкадарских, который состоит из людей разных национальностей и мировоззрений. Они не только сумели органично дополнить друг друга, но и объединиться в главном: в достойном служении Родине, своему роду и собственной семье. Какой важный пример для подражания! Нам этого сейчас так не хватает! Если бы каждый народ имел таких людей и подобную преемственность в созидании, жизнь на Земле стала бы намного светлей и справедливей! 
В родовом древе Алкадарских что ни человек, то образец чести и долга. По благословению Божию, на дагестанском ковре Судьбы имена представителей этого рода образуют непрерывную восточную вязь золотого шитья.
Сказано: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей». Может быть, поэтому потомки Алкадарского являются символическими ступеньками, ведущими в небо, образуя собой духовную лестницу совершенства. И если она еще не достигла вершины, то каждое последующее поколение рода это расстояние сокращает.
Род Алкадарских берет свое начало от Мухаммеда Ярагского, известного религиозного деятеля, родившегося в 1771 году в селении Вини-Яраг Кюринского округа.  Вот что писал о нем немецкий ориенталист Ф. Боденштедт, объехавший значительную часть Кавказа, Крыма и Малой Азии: «Он проводил время исключительно за чтением Корана, соблюдая пост и молясь...»
Основатель кавказского мюридизма имел не только выразительное лицо и умные глаза, но и обладал даром убеждения, отличался собственным взглядом на жизнь и на предназначение человека. Вот некоторые из его высказываний: «Боритесь против несправедливости, но и сами будьте справедливы»; «Помогите просящему, простите кающегося в грехе».
Говорят, что Мухаммед Ярагский спал всего два часа в сутки, а пищей ему была вода. Философ не раз подчеркивал, что Аллах не возвышает того, кто привязан к этому миру и любит деньги.
Ярагский в одной из своих проповедей призывал: «Вы можете найти спасение, изгоните от себя разврат, умерщвляя страсти постом и воздержанием. Не пейте вина, этого нечистого изделия дьявола, не подражайте неверным, которые курят трубки, кайтесь, что никогда грешить не будете…»
Основываясь на моральных установках суфизма, Мухаммед Ярагский заложил те нормы поведения в жизни, которые сам добросовестно исполнял. Его потомки также передают их друг другу до сегодняшнего дня. Это и личный нравственный пример, и готовность служить своему народу. Это и любовь к наукам, и жажда просвещения окружающих. Учитель имамов Дагестана и Чечни, в том числе знаменитого имама Шамиля, активно преподавал в родном селе грамматику арабского языка, теологию, логику и риторику. Видимо, не зря было предопределено, что лезгин Мухаммед Ярагский насыщался знаниями у учителей разных национальностей. Эти основы межнационального общения стали впоследствии визитной карточкой его потомков, внесших весомый вклад в развитие и укрепление многонационального дагестанского общества.
Еще одной ярчайшей и путеводной звездой в созвездии Алкадарских является собственно сам Гасан Алкадари – внук Мухаммеда Ярагского.  Он был крупным ученым дореволюционного Дагестана и наибольшую известность получил как историк, философ и просветитель. Будучи еще исламским правоведом, написал книгу «Джираб аль-Мамнун», в которой изложил основные положения шафиитской правовой школы. Его имя было известно далеко за пределами родного края.   
Он одним из первых оценил положительные последствия присоединения Дагестана к России. Испытавший «благотворное влияние передовой русской культуры», Алкадари писал: «Для дагестанцев открылись двери к просвещению и открылось поприще для честного, мирного труда».
По мнению Гасана Алкадари, все народы, особенно живущие рядом, должны проявлять чувство коллективизма, стремиться к сохранению дружественных отношений независимо от религиозной и национальной принадлежности, потому что равны между собой, и вера не может служить основанием для возвышения одних над другими. «Если человеку дать господствовать над другими, то он обязательно развратится», – писал дагестанский просветитель.
Алкадари родился в 1834 году в селении Балахани.  У него, как и Мухаммеда Ярагского, с детства проявились тяга к знаниям и стремление к просветительству. С именем Гасана Алкадари связано создание одной из первых в Дагестане светских школ.
Любовь к педагогической деятельности сопровождала его всю жизнь. Алкадари призывал:

Будем же учить детей, пусть знают, что есть, чего нет;
Пусть обучаются грамоте под сенью сей державы.

Он до конца своих дней не только просвещал других, но и усиленно занимался самообразованием, изучая рукописи и книги на арабском, персидском, турецком, азербайджанском и русском языках. Уже то, что Гасан Алкадари создавал сочинения на разных языках, свидетельствует о высоком уровне его образования.
