Хождения к морям студеным

Вадим Бурлак
"ПРОЗРАЧНАЯ ЛАДЬЯ"

«Остановитесь, на путях своих,
и рассмотрите, и расспросите о путях
древних, где путь добрый, и идите по
нему».
Библия. Иерем. 6.16.

«Прошедшее, если глубоко
вникнуть в него, связано с такими
сложными условиями и причинами,
что человеческий ум чувствует
себя бессильным объяснить его».
Лев Толстой.

"На добрую волну"

- Кто он?.. - Переспросил Мишка и вместо ответа вначале окинул взглядом палубу, а затем уставился на капитана.
Трофимыч кивнул и неохотно произнес:
- Северный странник...
Я понял: большего разъяснения ни от капитана, ни от Мишки не добьюсь.
Но всегда немногословный Трофимыч продолжил:
- Мало кто знал, зачем он отшельничал и бродяжил, в каких глухоманях Севера пропадал. Жил странник по лишь ему ведомым законам. Удивительный человек для двадцатого века… Что искал? К чему стремился? По какому знамению прерывал свое одиночество и снова трогался в путь? Только он мог бы ответить...
Трофимыч развел руками и покосился на лодку, в которой лежал завернутый в парусину покойник.
Старенький ялик, недавно выкрашенный в белый цвет, без весел и уключин, печально и таинственно возвышался над темной палубой дрифтера.
Я промолчал и тоже взглянул на погребальную лодку с телом северного странника. Хоть мне и приходилось уже слышать о загадочных скитальцах, о их непонятных для посторонних обрядах и обычаях, но о многом еще хотелось расспросить команду рыболовецкого суденышка. Почему именно они взялись исполнять последнюю волю странника?..
Не время приставать к ним с вопросами… Может быть, удастся это сделать в другой раз…
Из кубрика поднялся на палубу моторист Серега. Принес он пять кружек и флягу со спиртом. Поставил их на люк трюма рядом с лодкой и, лишь после этого, произнес:
- По глотку на попутье... Помянем старика…
Трофимыч неторопливо плеснул в каждую кружку спирт из  фляги и  тихо пожелал:
- На попутье, на добрую волну и чтобы исполнилось последнее пожелание странника...
- Пусть его "прозрачная ладья" без помех дойдет до Северного полюса, - подхватил Серега.
Как положено в таких случаях, выпили не чокаясь. Пятая кружка со спиртом осталась нетронутой.

Вслед за острокрылой чайкой

Мишка вдруг запрокинул голову:
- Ишь ты, как разволновался поморник!
Все тоже взглянули вверх. Прямо над мачтой дрифтера с печальным и тревожным криком носилась большая острокрылая чайка.
- Поморник туман разгоняет, - пояснил Серега. – И добрый знак: голосит…
Я прислушался. Но никакого "доброго знака" в крике поморника не уловил.
Тем временем птица описала круг над нашими головами и устремилась прочь в открытое море, туда, где еще не разошелся туман.
- За собой зовет... Путь показывает, - задумчиво добавил моторист.
- Вот и нам пора, - поспешно произнес Трофимыч и пожал мне руку. - Ну, до скорого... И поменьше толкуй на берегу об этом, - капитан кивнул в сторону погребальной лодки. – А то найдутся всякие обвинители! Черт знает, что припишут…
Я молча кивнул в ответ.
- Может, еще свидимся, - задорно подмигнул Мишка.
- Все может быть...
Я сошел по трапу на берег и остановился.
Из капитанской рубки послышался голос Трофимыча.
- Эй, Миха, ты, чё, уснул?!. Шевелись!.. Пылым зачинает ярить!..
Через несколько минут дрифтер, покачиваясь, неуклюже отошел от бревенчатого причала. Потом он неспешно развернулся и направился вслед за скрывшемся в тумане поморником. Вскоре утонули в сизой пелене огни суденышка, но звук двигателя продолжал стелиться над морем.
А я долго еще стоял на причале...
Сколько удивительных событий! Загадочный, безымянный странник Севера и его последняя воля... Рыбаки, совершающие тайком от властей непонятный и противозаконный обряд... Появление поморника - хотя в таком тумане эта птица не летает...
Да, Север всегда задает много вопросов. И ответ на них иногда можно отыскать лишь в долгих странствиях по морям и землям студеным...
В последний раз я взглянул в сторону, где скрылся в тумане дрифтер и мысленно произнес: "Доброй волны тебе..."

"Дивные люди" с острова-горы

С Трофимычем и его командой я больше не встречался. Мне понадобилось срочно возвращаться в Москву. Так что не знаю, удалось ли рыбакам исполнить задуманное.
Но о загадочном обряде, связанном с "Прозрачной ладьей", все же довелось услышать от других рыбаков Баренцева моря и от знатоков тайн Севера. Говорят, он существовал у древних обитателей погибшего арктического архипелага.
Можно лишь предполагать, в какие времена, у каких народов появились предания о сказочном "Острове-горе" на самой "макушке земли". Одни рассказчики называли его Меру, другие - Миру. Находился этот остров на Северном полюсе и являлся как бы "наконечником гигантского столба, который вырос из центра земли".
Обитали на Меру, или Миру, "дивные люди". В других легендах их называли гипербореями. Умели жители загадочной северной страны согревать свою землю "горячими водами" и выращивать фруктовые деревья, летать быстрее чаек и метать молнии. Рыба сама шла в их сети, едва заслышав игру таинственных музыкальных инструментов.
У жителей "Острова-горы" было всего в изобилии, так что отпала необходимость воевать с другими народами и порабощать их. Но счастье не любит успокоения.
Праздность, беззаботность, долгое благополучие обернулось бедой для "дивных людей". Когда началась великая катастрофа, и "Остров-гора" стал погружаться в океаническую пучину, обширные познания не смогли помочь избежать трагедии. Могущественная, благоденствующая страна погибла. И лишь немногим "дивным людям" удалось спастись на островах Ледовитого океана.
Впоследствии их потомки, согласно легендам, расселились в заполярных областях Азии, Европы, Америки. Может, не случайно отголоски давней катастрофы, погубившей загадочную цивилизацию, звучат в преданиях и мифах эскимосов и чукчей, ненцев и якутов, исландцев и народов Скандинавии?..

Мимо айсбергов, по зеленому лучу

"... Если в том море корабль плывет на
Полярную звезду, то попадает в местность, где
летом вообще нет ночи, зимой же, напротив,
солнце не показывается над головой, а обходит
край неба слева направо; дальше расположена
местность, где весь год состоит из одного дня
и одной ночи".
Ибн Фадлан, арабский
путешественник и ученый
X века.

И все же, кто они - загадочные "странники Севера"?.. Отшельники, покинувшие многолюдные суетные селения в поисках истины и для укрепления веры? Беглецы, разочарованные в плодах цивилизации? Изгнанники? Романтики, блуждающие в суровых землях, чтобы испытать себя и познать неоткрытые тайны? Пророки, предостерегающие людей? Учителя, раскрывающие древние знания достойным, на их взгляд, современникам?
Знатоки преданий о погибшем острове-горе не отрицают ни одну из этих версий. Некоторые из них считают "странников Севера" потомками "дивных людей". Не важно, какой национальности эти скитальцы и на каком языке говорят. Главное – что они получили в наследство знания исчезнувшей цивилизации.
Если верить преданиям, по древнему обычаю эти люди должны свой земной путь завершать на Северном полюсе. Там, где несколько тысячелетий назад возвышался над океаном Остров-гора. А отправляться туда необходимо на "Прозрачной ладье". Некоторые исследователи полагают, что так называли небольшую льдину. На нее помещали лодку без весел и паруса, с телом странника. И тогда опускался с неба в море зеленый луч. Этот луч вел "Прозрачную ладью" прямо к Северному полюсу. И ни океанические течения, ни ветры и шторма, ни острова на пути не в состоянии помешать ее дрейфу. Даже встречные айсберги и ледяные поля уступали дорогу.
А когда она достигала цели, зеленый луч отрывался от небес и уходил в океаническую пучину. Вместе с ним исчезала в бездне "Прозрачная ладья". И печальный поморник оповещал Арктику, что еще один потомок  "дивных людей" покинул Землю.
Конечно, рассказ о погибшей цивилизации и сохранившейся традиции звучит как сказка. Но в Заполярье многое кажется неправдоподобным, не реальным, - для вновь прибывших сюда.

