Дорога до Сочи... пока что - не очень!

Светлана Мелешко Аа
Этим летом впервые  решили отправиться в Сочи на автомобиле, чтобы посмотреть страну и, может быть, заметить перемены, которые произошли при подготовке к Олимпиаде-2014. Ранним, ещё прохладным, какое бывает только в августе   утром, усаживаемся в машину. Дети ещё сонные, даже не поели, лишь   глаза  открыли, чтобы спуститься из квартиры.  Нас везёт водитель Александр, настоящий профессионал, не раз бывавший в южных краях, так что можно всю дорогу расслабляться, смотреть по сторонам, есть, спать, останавливаясь, где захочется и где придётся.

Задний пассажирский ряд — мои дети, Саша и Лиза, и я. Нам вполне просторно в большом внедорожнике. Вот и промелькнул памятник Танкистам, вызвав бурю восторга у семилетнего Саши, увлеченного военной техникой: «Пап, а это танк Т-34!?» - «Да».

Пейзажи Липецкой и Воронежской губернии вселяют уверенность, что голодать зимой не будем: тяжелый, налившийся в золотой короне подсолнечник, заросли высоченной кукурузы, скошенные поля солнечной пшеницы. Благодатный край!

Мощный двигатель автомобиля позволяет пересекать черноземные области за считанные часы, но перезвон антирадара не даёт жать педаль газа слишком сильно. Друзья предупреждали, что здесь устройства для сдерживания и последующего наказания лихих водителей напичканы на каждом десятом километре. Дети спят, уткнувшись в подушки, специально взяла, чтобы было им куда голову прислонить, помягче. То спят, то едят, чем ещё в дороге заниматься? Одно из развлечений — покупать на заправочных комплексах  чипсы, семечки, сухарики, в шуршащих упаковках,  так называемую  мусорную еду. Ведь она прекрасно скрашивает монотонность дороги.

Воронежская и Ростовская область похожи. Огромные территории, непостижимые жителям маленьких стран и регионов. Обгоняем на трассе длинную колонную военных. В крытых брезентом Уралах прячутся от сорокаградусной жары молоденькие солдаты. Не спеша, размеренно,  следует техника на юг. Невозможно представить, что всего в нескольких десятках километров от этой дороги взрывы снарядов и бомб разрушают дома, вспахивают огороды и сады с неубранным урожаем, месят с кровью землю, дома.

Жара незаметна внутри салона, но выходя на обочину трассы М-4, моментально покрываешься испариной. Знойное солнце печёт,  земля вдоль обочины скукожилась в ссохшиеся комья, а за съехавшими в поле автомобилями стоят клубы пыли. Тысячи людей по сию пору ищут вдоль наших российских дорог места для кратковременной остановки, засыпая зелёные кустарники и деревья в посадках всяческим хламом, удобряя заросли продуктами человеческой жизнедеятельности. «Мальчики — налево, девочки — направо»... - сколько ещё лет эта прибаутка будет будет украшать наш лексикон? Мы думали, что к открытию Олимпиады, необходимые заведения на маршруте Москва-Сочи появятся. Ошиблись...

Кафешек, правда, много, на любой вкус: от помпезных дворцовых новостроек до непритязательных павильончиков. Вроде едешь, выбираешь едальни по внешнему виду, а когда голод начинает поджимать всех членов экипажа, они почему-то встречаются редко. Вот и  мы наконец-то сворачиваем на просторный двор, пока ещё пустынный, у входа всего пара машин. Вывеска гласит, что здесь открыты кафе и гостиница, но пока видно, что хозяин с внешней здания  отделкой не спешит.

Внутри довольно уютно,  две компании уже обедают, все остальные столики украшены табличками — зарезервировано. Вот это да! Может быть сейчас сюда нагрянет караван фур? Но, официантка, приняв заказ, предлагает нам выбрать любое место. Значит, это такие маленькие  хитрости, чтобы гости по одному целый стол не занимали? Нас пять, нам нужен стул. Знаете что она нам сказала? - «Возьмите стул, только потом на место его поставьте!» - «А где же - пожалуйста?» - удивился муж... 
  Ха-ха, это мы запишем, в наш дневник наблюдений! Еда, правда, довольно приличная, домашняя, прохладное пиво  туманит голову, а впереди ещё часа два до  Ростова, где запланирован ночлег в загородной гостинице. Этот отрезок пути пролетает почти незаметно,  брат с сестрой теперь усердно  толкаются, стараясь расположиться поудобнее, укладывают  ноги, на меня и  друг на друга.