Особенно известна принадлежащая перу Алкадари историческая хроника «Асари-Дагестан». В ней ученый впервые описал многовековую историю народов Дагестана, основываясь на многочисленных исторических источниках.
Его идеи о друж¬бе и единстве дагестанских народов весьма актуальны и в наше время. Гасан Алкадари мечтал о прогрессе и процветании родного края, призывал соотечественников приобщаться к передовой русской, европейской и ми¬ровой цивилизации. И это были не только слова.
Когда Гасан Алкадари узнал, что его сын Али, студент Санкт-Петербургского университета, хочет жениться на христианке Елене Владимировне Бек, то попытался его отговорить. Но… Али женился на Елене, и молодые приехали в Дагестан, чтобы познакомиться с Гасаном Алкадари. Тот написал в дневнике: «Я понял, что Али ее любит, и я дал свое благословение».
Являясь еще и поэтом, Алкадари осознавал великую силу слова и напоминал правителям:

Не смотри на одежду, ты познай человека,
Бедность не пятнает мудреца,
Как тучи не заслоняют солнце.

Гасан Алкадари имел достойную – на пяти языках – коллекцию рукописных и печатных книг, состоящую из научных, религиозных и художественных произведений. В его библиотеке были представлены практически все области знаний: филология (грамматика арабского языка, лексикография, метрика, риторика), мусульманское право, философия, логика, этика, а также хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающие разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины), догматика, суфизм, математика, астрономия, медицина, оккультные науки, история, художественная литература. Большое место в коллекции занимали различные энциклопедии и энциклопедические словари. Широту и глубину религиозных взглядов Алкадари подчеркивает тот факт, что в его собрании был не только Коран (в том числе и в переводе на русский язык), но и Библия (Ветхий Завет), Евангелия на разных языках (русском, арабском, персидском). Алкадари собирал еще и лучшие образцы поэзии: сборники стихов знаменитых персидских поэтов Саади, Джами, Хафиза, Навои. Являясь историком, приобрел сочинения известных арабских, персидских и турецких ученых. В его библиотеке находились «История халифов» ас-Суйути, «История Надир-Шаха», «История Османской империи», «Краткий курс мусульманской цивилизации», «История Петра Великого», «История Франции и Пруссии», «Рассказ об открытии Америки», два тома «Африканских очерков», а также сказки «Тысяча и одна ночь», роман Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо» и другие известные книги.
Это было поистине уникальное книжное собрание одного из самых образованных людей своего времени. Оно не только включало в себя традиционную литературу мусульманского Востока, но также отражало новые веяния, отвечающие духу времени, когда начиналось приобщение лучших представителей дагестанской интеллигенции к русской и европейской культуре.
Сама библиотека, к сожалению, пропала, но сохранилась ее краткая опись на арабском языке, изучением которой занимается праправнучка Г. Алкадарского Наталья Тагирова-Шихсаидова.
Еще один интересный факт из биографии Алкадарского говорит об огромном авторитете, которым пользовался ученый не только среди земляков, но и среди представителей царских властей. Осенью 1877 года Гасан Алкадари был разжалован и арестован за сочувствие к участникам восстания, охватившего весь Дагестан, и за недонесение царским властям о готовящемся выступлении. В марте 1879 года он был сослан в Тамбовскую губернию, в город Спасск, куда затем приехали его жена и дети. Арестованный Гасан Алкадари, прибывший под конвоем из Дербента в Астрахань, был с почетом принят начальником астраханской тюрьмы полковником Вучетичем. Вот что записал ученый об этом в своем дневнике: «В астраханской тюремной крепости нас навестил начальник тюрьмы полковник Вучетич… Он оказал нам всяческое почтение и доброту, поместив нас в удобное жилье, а на другой день мы были гостями в его доме, он подарил каждому из нас свою фотографию (дарение фотографии было у русских знаком уважения и дружбы). Вечером следующего дня он провожал нас при посадке на пароход, плывший по реке Волге на Царицын».
После смерти Гасана Алкадари (ум. в 1910 г.) прошло уже более ста лет, но память о нем жива: в селе Алкадар Сулейман-Стальского района в 2009 году открыт музей Алкадари.
Ученый говорил: «Герой – не разбойник на дороге, а тот, кто себя бережет от дурных поступков и держится пути правды». И как следствие этого утверждения советовал ближним: «Не рассчитывай, сынок, легко и просто заслужить звание человека». Поэтому самой большой наградой для известного просветителя стала преемственность в распространении знаний и добра, которую ему когда-то передали отец и дед. Эту уникальную эстафету успешно подхватили дети, внуки и правнуки Гасана Алкадари.