Споры о былых или не существующих землях

Ученый и исследователь Севера Александр Федорович Лактионов писал: «… на географических картах Арктики долгое время помещали мифические «земли», на которых никто никогда не был, их видели только издали. Из них наиболее известны «Земля Бредли» и «Земля Крокера», усмотренные Р.Пири в 1906 году и Ф.Куком в 1908 году к северу от Канадского Арктического архипелага; «Земля Кинен», в море Бофорта, и «Земля Президента», которую якобы видела экспедиция на «Полярисе» в море Линкольна в 1871 году; «Земля Андреева» в Восточно – Сибирском море и «Земля Санникова» в море Лаптевых; «Земля Джиллиса» к северо – востоку от Шпицбергена; «Земля Петермана» к северо – западу от Земли Франца – Иосифа; «Земля Гарриса» к северу от Аляски и другие. Постепенно, по мере того, как человек знакомится с этими районами, легендарные «земли» стирались с географических карт.
Появление на картах этих «земель» ученые чаще всего объясняли тем, что за них полярные путешественники ошибочно принимали большие торосистые нагромождения льдов, сильно приподнятые рефракцией…
Однако, нельзя исчезновение всех легендарных «земель» объяснить только одной этой причиной…».
Много легенд и преданий рождено мечтательными северянами в полярной ночи, под напевы метелей и штормов.
Арктида... Земля Санникова... Гиперборея... Туле... Земля Синей звезды... Сколько поколений ученых, исследователей, журналистов и просто любознательных людей волнуют эти названия!
Древняя реальность или красивые мифы? Многовековая мечта о чудесных краях? Отголоски далекого прошлого? Ошибки путешественников? Выдумки фантазеров?..
Спорят ученые и путешественники, историки и журналисты, романтики и скептики. Ищут, исследуют, доказывают... И лишь странники Севера, хранители древних тайн, не нуждаются в дискуссиях, ибо верят, знают, оберегают мудрым молчанием то, что известно только им. Когда и кому открывают они секреты?
У них свои правила...

Из поколения в поколение

Примерно 12-14 тысяч лет назад произошла планетарная катастрофа. Огромные участки суши разрушались и уходили под воду. Были уничтожены два "естественных моста": один - соединяющий Сибирь с Аляской, другой - связывающий Европу с Гренландией и Америкой. Исчезла Земля Синей звезды на севере Тихого океана. Распалась на острова огромная Арктида в Северном Ледовитом океане. Погибла Атлантида. Возможно, та же участь постигла и "Остров-гору".
Версии?.. Предположения?.. Гипотезы?..
Научные исследования отчасти подтверждают, что подобное могло произойти.
О древних северных народах, переселившихся на неведомые острова, упоминают многие полярные исследователи. Путешественник, ученый, знаток Арктики, адмирал Александр Васильевич Колчак в начале XX века писал: "В географии нет названия для моря, лежащего к востоку от Ляховских и Новосибирских островов, и это вынуждает дать ему отдельное наименование. Я называю это море Юкагирским в память народа, ушедшего на какие-то предполагаемые земли, расположенные на севере этого моря".
Мифические или некогда реальные?.. Удастся ли когда-нибудь отыскать достоверные факты их существования?
С гибелью легендарных архипелагов и островов исчезали цивилизации. Спасшиеся в крупномасштабных катастрофах люди на новых землях пытались сохранить свою культуру и передавали из поколения в поколение весть о великих трагедиях, об ушедших государствах и племенах.


Манящие, пленительные, недоступные

У народов Европы, Сибири и Америки многие века живут легенды об огромной северной земле, где обитали боги, духи и герои. Есть немало сообщений об этом и от средневековых путешественников. В древних документах далекого от Арктики Ирана тоже упоминается горная страна под Полярной звездой.
В русской летописи в 1096 году отмечено, что к северу от реки Печоры, «за высочайшими горами, за студеным морем», живет неизвестный народ. Возможно, к этому времени относятся предания племен с берегов Северного Ледовитого океана, о земле, до которой трудно добраться, а еще труднее – покинуть.
Острова!.. Сотни людей в разные времена отправлялись в путь, чтобы отыскать в морях и океанах мифические или существующие на самом деле земли.
С древних времен острова символизировали и спасительное пристанище среди суровых водных просторов, и одиночество, и оторванность от родины и гибель.
Почему людей так манили затерянные в морях клочки суши?
Может, потому, что каждый человек, - в той или иной степени, - островитянин. Погружаясь в свои мысли, даже среди многотысячной толпы, на какое-то время любой становится одиноким, оторванным от друзей и знакомых, от своего дома, от привычного жизненного уклада.
Такое бегство на "остров одиночества", на "землю мечты" - необходимая психологическая защита от океана информации, стрессовых ситуаций, вредных эмоциональных воздействий. Может, поэтому легенды о волшебных странах есть почти у всех народов мира?
Более четырех тысяч лет в Индии существуют предания о загадочных землях, расположенных далеко в ледяных морях, где обитают счастливые люди.
В памятнике древнеиндийской литературы "Махабхарате" говорится: "...На севере молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвина...
Его населяют благоуханные белые мужи, удаленные от всякого зла... к бесчестью равнодушные, дивные видом; преисполненные жизненной силой; крепкие, будто алмаз, их кости... Богу, распростершему вселенную, они любовно служат...
Высоко над злом возвышается страна вечного счастья. Здесь не холодно и не жарко. Покрытая рощами и лесами земля производит обильные плоды, повсюду стада антилоп и стаи птиц, все благоухает ароматами цветов...
Здесь не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный. Здесь не может быть войн и сражений. Люди этой страны равны между собой, наслаждаются всеми благами жизни..."
"Острова Блаженных" под разными названиями существуют в фольклоре народов Америки и Европы, Азии и Африки, Австралии и Океании.
В греческой мифологии волшебная земля Элизиум - Елисейские поля - находится где-то на краю земли, у океана, в "стороне заходящего солнца".
Для живых людей Елисейские поля были практически недоступны. Лишь избранные могли побывать там. Герою древнегреческих мифов Менелаю удалось достичь этой земли благодаря родству с Зевсом - Громовержцем.

Затонувшие горы

Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Мне кажется, хотя, может быть, и не в самой полярной точке, однако, близ оной должно быть целому острову или еще и многим».
О существовании не открытых земель в Северном Ледовитом океане предполагали многие полярные исследователи XVIII – XX века.
Известный ученый и путешественник Фритьоф Нансен отмечал: «Мы с уверенностью можем вывести заключение, что по Сю сторону полюса у нас имеется обширное, льдом покрытое море. Напротив, по другой стороне полюса, вероятно, встретится суша. … мы должны ждать, что острова найдутся и к северу от северной границы этой известной области».
В 1948 году на дне Северного Ледовитого океана исследователи обнаружили гигантский подводный хребет. Он получил имя Ломоносова. Эта горная система протянулась на 1800 километров от Новосибирских островов к острову Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге.
Над океаническим дном хребет возвышается на 3300 - 3700 метров.
Некоторые ученые, изучив животный и растительный мир Заполярья, сделали вывод, что в недалеком прошлом горный хребет Ломоносова возвышался над океаном. Подтверждением своей гипотезы они считают маршруты перелетов в Африку северных птиц. Эти маршруты были освоены много тысячелетий назад, когда существовала северная земля Арктида.
Данные современной гидробиологии позволяют предполагать, что горный хребет Ломоносова ушел под воду не сразу, а постепенно. Окончательно он погрузился в пучину примерно две с половиной тысячи лет назад.
Фритьоф Нансен отмечал: "...дно Баренцева моря, до самого Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа на севере, можно считать частью Европейского материка... Когда-то она была равниной, составлявшей одно целое с сушей...".
Начальник дрейфующей станции «Северный полюс – 3» Алексей Федорович Трешников в 1954 году записал в дневнике: «В конце августа льдина, на которой расположен наш лагерь, пересекла вблизи Северного полюса подводный хребет имени М.В.Ломоносова.
Еще задолго до этого момента частыми промерами были обнаружены резкие колебания глубин. За сутки льдина проходила путь в пять – восемь километров, глубина же иногда менялась в пределах трехсот – четырехсот метров. При пересечении самого хребта на расстоянии лишь восьми километров отмечены колебания глубин на полторы – две тысячи метров. Наименьшая глубина, измеренная нами на вершине хребта, оказалась немногим более тысячи метров.
Систематические промеры глубин показали, что рельеф дна в районе простирания хребта представляет собой подводную «горную страну» - с отрогами и отдельными возвышенностями с весьма крутыми склонами».
Возможно, когда-то горный хребет Ломоносова являлся частью огромной земли, о которой, после ее исчезновения в океанской пучине, сложено немало преданий, легенд, мифов.

