Формирование семьянина в условиях детского дома

Татьяна Михайличенко
               Формирование семьянина в условиях детского дома.
               
                Автор: МихайличенкоТ.А.- воспитатель, первой категории               
         Семья – одно из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано  и общество, и государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Проблема подготовки подрастающего поколения, детей- сирот к семейно-родительской деятельности актуальна всегда в связи с тем, что у таких детей отсутствуют образцы социальных ролей супруга, родителя, партнера.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации. Мы, во-первых, должны понимать, что у детей либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер. Во-вторых, ограниченность социальных контактов, свойственных режиму проживания в доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений. В-третьих, в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты.
 Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказания влияния на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.
Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживание, сочувствие, соучастие), что представляется важным для становления положительного  образа  семьи. Совсем иным будет этот образ по содержанию и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагополучной семье или детском доме.
Работа по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой в условиях даже такого  учреждения,  как детский дом. Если его не научить  жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, тем самым лишить его возможности иметь нормальную семью, то такой человек не состоится как личность и просто потеряется в жизни.
Поэтому для формирования у детей представлений о семье необходимо реорганизация жизненного пространства детского дома, создание условий, быта и жизнедеятельности, максимально приближенных к домашним; объединение детей в группы (семьи) по родственному признаку; еженедельное участие в семейном Совете, где подводятся итоги за неделю, решаются вопросы и проблемы, обсуждаются дела повседневного быта. В результате такой деятельности дети  становятся активными, у них формируется привычка решать вопросы всей семьи, нести ответственность за дела семьи, дорожить ее честью. Накопление своих традиций, своего уклада, посиделки с ароматным чаем, походы на любимые места отдыха, поездки по историческим местам родного края  с целью знакомства с традициями, бытом и укладом жизни живущих на донской земле, участие в фольклорных праздниках и гуляниях в  станице Старочеркасской, конечно же,   способствуют формированию представлений о семье. Проведение занятий с детьми по подготовке их к взрослой  самостоятельной жизни, на которых  дети получают теоретические знания о семье, о роли родителей в воспитании детей, о семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях членов семьи, о семейном долге, о домашнем труде, создании  домашнего уюта также влияет на сознание воспитанников. Кроме того, надо обратить внимание на то, что на занятиях у детей формируются практические навыки выполнения различных видов домашнего труда, специальные навыки,   необходимые во взрослой жизни.
Для усвоения детьми знаний о семье важно, чтобы они были окрашены собственными отношениями. Работа с воспитанниками должна быть обращена к разным художественным средствам, которые побуждают к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя семья», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений, написание писем для родственников, приглашение родственников на праздничный концерт и т.д.)
При организации работы следует использовать  пословицы, поговорки о семье, семейных отношениях,  оформление семейных альбомов, развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, песни под гитару, караоке,  игра на фортепиано, чтение любимых стихов).
С целью обогащения игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «Приезд бабушки», «Юбилей мамы» и многое другое. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях  поколений, об организации  досуга. В игровых действиях дети воспроизводят  поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
В ходе воспитательной работы и подводятся к первоначальному, еще очень упрощенному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определению своего места как члена семьи. При организации такой работы  несомненен результат. В таких случаях создается реальная возможность  ввести детей в особенности родственных отношений, помочь  им  понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются, таким образом, первые ожидания в отношении своей будущей семьи.
   В сознании ребенка мы  формируем  представления об экономике семьи как области разумного ведения хозяйства. А для этого нужно разобраться в семейном бюджете, и его составляющих (заработная плата,  пособия), из расходов обязательных (содержание жилища, питание, культурные нужды) и  эпизодических (покупка лекарств, подарков, отправление телеграмм и  прочее).
В условиях детского дома, например,  понятие экономика реализуется посредством игр - импровизаций   распределение нужного количества денег, пойти в магазин, обозначить первичное  и главное. В присутствии ребенка заполняются квитанции на оплату за коммунальные услуги, телефон. При этом воспитатель  обязательно должен  обратить внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электроэнергию, что может стать прологом к беседам об экономике. Залог экономики – бережливость: следить, если уходишь из помещения, чтобы не капала из крана вода, не расходовать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, телевизор и многое другое.
  Необходимо прививать ребенку не только навыки в ремонте, изготовлении различных предметов, одежды, игрушек, но и  занимать трудом на приусадебном участке, в саду. Результатами своего труда они будут   пользоваться  сами. Летом на приусадебном участке дети кроме овощей могут выращивать пряные травы: петрушку, сельдерей, укроп, кинзу, которые затем поступят в столовую. На зиму можно засушить необходимую  зелень и лекарственные травы. Пользуясь заготовками овощей, фруктов, выращенными собственными руками, ребята обращают   внимание на ту выгоду, которую получает семья.
Надо отметить, что педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пониманию некоторых экономических понятий: труд- продукт, стоимость продукта, и у ребенка при этом будут закладываться первые контуры экономического мышления.
 Совершенствование работы с детьми по семейному воспитанию, несомненно, способствует развитию у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчивости, доброты и отзывчивости. А всё это-необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина, готового к здоровому образу жизни, трудовой деятельности, конкурентоспособности в реализации своих притязаний на место в обществе социально грамотного и ответственного  семьянина и гражданина.