В музее народного образования Дагестанского педуниверситета находится генеалогическое древо педагогов Алкадарских. Ученый часто любил повторять: «И взамен всякого зла предписано добро». Эти слова стали духовным девизом всех представителей рода Алкадарских.
Чтобы описать достижения потомков Гасана Алкадари, нужна целая книга. Приведу всего лишь несколько кратких примеров.
Старший сын Алкадарского Абумуслим (1858-1911) служил в 1877-1881 годах в Санкт-Петербурге при Александре II в Собственном Его Величества Конвое.
Другой сын Алкадари – Али Гасанов, с отличием окончивший два факультета Петербургского университета, которого друзья называли «профессор Востока», великолепно перевел с тюркского (азербайджанского) языка на русский хронику «Асари-Дагестан».
Внучка Гасана Алкадари Шахризат (от его дочери Рейханат) окончила первую в Азербайджане мусульманскую женскую гимназию Г.З.А. Тагиева в Баку, которая находилась тогда на Николаевской улице (в настоящее время там размещается Институт рукописей Академии наук Азербайджана). По окончании гимназии в 1915 году Шахризат вернулась в родное село Касумкент (Дагестан), где через два года открыла в доме своего отца первую бесплатную школу для девочек и мальчиков. Однако родители девочек туда не пускали, так как там учились еще и мальчики. Тогда Шахризат (после замужества) открыла 4-классную школу для девочек в доме мужа. «В тот же день в школу пришли 100 девочек, – вспоминала Шахризат, – принимать всех желающих в нашем небольшом доме было невозможно. Оставила только 50 девочек. Все они могли читать, писать, говорить по-русски».
В советское время Шахризат преподавала в Касумкентской средней школе русский язык и литературу и была награждена орденом Ленина. Ее дочь Жасмина стала учителем русского языка и литературы. Всем детям дала имена героев из знаменитых произведений русской классики: Татьяна, Зоя, Сергей.
Весьма показательны и биографии известных братьев Гасановых – Готфрида и Генриха, внуков Гасана Алкадари, сыновей Али Гасанова, о котором было сказано выше.
Готфрид Алиевич Гасанов (1900-1965) – основатель дагестанской симфонической музыки, один из первых собирателей музыкального фольклора народов Дагестана. Автор первой дагестанской оперы «Хочбар». Дважды лауреат Сталинской премии (1949 и 1951 гг.). Имя Готфрида Гасанова золотыми буквами вписано на Доске почета в Оперной студии Санкт-Петербургской консерватории среди выдающихся представителей российской музыкальной культуры. Информация о нем размещена и в Музыкальной энциклопедии Франции, изданной в Париже в 1958-1961 гг.,  а также в музыкальных изданиях Берлина, Милана, Лейпцига. Именем Готфрида Гасанова названо и музыкальное училище в Махачкале, основателем которого он являлся.
Генрих Алиевич Гасанов (1910-1973) – контр-адмирал, генеральный конструктор атомных двигателей – реакторов морских кораблей.
Ему было всего 28 лет, когда он возглавил исследовательскую группу, занимавшуюся  созданием морских атомных котлов. А через несколько лет уже как ведущий специалист в этой области он был назначен начальником и главным конструктором Центрального конструкторского бюро по созданию атомных котлов Балтийского судостроительного завода, где и проработал до конца жизни.
За выдающиеся заслуги перед страной Г.А. Гасанову присуждены звание Героя Социалистического Труда, Государственная (1942) и Ленинская (1958) премии. Он дважды кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, имеет множество других наград.
Другой внук Гасана Алкадарского Салих Агамирзаевич Муртузалиев (1906 - 1978) получил высшее образование в Ленинграде, где затем бессменно руководил ведущим отделом института «Гипролестранс» (отдел сухопутного транспорта). В 1957-1959 годах возглавлял строительство железных дорог в Китайской Народной Республике, где за отличную работу получил китайский орден. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1957), медалями «За оборону Ленинграда» (1945 г.) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Невозможно не упомянуть еще о двух ярких личностях, получивших мировое признание, поскольку именно они являются непосредственными продолжателями научных и духовных традиций своего знаменитого прадеда.