Бесследно исчезнувшие

Научные исследования в Северном Ледовитом океане показали, что некоторые острова здесь пропадают в считанные годы, словно тают, как глыбы льда.
В августе 1739 года русский путешественник, руководитель отряда Великой Северной экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев открыл неподалеку от мыса Святой Нос землю, которую назвал островом Меркурьева. В восемнадцати милях от него отряд Лаптева обнаружил еще один остров, получивший наименование Святого Диомида.
Спустя двадцать два года в этих местах побывал другой путешественник - Никита Шелауров. Но острова Меркурьева он уже не обнаружил.
А на том месте, где в XYIII веке находился остров Святого Диомида, в 30-х годах XX столетия оказалась лишь мель глубиной примерно 7-8 метров.
Скорее всего, эти исчезнувшие земли состояли из ископаемых льдов и лёсса.
Полярные исследователи в разные времена нередко встречали подобные участки суши в Северном Ледовитом океане. Встречали, заносили на карту, а потом, спустя какое-то время, они исчезали навсегда.

Поиски и несбыточные мечты

В 1912 году врач гидрографической экспедиции на ледокольном пароходе "Вайгач" Леонид Старокадомский записал в дневнике: "Лишь в ночь на 19 августа "Вайгач" добрался, наконец, до намеченного пункта. Никто, впрочем, не был твердо уверен в том, что перед нами остров Васильевский, а не Семеновский. Сомнения рассеялись вместе с туманом лишь утром 20 августа. Когда прояснилось, явно обозначились оба острова, Семеновский остров лежал севернее.
Невысокий, с обрывистыми берегами, о. Васильевский представлял собой огромную глыбу ископаемого льда, покрытую сверху не более чем полуметровым слоем земли. Остров постепенно разрушался, лед таял, покрывающая его земля осыпалась и, оседая на дно, образовывала отмели. Вокруг острова громоздились следы этого разрушения - глыбы ископаемого льда.
...Остров Васильевский во время посещения его нашей экспедицией имел в длину около 2,5 мили... примерно таких же размеров был и остров Семеновский.
Между тем по съемке, произведенной лейтенантом Анжу в 1823 г., длина первого острова была определена в 5 миль, а второго - в 8 миль. Вероятно, некогда это был один большой остров, который, постепенно распадаясь, превратился в два отдельных острова...".
Научно-исследовательские экспедиции середины XX века, уже не смогли обнаружить ни Васильевский, ни Семеновский острова.
Сколько же таких земель, сохранившихся лишь в легендах и в старинных воспоминаниях, исчезло в арктических водах?..
Русский промышленник и полярный исследователь Яков Санников в 1808 году принял участие в экспедиции по Новосибирским островам. Спустя три года, он обнаружил неизвестную землю, впоследствии названную его именем.
Погодные условия не позволили Санникову исследовать остров. Хотя по расчетам путешественника до загадочной земли было каких-нибудь 35-40 верст, она так и осталась для Якова неосуществленной целью.
Впрочем, легендарная Земля Санникова стала несбывшейся мечтой и для многих других полярных исследователей.

Ходоки – рассказчики с Севера

Выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский писал: «Разве можно знать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет ни каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий…
Мне представляется разум и чувство тесно переплетенным клубком: одна нить – разум, а другая – чувство…».
Никто не знает, сколько веков или тысячелетий человек задает вопрос: «А что там, за горизонтом?..». Зато известно: большинство географических открытий начинались с мечты – «заглянуть за горизонт». Сказки, легенды, правдивые рассказы бывалых людей будоражили разум и чувства слушателей. И у многих возникало стремление самим отправиться в неведомые края.
В старину на Руси радовали, веселили, удивляли и заставляли людей мечтать не только скоморохи, но и странники-рассказчики. Их называли "бахарями".
Они тоже нередко подвергались гонениям, как и бродячие артисты.
В средневековых церковных запретах и поучениях бахарей величали "бесовскими сказителями и шептунами", "распространителями глумливых, лихих вымыслов", "прельстителями к бродяжнической жизни". Людей предостерегали не слушать их, как "скоморохов, игрецов и гудцов".
Поговаривали, что бахари своими "прельстительными греховными россказнями" могут увлечь слушателей в неведомые студеные земли и моря, откуда не будет возврата.
Но угрозы и порицания не всегда воздействовали. Странствующих сказителей принимали и в бедных избах, и в хоромах. Бахари были нередкими гостями у Дмитрия Донского и Ивана Калиты, у Василия Шуйского и Михаила Романова. Особенно любил их послушать Иван IV.
Вряд ли кто может ответить: смягчали своими словами бродячие сказители душу Грозного владыки или толкали на жестокие поступки? Но, возможно, eудивительные рассказы о морях и землях студеных привели царя Ивана IV к мысли о создании своего флота и об исследовании и освоении Крайнего Севера и Сибири.
Известно, что в XVIII и даже в начале XIX веков, появляясь и в дворянских имениях, и в крестьянских избах, и в домах купцов и ремесленников, бахари сообщали о красотах и тайнах северных земель и морей, об "Острове-горе", о "дивных людях", о "Прозрачной ладье".
Не только царские указы, экономический расчет, невзгоды, но и стремление познать, увидеть необычное заставляли многих людей отправляться в опасный путь к морям и землям студеным. Отчасти они становились первопроходцами благодаря историям, услышанным от сказителей.
"И пока жива Русь - вечно будут эти "хождения"…» - говорилось в северных преданиях и легендах.

 


БЕЛОМОРСКИЕ ЭТЮДЫ

«Молва утверждала: нельзя держать
курс в открытое море, потому что от берега
корабль идет под уклон, постепенно исчезая
из виду, и он не сможет вернуться обратно.
А они поднимали паруса и смело
пересекали океан!
… Молва населяла дальние страны
сказочными чудовищами, драконами,
звероподобными людьми.
А они углублялись в девственные
лесные чащи, преодолевали горные
хребты, плыли по неведомым рекам…
Они гибли при кораблекрушениях,
падали замертво в боях, умирали с голоду
среди льдов…
Но павших заменяли новые
исследователи, и не было на свете силы,
способной остановить, прервать
гигантский процесс познания мира в
пространстве».
Игорь Михайлович Забелин.