Пригороды Ростова-на-Дону — это словно нескончаемая ярмарка: магазинчики, павильончики, автомастерские, склады, здесь как-будто ещё переживают экономический бум. Может тут и правда, люди живут более предприимчивые, или воздух донских степей даёт им больше свободного духа?

А мы едем в посёлок с говорящим за себя названием Ленинаван, и вспоминаем добрым словом того человека, который изобрёл автомобильный навигатор. Вот  уж действительно — полезнейшая, нужная вещь! Ну как бы без подсказок мы искали дорогу в плотном потоке ростовчан, устремившихся по домам в конце рабочей недели.  Нашли!

Но перед этим съезжаем на поле, где местный крестьянин продает под навесом дыни и арбузы. Бахча рядом. Сорокаградусный воздух пропитан ароматом свежайших полосатых и желтых плодов. Кажется, сейчас они лопнут и забрызгают всю округу сахарной мякотью. Нагревшиеся на солнце дыни заполняют запахом и наш салон.

Высокий деревянный забор, белёные стены - база отдыха «Хуторок», предстаёт именно такой усадьбой,  какие можно увидеть в старых фильмах о донских казаках, только более чистенькой, опрятной, оснащенной всеми современными удобствами. Прохладные номера, кафе, ресторан, бассейн с навесом и шезлонгами — комфортная и модная зона отдыха для измождённых жарой горожан. Судя по всему, здесь часто проводят большие и маленькие торжества. Рядом тихий пруд, на противоположном берегу которого дотемна купаются и ныряют местные жители. А мы сидим, за ужином, на веранде,  почти у самой воды и рассуждаем, ну почему никто до сих пор в Липецке не догадался создать подобный оазис?

Долго, конечно, расслабляться не пришлось, ведь следующим утром старт второй части маршрута: Ростов-на-Дону — Сочи. По нашим подсчётам, это ровно половина пути, уже хочется побыстрее увидеть море, пляж...

И поэтому рано-рано, почти затемно, стараясь не шуметь, собираем вещи и грузимся в машину. Фары освещают дорогу, пока мы объезжаем с северной стороны Ростов, и вот открывается вид на Донской мост, где прямо перед нами встаёт Солнце, огромное, приглушенное утренней дымкой, с яркими золотистыми, прожилками, как блин на раскалённой сковородке. Говорят, здесь самая лучшая рыбалка!

Постепенно оно превращается в обыденное  светило, слепящее глаза и перегревающее двигатели. Дорога в выходной день заметно свободнее, чем была накануне, час-два едем, потом ищем придорожные кафе. Недалеко от въезда в Краснодарский край притормаживаем у ряда одноэтажных заведений, стоящих рядком. Часы показывают девятый час утра, половина из круглосуточных харчевен закрыта, в остальных — удручающая, неаппетитная  обстановка. Я спрашиваю у продавщицы одной из забегаловок: «А где можно руки вымыть, где у вас туалет?» - «Там, на улице...»
 
«Там» — это одиноко стоящий кирпичный двухместный скворечник, загаженный даже снаружи так, что  издалека понятно, что не стоит туда приближаться! А я вот специально посмотрела,  куда сами буфетчицы ходят нужду справлять, оказалось, такие же, только деревянные строения есть на заднем дворе у каждой кафешки. Что же за жадюги у нас - предприниматели! Построились, воду подвели, а на своих гостях сэкономили -  пусть кустики ищут, руки салфетками вытирают. Не заезжайте в подобные места, нехай разорятся.

Вот и получается, что дорога в Сочи вроде строилась-строилась, но не слишком ещё к потоку туристов готова. Дальше и вообще пробки пошли:  в районе Краснодара - ремонт, едем, почти ползём, иногда просто стоим - ждём встречный поток. Время проходит впустую, всё чаще в карту заглядываем, скоро ли Кавказские перевалы? 

Вот и добрались до Горячего Ключа. Именно здесь в феврале все автотуристы оставляли свои машины, а дальше пересаживались на электричку «Ласточку», и мчались в олимпийский Сочи.  Огромная стоянка теперь пустует, расчерченный асфальт напоминает гигантскую игру в классики. Здесь мы опять замедляем ход, и непонятно, по какой причине. Бесконечный,  длиннющий хвост автомобилей скрывается за поворотом. И ведь находятся такие, что норовят обогнать всю колонну справа или даже слева, рискуя лишиться водительского удостоверения. Сладкие тут места для местных гаишников,  хлебные. 