Это Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов (род. в 1939 г.), действительный член РАН, директор Института философии РАН, вице-президент Российского философского общества, автор более 500 научных трудов, в том числе десятка монографий, одна из которых – «Золотое правило нравственности», изданная в 70-х годах прошлого века, выдержала три издания и переведена на несколько языков. Академик А.А. Гусейнов награжден дипломом ЮНЕСКО за 1996 год с вручением медали Махатмы Ганди «За выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия».
Удостоен звания лауреата Государственной премии Российской Федерации за 2003 год.
Это и Амри Рзаевич Шихсаидов (род. в 1928 г.), известный российский востоковед, выпускник восточного факультета Ленинградского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, член Европейского конгресса арабистов и исламоведов, дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации – в области образования (2007 г.) и в области культуры (2011 г.), автор более 400 научных трудов, в том числе 25 монографий по истории и культуре средневекового Дагестана и Кавказа.
А.Р. Шихсаидов является основоположником научных школ по истории, историографии и источниковедению ислама, арабской археографии и эпиграфики на Северном Кавказе. Более 50 лет он возглавляет археографическую работу по выявлению, спасению, изучению и изданию памятников письменной культуры Дагестана и с успехом представляет отечественное востоковедение во многих странах мира. Амри Рзаевич свято чтит память своих родителей, которые всегда были для него добрым примером и добились значительных результатов в развитии здравоохранения Дагестана. Его отец Рза Саидович Шихсаидов (1891-1930) – первый нарком здравоохранения Дагестана. В 1911 году окончил с золотой медалью знаменитую 1-ю Тифлисскую гимназию, а затем и Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1915 году он был награжден за самоотверженный труд в годы первой мировой войны Георгиевской медалью 4-й степени. Рза Саидович был одним из первых врачей, которые начали вести целенаправленную борьбу с малярией, направленную на  ликвидацию этого грозного заболевания. Он готовил препараты из лекарственных трав, которые испытывал на себе. Частые эксперименты сильно подорвали его здоровье. В народе его с любовью называли «Рза-доктор».
Мать А.Р. Шихсаидова – Ханум (1902-1984), внучка Гасана Алкадарского, медицинский работник, была награждена орденом «Знак Почета». Вырастила троих сыновей. Старшие, Аскер (1919-1942) и Атем (1921-1943), героически погибли в годы Великой Отечественной войны. Аскер окончил Севастопольское военно-морское училище. Атем ушел на фронт добровольцем, оставив учебу. 27 апреля 1942 года он написал матери: «Кровь во мне кипела, когда я прочел твои слова о гибели моего брата, эти слова не забуду никогда. Я буду мстить за моего родного Аскера, погибшего за честь, за свободу, за Родину... А если меня возьмет вражеская пуля, то есть третий брат – он сменит меня...».
Нельзя не вспомнить и о Гурубиче Ахмедовне Гаджиевой (1880-1922). Она не только мать Героя Советского Союза легендарного подводника Магомета Имадутдиновича Гаджиева (1907-1942), но и единственная в Дагестане женщина, награжденная орденом св. Станислава III степени. Гурубиче была удостоена этой награды за вклад в борьбу с эпидемией тифа и спасение жителей области.
Хотя она не из Алкадарских, но cудьбе было угодно соединить через нее два дагестанских рода – Алкадарских и Гаджиевых. Правнук Гурубиче Ахмедовны, племянник Магомета Гаджиева Муртазали, женился на Ольге Шихсаидовой (праправнучке Гасана Алкадари).
Муртазали Гаджиев (род. в 1956) – известный российских археолог, доктор исторических наук, профессор, автор более 300 научных трудов, в том числе нескольких монографий, посвященных проблемам археологии и истории Восточного Кавказа античного и средневекового периодов. Несколько десятилетий он возглавляет археологические раскопки древнейшего на территории России города Дербента. Что интересно, Муртазали Гаджиев является еще и соавтором Государственного герба Республики Дагестан.
Всего же в этом неповторимом роду Алкадарских более 20 докторов и кандидатов наук, действительный член Российской Академии наук, Герой Социалистического Труда, шесть кавалеров ордена Ленина, кавалеры ордена Дружбы и ордена «Знак Почета». Шесть раз представителям рода вручали Государственную Сталинскую и Ленинскую премии, дважды – Премии Правительства РФ в области образования и культуры. Три корабля носят имена Готфрида, Генриха Гасановых и Магомета Гаджиева. А то, что в роду много заслуженных работников образования, сельского хозяйства, врачей, нефтяников и других специалистов – явление вроде бы само собой разумеющееся.
Надеюсь, что рассказ об этих удивительных людях послужит добрым примером для многих. Недаром Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, – это пример великих и нравственно чистых личностей».