Очарование светлых ночей

"С каждым днем светлеют все ночи, потому что я еду на север и потому что время идет. Каждую такую ночь я встречаю с любопытством, и даже особая тревога и бессоница этих ночей меня не смущает. Я будто изо дня в день больше и больше пью неведомый наркотический напиток. Спать привыкаю днем.
... Так я и знал, так и думал про эти светлые северные ночи. Они безгрешные, бестелесные, они приподняты над землей, они - грезы о нездешнем мире.
...Сказки и белые ночи и вся эта бродячая жизнь запутали и холодный, рассудочный, северный день.
Я проснулся. Солнце еще над морем, еще не село. И все будто грезится сказка…" - Писал в начале XX века очарованный светлыми ночами Беломорья Михаил Пришвин.
Много прошло лет с той поры, много изменилось на берегах Белого моря, но волшебство летних северных ночей осталось неизменным. И через века и тысячелетия оно не утратит своего очарования. Вот только будет ли кому очаровываться?
Долгие годы манил меня этот край. Не только своими загадками и красотами. Из всех морей Северно-Ледовитого океана Белое первым было освоено русскими. В течение нескольких веков оно оставалось единственным морем для России.
Наши предки спускались к нему по стремительной и порожистой реке Выг, спокойной Нюхче, по величавым Двине и Онеге.
Предположительно, освоение Беломорского побережья русскими началось в IX веке. Лихие ушкуйники, беглые холопы, купцы, охотники за пушниной и моржовым клыком, рыбаки, земледельцы пробирались сюда через леса и болота, реки и озера в поисках лучшей доли. Являлись в эти северные земли и проповедники православной веры. Немало из них становилось создателями скитов и монастырей.
Постоянные поморские поселения отмечены в документах XIV века. О них говорится в Уставной грамоте 1398 года великого князя Московского Василия I, сына Дмитрия Донского.
Известный историк и государственный деятель первой половины XVIII века Василий Татищев писал: "Бярмия издревле в северных гисториях известна, и оная была не город, но целой народ, которые жили междо Белаго и Ладоскаго озер к северу...
... остатки Бярмов Карелия имянуется и дале... их главный город Колмогарда на Двине при Белом море. И оные в 8-м столетие по Христе при нашествии словян еще были в довольной силе и в те времена с датчанами и шведами приходящими имели войны.
... Поморие есть северная часть России, в которой все по берегу Белаго и Севернаго моря от границы Корелии с Финами на восток до гор Великаго Паяса, или Урала, заключается. К югу же издревле русские помалу часть по части овладали и к Руси приобсчали... Ныне все оное и есче с немалою прибавкою под властию Поморской губернии состоит".

Первые мили, дни и ночи

Трудно осваивалось Белое море. Ведь поначалу у поморов не было ни компаса, ни даже простейших карт. Мореходы отправлялись в плавание, рассчитывая лишь на себя, удачу да на описания и рассказы людей, что издревле жили в этих местах задолго до прихода русских.
Трудны северные походы. Особенно опасно для плавания горло Белого моря. Из-за воронкообразного пролива, что соединяется с Баренцевым, там очень сильное течение и колебания уровня воды бывает более 4 метров.
Мне приходилось бывать на многих морях, но нигде не встречал таких резких отливов и приливов. Во все времена люди стремились как можно быстрей миновать "чертово горло". Кроме течений и приливов, эти места опасны частыми штормами и туманами.
Как говорится в предании, никому не сосчитать, сколько «проклятое горло» проглотило поморов.
Удивителен растительный и животный мир Белого моря. Оно - единственное из морей Северного Ледовитого океана, основная часть которого находится южнее Полярного круга. Уникальность еще и в том, что это почти закрытый бассейн, соединенный с океаном узким и длинным проливом. Поэтому в Белом море есть живые существа и растения, которых нигде больше не встретишь.
Позади первые мили, острова, солнечные и хмурые дни моего путешествия. А еще бессонные летние ночи...
Может, их неверно называют белыми? Ведь сколько в них цветов, оттенков! Светло-голубое небо раскрашено розовыми, салатными, золотистыми полосами. Эти полосы отражаются в море и манят к горизонту, все дальше и дальше...

Небесные корабли

Низко над водой, в бирюзовых облаках появился кораблик... перевернутый мачтами вниз!
Вначале я не поверил глазам. Сон? Чудо? Обман зрения?..
А может, это предвестник гибели кораблей "Летучий голландец"?
Сколько приходилось читать и об опасных знамениях в море, и о загадочных небесных кораблях!
В старинных ирландских летописях "облачные парусники" упоминаются еще в середине XII века. В 1798 году в графстве Майо в Ирландии множество людей видели, как проплывает в небе целая эскадра. Изумление и страх вызвало ее появление  среди облаков.
В XIX веке явились на беломорские берега паломники из южных губерний России. Ужас охватил их, когда они увидели в вышине перевернутые парусники. Одни паломники тут же упали на колени и стали молиться, другие кинулись в лес, надеясь там найти спасение. Кое-как удалось поморам успокоить странников, объяснив, что небеса не угрожают им.
Не раз приходилось мне слышать о небесных кораблях от старых средиземноморских рыбаков, от чукчей и жителей Курильских островов, от индейцев Аляски. И вот наконец увидел сам...
Я зажмурился и снова открыл глаза. Кораблик продолжал свой небесный путь. И не было ничего в нем гибельного, рокового, зловещего.
На какие-то секунды он исчез, будто утонул в потоках солнечного света, а потом снова появился, и гордый силуэт его стал еще более четким.
Вахтенный рулевой заметил, как я разглядывал небесный корабль, и равнодушно пояснил:
- Рефракция... Атмосферное явление... А сколько моряков оно обмануло и привело к гибели!.. Просто где-то за горизонтом идет обыкновенное судно. В Белом, как и в других полярных морях, рефракция встречается часто и бывает очень сильной. Острова, корабли, скалы кажутся ближе, чем на самом деле. Они увеличиваются и словно парят над морем перевернутыми...
- Значит, просто атмосферное явление и ничего больше? Жаль... Конец романтической загадки... – Разочарованно подытожил я.
И все же - продолжал любоваться корабликом в облаках. И, несмотря на будничное объяснение тайны, сам себя спрашивал: "Куда он держит путь?.. Где же ты, гавань небесных кораблей?..".

"Есть еще острова..."

Со всех сторон из воды, как в сказке, внезапно появляются деревья, травы, камни и даже целые леса. Увеличиваются береговые линии и возникают новые островки. Время отлива...
Издавна рыбаки и охотники спасались на Беломорских островах от штормов и туманов, пережидали непогоду, промышляли зверя, устраивали зимовья и склады.
Сколько же их на Белом море?
Специалисты называют разные цифры. Даже лоция не дает точного ответа.
Листаю ее страницы. Манящие и исконно поморские названия островов: Анзерский, Асафий, Белая-Луда, Бережной Сосновец, Лумбовский, Моржовец, Жужмуй, Ивановы Луды... И, конечно же, - самые известные – Соловецкие!..
Пожалуй, точно не сосчитать их, ведь в лоции иногда указывается название лишь группы островов.
В Белом море еще множество подводных камней. Некоторые появляются из воды только во время отлива. Между ними - узкие мелководные проливы и проходы. Поэтому здесь трудное и опасное плавание, требующее большого мастерства и знания района.
Отлив продолжается…
Острова теперь напоминают гигантских доисторических чудовищ, что расползлись по морю и жадно пьют воду, изогнув зеленые и коричневые спины.
Время - три часа ночи. Пустынно, тихо и светло. Внезапно послышался шорох, потом стук, звонкое цоканье и всплеск. Со скалы, неподалеку от меня, падали камушки.
Кто потревожил их? Зверь? Человек?..
Нет никого на вершине...
И снова тишина.
Мне вдруг вспомнились стихи популярного в начале XX века поэта Саши Черного:
"Есть еще острова одиночества мысли.
Смелым будь и не бойся на них отдыхать.
Там угрюмые скалы над морем нависли.
Можно думать и камешки в воду бросать...".