А поток машин только нарастает, и минуя один затор, расслабившись в скоростном движении, снова и снова попадаем как будто в горлышко бутылки. Сначала поднимаемся вверх, по пологим серпантинам, любуясь  горами в дымке. Они вырастают из-за горизонта и рисуют причудливые  серо-зеленые пейзажи, кое-где обнажая каменистые склоны.  Бывают здесь и камнепады, и машины часто попадают в аварии, и вместо отдыха люди удручённо собирают свои разбросанные по проезжей части  вещи. Ведь какой русский не любит быстрой езды?

В середине августа быструю езду могут себе позволить только те, кто уже возвращается с юга домой. Для них дорога почти пустая. Спуск с перевала такой медленный, черепаший, особенно, когда трёхполосная трасса внезапно сжимается в одну, и мы почти стоим, а не едем. Застреваем  и пробираемся по капле, словно масло оливковое, перестоявшее в холодильнике. Местами асфальт захватывает в плен старые и не очень  авто, перегревшиеся от тяжелого подъёма, их несчастные владельцы пытаются охладить, сдвинуть в сторону. Всё это ещё больше затрудняет движение.  Знать бы заранее! Если бы мне сказали, что участок в длиной сто километров не преодолеть за несколько часов, не поверила бы! Но выбора нет. Тут уже не выйдешь, и транспорт не сменишь. Только вперёд. Младшие пассажиры всё чаще задают один и тот же вопрос: «Мам, а когда мы приедем?» Говорим - «скоро», а как скоро, никто не знает.

Но, кажется, самый сложный участок трассы М-4 — это развилка перед посёлком Джубга. Здесь половина потока уходит вправо — к Анапе, Новороссийску, Геленджику, и влево — в Туапсе и Большой Сочи. Однако, миновать этот светофор можно,  простояв в очереди не один даже час! Люди едут на юга отовсюду, географию изучаем по автомобильным номерам: Тюмень, Архангельск,  Тамбов, Воронеж, больше всего, конечно, ростовчан и жителей Краснодарского края. После поворота  указатель отсчитывает,  до Сочи — двести километров. В душу вновь вселяется оптимизм. Ведь не так давно, в Венгрии, мы проехали такое же расстояние за пару часов, не разгоняясь, а лишь двигаясь в общем потоке автомобилей. Ох какое же это ошибочное сравнение!


Только вид моря, ласкового, синеющего вдали, манит, радует, дарит предвкушение скорой неги. Мы изучаем местные нерусские названия: Бедросова щель, пересекаем речушки: Джубга, Кужепс, Секуа, Малое Пляхо, Нечепсухо. Вот например, Нечепсухо с адыгейского переводится как обмелевшая река, или река с обнажившимся дном, а Кужепс — Грушевая речка.

Нескончаемые серпантины, подъёмы и спуски, томительное движение в пробках в курортных посёлках,  всё это приближает нас к финалу, но на дорогу уходят часы. Умные люди пугают меня в Фейсбуке, что ехать тут придётся  целый день, кому как повезёт.

И вот остается тридцать километров до конечной точки.  Саша начинает жаловаться, что у него болит живот. «Саш, ну потерпи, ты просто голодный, скоро приедем и тогда тебе станет получше», - все мы пытаемся его поддержать. Обречённо смотрим в окна, завидуя, тем, кто бредёт с пляжа,  разморенный и уставший. Выехав из Ростова-на-Дону в половине шестого утра, мы въезжаем в Сочи уже в полумраке южного вечера. Сумерки накрыли нас стремительно.

Большой Сочи встречает нас как молодой щеголь, нарядившийся в свои лучшие туалеты,  сиянием и блеском фонарей на центральных улицах, махинами новейших роскошных отелей Курортного проспекта. Недалеко от центра города у нас встреча с роднёй. И как только мы притормаживаем у тротуара, Санёк не выдерживает и выдает весь свой недавний перекус: -  «Мама, ну я же тебе говорил, что у меня сейчас произойдёт блювание!»
  Я лишь успеваю подставить ему подушку, чтобы … ну вы понимаете. Вот так завершилось наше путешествие. Подушку выбросили тут же в урну, почистились салфетками, размяли ноги. Мы приехали.

Здравствуй, Сочи!


Август 2014.