Из записок короля Альфреда Великого

"...Отар однажды захотел проведать, как далеко на север простирается земля... какие люди обитают дальше на севере.
Держась северного направления близ берега, в течение трех дней он имел пустынную страну всегда справа, а море - слева. Тогда он достиг такой северной широты, дальше которой китоловы обыкновенно не проникают.
Однако, он отправился еще далее на север, сколько мог проплыть в три дня; тут земля эта начала поворачивать на восток. Здесь он дождался ветра с запада - северо - запада, а потом поплыл вдоль берега (Мурманского) на восток, сколько мог проехать в четыре дня. Тут он был вынужден ждать прямого северного ветра, так как суша в этом месте начала загибаться к югу или же в материк вдавался залив (Белое море).
Оттуд он плыл подле берега южным курсом, сколько мог, в течение пяти дней. Затем он прошел к устью большой реки (Северная Двина), которая вытекала из отдаленнейших частей той страны. Он проплыл немного в эту реку, но продвинуться дальше ни он, ни его спутники не осмелились, опасаясь враждебного нападения жителей, которые густо населяли другой берег…».
Так записал английский король Альфред Великий рассказ о путешествии к берегам Белого моря.
Это плаванье состоялось в 875 году. Возможно, оно - одно из первых посещений западноевропейскими купцами Беломорья. Снарядил и возглавил экспедицию норвежец Отер. В молодости он разводил северных оленей. От моряков и торговцев слышал о легендарной стране Биармии, расположенной от берегов Белого моря - до Приуралья (северная часть современной Пермской области).
Король Альфред отмечал: «…Жители Биармии рассказали Отеру о своей стране, а также и о соседних с ней землях. Но что в их рассказах правда, а что нет, он не знает. Ему показалось, что финны и жители Биармии говорят на одном и том же языке. Он завязал с ними отношения главным образом потому, что, во-первых, хотел исследовать их страну, а, во-вторых, также из-за китов и моржей, ибо бивни последних дают превосходную кость. Несколько бивней он привез в дар своему королю. Кроме того, из их шкур получаются великолепные корабельные тросы».

«Печаль поющая скала»

Слухи о земле, богатой пушниной, моржовой, мамонтовой костью и золотом, появились в Скандинавии еще до IX века. Отеру немало довелось услышать удивительного о Биармии, о Белом море, о реках и лесах на востоке от Скандинавии. Как часто бывает, рассказы о далеких странах обрастают легендами.
В одной говорилось о "печаль поющей скале", расположенной на каком-то островке в Двинской губе. Внутри скалы - пещера, попасть в которую можно лишь из-под воды.
Согласно легенде, некий древний народ, обитавший на берегах Северной Двины, вынужден был покинуть родные места. Вражеские набеги, эпидемии, природные катастрофы, а может, иные беды сподвигнули их на это? О том в легенде не упоминается. Перед великим переселением собрало племя все имеющееся золото и схоронило в "печаль поющей скале".
Возможно, переселенцы собирались, обосновавшись в новых землях, вернуться за своими ценностями?..
Не получилось. Все корабли их затонули в Белом море во время шторма. Никого не осталось в живых. Никто не горевал об исчезнувшем племени. Лишь скала при сильных ветрах пела свою печаль и пыталась рассказать людям о погибших.
Может, из ее песен стало известно о сокровищах древнего народа? Находились охотники отыскать заветную скалу и проникнуть в пещеру. Но никому еще это не удалось. "Поющая печаль" верно хранит золото погибшего племени.
Даже те, кто явственно слышал в море пение легендарной скалы, не могли точно определить ее местонахождения.
Согласно преданиям, пытался отыскать хранительницу сокровищ и Отер. Но об этом замысле он ничего не рассказал своему покровителю - королю англосаксов Альфреду.
А может, путешественник попросту отказался от затеи с поисками клада. И без того успешная, торговля с Биармией принесла ему огромные богатства.
А заветная скала до сих пор волнует искателей приключений нераскрытыми тайнами, ненайденными сокровищами, печальными песнями в штормовые дни.

Школа под парусами

"У русских людей есть старинный обычай.
Перебираясь в новые, еще необжитые края, пересе-
ленцы берут с собой в узелке горсть земли с родных
мест; оттуда, где жили отцы и деды, где земля, даже в
самые тяжелые времена, оставалась родной матерью.
Переселенцы рассеивали эту горсть на месте нового
жительства, которое с этой минуты становится тоже
родным и близким".
Георгий Ушаков.

Белое море во времена Петра I называли "державной школой под парусами". Здесь развивались международные отношения и торговля, кораблестроение и навигация, сельское хозяйство в северных условиях и духовная жизнь, военное мастерство и навыки освоения заполярных морей и земель.
С увеличением в этих краях русских переселенцев интенсивно строились новые селения, укрепления, города, верфи, церкви и монастыри. В 1342 году новгородец Лука Варфоломеев начал возводить на Северной Двине крепость Орлец, которая стала в Беломорье важнейшим центром колонизации.
По приказу Московского государя Ивана III в 1496 году дьяк Григорий Истома отправился через Белое море в Данию с дипломатической миссией. И, как водится, все участники этой миссии взяли с собой в далекий край по горсти родной земли. Ее хранили в мешочке на груди, рядом с нательным крестом.
В то время шла война со шведами, поэтому путь через Великий Новгород был закрыт. Григорий Истома со своими помощниками на четырех парусных лодках отправился из устья Северной Двины по Белому морю вдоль Кольского полуострова. Миновав мыс Нордкап и Лофотенские острова, русская дипломатическая миссия прибыла в район города Тронхейм. Отсюда начался переход по суше через южную Скандинавию - к столице Дании Копенгаген.
Впоследствии рассказ русского дипломата о его путешествии привел в записках австрийский посол в Москве Сигизмунд Герберштейн: "...Мы перенесли свои суда и груз через перешеек в полмили шириной... потом мы проплыли в землю дикой лопи... Здесь, оставив лодьи, мы дальнейший путь проделали по суше на санях".
Примерно в то же время, что и Григорий Истома, совершили свое путешествие князья Иван и Петр Ушатые. Из устья Северной Двины они проделали путь "морем - окияном да через Мурманский нос". А дальше от Варангер - фиорда сумели добраться до озера Инари и по рекам и волоком вышли к Ботническому заливу.
Каждое подобное путешествие обогащало Россию научными познаниями, открывало новые возможности для торговли, способствовало  усовершенствованию флота.
В XV-XVI веках поморы строили различные типы судов: кочи, карбасы, раньшины, шнеки. Мастера крепили обшивку к корпусу корабля не гвоздями, а с помощью корней можжевельника и молоденьких елей. Ведь гвозди быстро ржавели, появлялась течь, расшатывалась обшивка. А деревянное крепление разбухало в море и почти не пропускало воду.
Обычно корабль поморам удавалось соорудить за 5-7 месяцев. В середине XVI столетия Иван Грозный повелел возвести при Соловецком монастыре первые крупные верфи и сухой док. Кораблестроению на Белом море царь придавал важное государственное значение.
Совершенствовался флот, совершенствовалась военная и экономическая мощь Руси. В этом немалая роль принадлежала "школе под парусами".

Старинные знания и традиции

Освоение любого моря невозможно без лоции. Примерно с XV-XVI веков на материковых берегах и на островах поморы сооружали специальные опознавательные знаки и пристанища. На самых видных местах ставились большие деревянные кресты. Поперечина такого креста всегда указывала на север и юг. На них делались барельефы, навесы от дождя и снега, врезались иконы. Особые приметы каждого креста помогали поморам определить свое местонахождение и направление пути.
Жители Беломорья хорошо ориентировались по звездам и знали, что от положения Луны зависят морские отливы и приливы. Эти явления природы поморы называли "вздохами моря - окияна".
"Грудь-то у няго широка да могуча, как вздохнет, подымет грудь - тут и прибыла больша вода: прилив значит, - объясняли в старину поморы. - А коль выдохнет - уходит вода - время отлива наступило. Не часто дышит море-окиян. Два раза вдохнет, два раза выдохнет - сутки прочь..."
Поморам компас был известен еще до XIV века. В старину он представлял собой круглую коробочку, сделанную из дерева, кости или меди. Диаметр ее обычно не превышал 5 сантиметров. Компас очень ценился у мореходов, передавался из поколения в поколение и хранился у кормщика в специальном кожаном мешочке.
В зависимости от направления все ветры у поморов имели имена. Северо-восточный назывался "полуночником", "шольником" - юго-западный, "побережником" - северо-западный, "обедником" - юго-восточный.
В старину мореходы бережно хранили свои рукописные лоции и карты. Назывались они по-разному: "Хода корабельные Русского окиян-моря", "Мыслии о ветрах", "Устав как суда водити", "Ход Груманландской". В них описывались берега, морские глубины, проливы, указывалось наилучшее время для прохождения того или иного водного участка.
С помощью ворвани - вытопленного жира морских животных - умели поморы "успокаивать" морскую волну.
В семидесятых годах XVIII века русский путешественник и натуралист Иван Лепехин писал об этом: "Средство сие состоит в ворваньем сале, которое во время заплескивания судна льют в море, или пускают подле судна мешки, наполненные оным.
Средство сие издревле нашим поморянам известно и за многие годы прежде было у них в употреблении, нежели европейские ведомства о сем средстве как некоем важном открытии были напечатаны".

Один из хранителей тайн

Издавна селились в Беломорье не только мореходы, судостроители, крестьяне, купцы, служивые люди, основатели монастырей и церквей. Тянулись сюда и отшельники, собиратели и хранители древних знаний и тайн. О них мало упоминалось в исторических документах и научных трудах, зато рассказывали об этих людях предания поморов.
Мне приходилось встречаться с хранителями тайн Севера. От них слышал, что порой в Белом море, как в Бермудском треугольнике, при загадочных обстоятельствах пропадают лодки с людьми и даже корабли.
Поиски ни к чему не приводили: не оставалось после подобного исчезновения ни обломков судов, ни даже пятен моторного или дизельного топлива. Насколько можно доверять этим сообщениям?
Нет однозначного ответа.
Один из хранителей древних тайн по имени Никита уверял: многие таинственные исчезновения людей в Беломорье связаны с "заборейцами". Он даже обещал мне показать "знаки заборейские", то есть еще не открытые наукой памятники, оставленные ушедшей цивилизацией.

"Иди к Синему камню!.."

Я познакомился с этим странным человеком в первую свою экспедицию в Беломорье. Потом неоднократно встречался в семидесятых годах прошлого века.
Никто не знал, сколько ему лет, его фамилии и отчества, где живет зимой, когда появится вновь и куда уйдет...
Кто-то в шутку, а кто-то всерьезназывали его: «Странник Беломорья - блаженный Никита»...
Летом он появлялся во многих уголках Беломорья: в устье Северной Двины и в Кандалакше, на мысе Крестовом и среди заброшенных изб на реке Варгуза. По слухам, зимовать Никита уходил куда-то в леса Кольского полуострова. Там, то ли в заброшенном скиту, то ли еще в каком-то укрытии, жил он до весны. А потом снова отправлялся бродить по Беломорью.
Сам Никита не любил распространяться о месте своей зимовки. Отвечал уклончиво: "Где полярну ночь проводил, там уж солнце все осветило, да растопило, да память мою перегрело..."
Говорят, много людей он спас от гибели.
Однажды шторм перевернул лодку с рыбаками. Людям вплавь удалось добраться до каменистого острова. От морской пучины спаслись, а что делать дальше - не знали. Ни воды пресной на том острове не было, ни дров, чтобы разжечь костер и согреться.
От жажды, холода и голода затужили рыбаки. Больше трех суток промучились. Готовились уже смерть принять, да вдруг утихло море, и к островку причалил Никита на своей лодочке.
- Живите, сироты! Возрадуйтесь, понурые! Да не меня, а своего заступника Николу Мерликийского благодарите!..
Потом блаженный рассказал рыбакам, будто во сне услышал голос самого Николая Чудотворца: "Проснись, Никита!.. Поднимай парус и иди к Синему камню!.. Спасай людей!.."

К песням Терского берега

- Лучше переждать. Между Умбой и мысом Святой Нос негде укрыться от шторма, нет на Терском берегу спасительных бухт, - советовали мне опытные поморы.
Снова штормовое предупреждение. Еще один день ожидания в уютном заливе.
Умба - старый поселок. Издавна здесь живут рыбаки, лесозаготовители, строители. Сойдешь впервые на деревянный тротуар поселка, оглядишься и сразу становится ясно: главное богатство здесь - лес и море...
Корабли и лодки у причалов. Машины, груженые бревнами и досками. Запах копченой рыбы. Неторопливые разговоры жителей о штормовой погоде, о будущих уловах, о лесных пожарах.
В поселке гостей принимают душевно и просто. Охотно рассказывают жители Умбы о родном Терском береге, что тянется от устья реки Варзуги до мыса Святой Нос - на границе Белого и Баренцева морей. Реальные события прошлого переплетаются с легендами, но совсем не хочется разбираться, где правда в рассказах поморов, а где вымысел. Только бы слушать и слушать…
Старожилы непременно сообщают приезжим, что в Умбе побывал Сергей Есенин.
Вроде бы документальных подтверждений этому нет. Но в 1917 году, после путешествия поэта по Беломорью, появились строки:
"Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Все равно - Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.
Все равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит.
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.
Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день...
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке олень".
Может, и в самом деле они были написаны после остановки Есенина в Умбе? Поэта интересовали предания, сказки, былины, песни поморов. В автобиографии он отмечал, что был на Мурманском побережье, в Архангельске, на Соловецких островах. А в те годы суда, курсирующие между этими пунктами, обычно заходили в Умбу.
Я бродил по деревянным улицам поселка, поднимался на каменистый холм, оглядывал окрестность с высоты и так же, как жители Умбы, верил, что по этим тротуарам много лет назад ходил Есенин. Останавливался, разглядывал морские и лесные дали, корабли в бухте, суету чаек и видел в белой северной ночи нечто свое - заветное, никому еще не открытое...
И в старые времена, и в наши дни Терский берег манил к себе любителей народных песен и преданий. Но откуда здесь такое самобытное песнопение? Наверное, оттого, что на Терском побережье творчество произрастало и развивалось в особой, неповторимой среде. Способствовали этому отдаленность от городов и магистральных дорог, постоянный состав населения, устоявшиеся поморские традиции.
Зимними вечерами собирались женщины в одной избе, пряли, шили, вязали. И при этом обязательно пели и рассказывали предания...
Так было в давние времена, так продолжалось и в семидесятых годах прошлого века. Сохранится ли эта добрая традиция и дальше?

Бесовы следки

Солнечные лучи - дар великого светила земле. Они превращаются в траву, светлое море, теплую землю, улыбку человека.
Птицы, звери, люди от прикосновения солнечных лучей выражают восторг звуком, танцем, игрой. Человек издавна пытался закрепить свои чувства в камне.
Неизвестно, сколько времени высекал он солнечный круг. Наверное, зачарованный собственным творением древний мастер прикасался к нему ладонью и от этого прикосновения ощущал тепло.
Каменные загадки Белого моря. Они встречаются здесь на каждом шагу. Рукотворные лабиринты на Соловках, сейды на островах Русский Кузов и Немецкий Кузов, дорога из каменных плит на Кондострове.
Считается, что первые люди поселились на берегах Белого моря более пяти тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют археологические находки. Орудия труда времен неолита: каменные сосуды, рыболовные крючки, иглы, топоры. Украшения из бронзы и раковин. И наконец петроглифы - рисунки на скалах.
Неподалеку от Беломорска у реки Выг - целая картинная галерея. На скалах высечены звери, птицы, рыбы. Люди в лодках, на лыжах, сцены охоты на лесных и морских зверей...
Встречаются и таинственные знаки: звезды, кресты, круги, овалы, треугольники, четырехугольники, изображения человеческих следов. Особенно запоминается фигура беса на красноватой скале и семь отпечатков его ступни. От этого в народе и пошло название "бесовы следки".
Беломорские петроглифы создавались много лет назад и не одним мастером. Они помогают проследить и понять, как развивалось искусство древнего человека, а значит, и его мышление.
Возле наскальных рисунков в давние времена жители Беломорья совершали культовые обряды, жертвоприношения, ритуальные танцы, обращались к божествам.
Время разрушает даже камни. Беломорские петроглифы тоже нуждаются в защите: от ветра, воды, перепада температур. И увы... прежде всего от человека.
Прямо на скалах, на которых творили неизвестные мастера, современные дикари устраивают привалы: оставляют мусор, жгут костры, а иногда берут острый камень и пытаются рядом с древними рисунками изобразить свои.
- ...Не ведают, что творят. И быть каждому за эти грехи наказанным великими мучениями... – не раз говорил Никита о варварах нашего времени.

Проклятие осквернителям

Что и говорить, добрым был человеком блаженный странник. Лишь однажды я видел, как он лютовал.
Разожгли туристы костер неподалеку от камней с древними рисунками. А когда огонь погас, налетел с моря ветер и разметал золу. Попали остатки пепелища и на петроглифы.
Накинулся Никита с кулаками на туристов и прогнал их прочь. А сам долго потом отмывал наскальные изображения, поливая водой из котелка, очищая ладонями и вполголоса проклиная «варваров с рюкзаками»:
- Да нахлебаться вам, ироды, водицы морской!.. Да охватит вас меряченье!.. Да придут к вам люди, что на скалах высечены!.. Да увидеть вам огневые шаманские танцы-проклятия, приворожки и заманья, что беду вызывают и уносят в белые сны уставших богов!..
Попробовал я его утихомирить:
- Чего зря шумишь? Туристы уже далеко и не услышат твоих слов…
- Каждого, кто потревожил могилы или творения древних, неминуемо ждет наказание. И не важно – далеко они или близко… - пояснил Никита. -  Услышат они в какой-то день и час голоса забореев - людей, живших в Арктике тысячи лет назад. Вначале голоса будут неразборчивы, потом станут все ясней и ясней… И прозвучит в тех словах назначение кары за содеянное. Приговором может стать болезнь - "меряченье". С давних времен от нее человек впадал в безумство: влезал на скалу и кидался вниз, резал себя, бросался головой в костер, плясал до смертельного изнеможения, перегрызал свои жилы, тянулся к Полярной звезде и шел к ней не разбирая дороги, пока  не  оказывался в  морской пучине…

Оплот России

В давние времена православные монастыри иногда называли Маленькой Русью, Хранителями мудрости  и силы народа, оплотом России. В них собирались люди разных профессий, сословий, носители научных знаний, культуры, традиций. Монахов объединяла вера и любовь к отечеству.
Обитатели монастырей не только умели хранить традиции, духовное богатство и достижения своего отечества, но и могли словом поднимать народ на борьбу с иноземными врагами.
Среди монахов были и те, кто прекрасно владел оружием и разбирался в ратных делах. Когда Святой Сергий Радонежский благословил на битву Дмитрия Донского, он дал в помощь князю иноков Пересвета и Ослябю. О них в летописях сказано: «великие ратники», «богатыри крепкие», «весьма смысленные к воинскому делу», умеющие «уставлять полки».
"Кто на Белом море бывал - Соловки не миновал" - говорят и местные жители, и приезжие.
В конце XIX века известный русский историк Василий Ключевский писал о Соловецком монастыре: "Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение... особый взгляд на задачи иночества.
Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении... к нему собирались такие же искатели безмолвия и устрояли пустыньку. Строгая жизнь, слава подвигов привлекали не только богомольцев и вкладчиков, но и крестьян, которые селились вокруг богатейшей обители как религиозной и хозяйственной опоры, рубили лес, ставили починки и деревни, расчищали нивы..."
Организованная в XV веке на Большом Соловецком острове обитель стала не только духовным центром русских людей в Беломорье, но и опорой в дальнейшем освоении северных земель и морей. Вслед за монастырем здесь создавались скиты, промыслы, строились гавани, причалы, всевозможные мастерские, дороги, каналы, дамбы, разводились сады и огороды.
Не раз давала отпор иноземным войскам Соловецкая обитель. В 1853 году началась война между Россией и коалицией Англии, Франции, Турции и Сардинии. Спустя год английский флот совершил нападение на Соловки. Враг был отбит. Над западным входом в собор Знамения и на стенах монастыря до сих пор виднеются следы обстрела английской эскадрой в 1854 году.
Философ и богослов Сергей Николаевич Булгаков в начале XX века описал эту островную обитель: «…При монастыре находились двухклассное училище, основанное в 1859, и иконописная школа, учрежденная в 1880, больница, богадельня и всевозможные мастерские…
Почти 8 месяцев в году монастырь бывал разобщен с остальным миром: страшные морские бури и груды полярного льда, загромождающие его со всех сторон, делали пути к нему крайне опасными или вовсе невозможными. Для поклонения св. мощам Соловецких чудотворцев ежегодно со всех концов России стекалось до 8000 богомольцев».

«Подлый удар в спину»

Обитель, спасавшую от разных бед многих русских, нередко превращали в тюрьму. Святым местом ее сделали верующие подвижники, неприступной для врагов твердыней - герои, а острогом - большие грешники.
Исследователь Севера, журналист Генрих Гунн отмечал: "Ссылали на Соловки за "воровство", "измену", "дурость", "предерзостное житье", "богохульные и непристойные речи". Никаких списков заключенных не велось, а имен некоторых не знал никто...
Сюда был сослан поп Сильвестр при Иване Грозном, Симеон Бекбулатович за обличение Лжедмитрия, при Петре - самозванец Салтыков, сообщники Кочубея. В XIX веке ссылались студенты Московского университета, декабристы, два графа Толстых "за некоторую вину". Прислан был особый колодник, называемый "бывший Пушкин". Что это был за человек, никто не знал".
Все, кто посещал Соловки в XVIII и XIX веках, отмечали необычно суровые условия содержания каторжников и невозможность совершить побег.
Многое повидал монастырь и прошел суровые испытания. Не выдержал он лишь, как говорили монахи, «подлый удар в спину». Удар, нанесенный не иноземным войском, а своими…
«Своими» ли?..
В 1923 году большевики упразднили святую обитель и создали Соловецкий лагерь особого назначения. За несколько лет существования «СЛОН»а в нем побывало заключенных больше, чем паломников в XVIII-XIX веках; а умерло и замучено людей больше, чем за всю историю освоения Соловецких островов.

«Чудотворные узоры из камня»

Знаменито Поморье и старинными лабиринтами.
«Блаженный» Никита называл их «чудотворными узорами». К ним он относился с каким-то священным трепетом.
Сложены они из камней и представляют собой спираль диаметром от пяти до тридцати метров. В наше время камни возвышаются всего лишь на 10-40 сантиметров.
Когда созданы лабиринты - точно не установлено. Одни ученые считают - в первом тысячелетии до новой эры, другие называют более давние или близкие к нам времена.
Для чего понадобились они древнему человеку?
Мне доводилось слышать разные версии: культовое предназначение, календарь, место захоронения и т.д. Некоторые исследователи заявляли, будто лабиринты - ловушки для рыб, хотя в море ни одного подобного строения не обнаружено.
Очевидно, сооружали их для чего-то жизненно важного. Иначе трудно объяснить столь широкое распространение лабиринтов не только в Беломорье, но и в скандинавских странах. Путешественникам они попадались и на Крайнем севере европейской России и за полярным Уралом.


Заповедные земли Беломорья

Утром северный ветер усилился. Прошел короткий дождь. Все быстрей разбегались по заливу желтые пенистые гребешки. У горизонта клубились фиолетовые и туманы. Мачты судов, что спрятались от шторма в Кривозерской бухте, нехотя кланялись морю.
В эти ненастные часы вспомнились слова старой песни:
"Если ветер не бьет в паруса,
То они превращаются в тряпки..."
День и ночь не утихал шторм. Зло и весело ветер трепал на берегу верхушки деревьев, гнал к югу мелкие тучки и рыскал над волнами, отыскивая хотя бы один парусник.
Лишь через сутки выглянуло солнце и ветер сник. Я продолжил свой путь по Белому морю на небольшом рыболовецком суденышке.
После выхода из Кривозерской бухты легли курсом на Кандалакшу.
Вскоре показался остров Великий, где обитают лоси, медведи, куницы, лисы, в ручьях и озерах нерестятся кунжа и форель.
Кандалакшский - самый северный заповедник в нашей стране - был основан в 1932 году. Расположен он на многих островах, разбросанных вокруг Кольского полуострова в Белом и Баренцевом морях. На них гнездятся и отдыхают при перелетах гаги и тупики, полярные крачки и турухтаны, кайры и поморники.
Один из островов Кандалакшского заповедника - Харлов - стал в XVII веке царской "заповедью", где оберегали кречетов - ловких и стремительных птиц - для царской охоты.
Остались позади Великий и Харлов. Справа по борту в сизой пасмурной дымке - леса Кольского полуострова. Они тянутся до порта Кандалакша.
К причалу подошли, когда море, чайки и город погрузились в светлое ночное молчание.

Вещий танец среди камней

Однажды рассказал Никита мне, как давным давно собрался побывать в Петербурге. Зачем это ему понадобилось - не объяснил. Подходил несколько раз к Северной столице, а войти не мог.
- Что же тебе помешало? - поинтересовался я.
- Этот "узелок-лабиринт" чужой для меня. Не захотел впускать в свои чертоги, - загадочно ответил Никита. - Запутанный город. Много злых сил сплелось в том "узелке".
- Да что у него общего с лабиринтом? - удивился я. - Прямые линии кварталов, улиц, проспектов...
- Все равно запутанный, - упрямо стоял на своем Никита. - На утонувших и ушедших под землю лабиринтах он стоит, на "узелках" из останков человеческих, загубленные души и замутненные помыслы по его улицам витают...
Указал мне блаженный на один из соловецких лабиринтов.
- Говорят, вон тот  руками "долгого царя" выложен. Да неверно это. Петр Алексеевич только свой камень вставил в "узелок". А после того весь народ от этого места прогнали, чтоб не глазели да не сглазили. И царь в одиночестве совершил "вещий танец" среди камней...
По словам Никиты, некоторое время никто из приближенных и местных жителей не смел возвращаться к лабиринту, где Петр совершил таинственный древний танец. А когда царь закончил обряд, то увидел, как внутри лабиринта появилось озерцо или скорее лужица.
Наклонился над водой государь, а оттуда "глядел на Петра его будущий град". И случилось вещее видение на Соловецком лабиринте, ровно за год до начала строительства Северной столицы.
Не знаю, насколько верна история, рассказанная Никитой, но Петр Алексеевич действительно побывал на Соловках в 1702 году, то есть за год до основания Санкт-Петербурга.

Целительная сила

По словам блаженного, люди начали создавать лабиринты во времена, когда "небесная колесница имела не семь, а девять звезд". И случилось это около десяти-двенадцати тысяч лет назад.
Я догадался, что небесной колесницей он называл созвездие Большой Медведицы.
По мнению Никиты, лабиринты служили для "заборейцев" и моделью устройства мира, и "хранилищем времени" (очевидно, под этим подразумевался календарь), и местом, где проводились обряды, и где они исцелялись от болезней и ран.
Свидетелем целительной силы "узелков" я стал сам, когда поранил руку и долго не мог остановить кровь.
Блаженный провел меня тогда по спирали к центру лабиринта, затем велел не двигаться и закрыть глаза.
Он что-то прошептал и буквально через несколько секунд приказал:
- А теперь смой водицей кровь!..
Я взглянул на руку и не поверил глазам. Рана превратилась в небольшую царапину с запекшейся кровью и больше не болела.

Услышать голоса звезд и морей

Мне доводилось слышать от беломорских старожилов, что с помощью лабиринтов древние люди определяли время ловли рыбы, сбора лечебных трав и кореньев, промысла морского зверя и других сезонных работ. Но как это делалось, современные поморы не знали.
А при рождении человека в спираль родового лабиринта вставляли новый камень, который становился покровителем новорожденного. Под этим камнем закапывали пепел умершего. Лабиринт помогал душам быстрей покинуть землю и унестись к звездам. Он также являлся своеобразным накопителем еще неизвестной энергии.
"Когда пройдешься по его "извивам" к центру, то твои деяния и мысли соберутся там и долгое время будут сберегаться как тепло в неостывшей печи", - поясняли старые поморы.
Здесь, в лабиринте, можно услышать голоса звезд, далеких морей и океанов, ощутить, как бьется сердце земли.
Здесь, среди камней, далекое прошлое блуждает в обнимку с будущим. Здесь можно встретить, услышать, увидеть и почувствовать то, что уже было, то, что будет, и даже то, что никогда не случится.
Лабиринт может сам собой менять конфигурацию, по-новому запутывать свои проходы либо вовсе исчезнуть и появиться вновь, подчиняясь неведомым и неподвластным людям законам.
Я не пытался спорить со стариками или опровергать их слова. Каждый вправе верить в то, что другому кажется сказкой или преданием.

В память о погибших

Еще до знакомства с Никитой на беломорских островах Русский Кузов и Немецкий Кузов я осмотрел странные сооружения, не менее загадочные, чем лабиринты.
Называют эти творения древних сейды. Создавались они так: валун размером с большой письменный стол устанавливался как бы на ножки из камней. А на него горкой складывались маленькие камешки.
Многие из этих валунов издали напоминают животных. В древности жители Беломорья совершали здесь жертвоприношения, ритуальные танцы, просили богов послать им хорошую погоду, удачную охоту и рыбалку, не обижать души погибших соплеменников, особенно тех, кого поглотила морская пучина.
Некоторые сейды не были похожи ни на зверя, ни на птицу. И все же они мне что-то напоминали.
Но что?
Я понял это, лишь когда стал спускаться с возвышенности острова Русской Кузов к морю и обернулся. При взгляде снизу и при вечернем освещении валуны стали похожи на лодки. Тогда мне пришла мысль, что камушки на валуне могут олицетворять древних охотников и рыбок.
Количество камушков примерно соответствовало количеству людей в лодках, изображенных на скалах у реки Выг.
Возможно, много веков назад жители Беломорья возводили сейды в память о погибших соплеменниках. А может, их ставили в начале сезона охоты или рыбного лова, чтобы умилостивить богов. Сколько на валуне камешков - столько людей в лодке погибло или отправилось за добычей.
Никита подтвердил мои предположения. Но при этом долго выспрашивал, не трогал ли я камни, не побеспокоил ли души древних как-то по-иному.
Расспросы блаженного были не случайны. Заезжий на острова народ иногда "на память" прихватывал с собой камешки с сейдов.
Потом мне довелось увидеть, как Никита оберегал сейды от пришлых и даже разговаривал с ними. Каждую весну он появлялся на островах совершить обряд омовения камней в море.
Бережно сгребал их Никита в свою котомку и подол рубахи, спускался к воде и долго полоскал, при этом что-то приговаривая. Потом снова карабкался наверх с тяжелой ношей и возвращал ее на прежнее место.
Теперь этого уже никто не делает...

Как уходил Никита

Он обещал показать мне "знаки заборейские" и открыть какие-то их тайны. Однако, предупредил: сделает это лишь когда я стану "подготовленным" и снова приеду в Беломорье.
Что означает "подготовленный", Никита не объяснил, только усмехнулся и пробормотал мне в ответ:
- Через много лет сам поймешь...
Но встретиться нам больше не довелось.
О последних часах Никиты я узнал, когда во второй раз побывал на Терском берегу в начале 70-ых годов. Старухи из поселка Умба рассказали, как блаженный отправился в последний путь.
Весной Никита, по своему обычаю, прибыл на острова, где находились Сейды, чтобы очистить водой камушки. Тогда и произошла беда. Обронил он случайно один камушек в море. Как ни пытался блаженный, так и не смог его отыскать в воде.
Загоревал Никита и отправился по беломорским селениям поведать народу о своем грехе:
- Загубил я душу древнюю... А потому должен принять наказание. Кого из вас обидел - простите и не поминайте недобрым словом... Ухожу вслед за погубленной душой...
Кто верил блаженному, кто посмеивался. Мало ли что наговорит убогий? Но только с той поры Никиту больше не видели.
- Сел он в лодку, - рассказывали старухи, - поднял парус и ушел навсегда...
И странное дело: жители разных селений утверждали, что наблюдали его уход в одно и то же время.
А еще говорили: как только отчалил от берега Никита, сразу стихли волны, и откуда ни возьмись опустился непроглядный туман...
Нелегко достигнуть и пройти моря студеные, еще труднее постичь их тайны. Не всякому они откроются и расскажут, какие племена и народы навсегда затерялись в их ледяных водах.

........................Продолжение следует....................................