Кто и зачем меняет культурный код русского народа?

Александр Балашов -2
Александр БАЛАШОВ

(Вместо эпиграфа):
ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ ПРЕЗИДЕНТУ РФ В.В.ПУТИНУ:

«Нам, уважаемый Владимир Владимирович, неловко говорить Вам, Президенту РФ, о том, что смена культурного кода народа, это всего лишь менее кровавая, но не менее преступная форма геноцида, чем и та война, которую сегодня ведёт фашистская хунта Киева в исторических русских регионах, подаренных Украине советской властью».
Юрий Бондарев, участник Сталинградской битвы, форсирования Днепра и освобождения Киева, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской о двух Государственных премий СССР.

КТО И ЗАЧЕМ МЕНЯЕТ КУЛЬТУРНЫЙ КОД РУССКОГО НАРОДА?


Врач прописал мне смазывать ужасно докучавшую мне ранку на десне  облепиховым маслом. Зашёл в одну аптеку, в другую – нет облепихового масла. Любое масло есть – и репейное, и масло шиповника – а облепихового нет. Домой шёл через наш городской рынок. У  одной из старушек с холодным взглядом выцветших бледно-голубых глаз увидел горку янтарных ягод облепихи. «Почём кучка?» - весело спросил я. – «Сто рублей», -  с непонятным мне вызовом  ответила продавщица.
Я постоял, почесал лысину.
- Дороговато для тебя, что ли? – без тени сочувствия спросила старушенция.
- Да уж...
- А ты, мужик,  сам сходи в облепиховый лес, продерись сквозь колючки, набери, ободрав до крови руки  хотя бы жменю ягод… Может, тогда назовёшь настоящую цену.
- И схожу! – ответил я колючей  на язык старухе. - А где  тот  облепиховый лес, бабушка?
- А вот иди, иди, иди по берегу реки  до самого ельника, за которым дачи, двухэтажные коттеджи то есть… Направо не сворачивай. Налево не сворачивай. Прямо иди. И тогда носом упрёшься в облепиховый лес. Почуешь, не промахнёшься, парень!
И она не то засмеялась, не то закашлялась.
- А много ли там ягод? – спросил я.
Она  хмыкнула:
- Ягод – как дураков в нашей стране.
Я кивнул, поблагодарив старуху за «наводку» и повернул к реке.  А в спину   с шипом полетели  её слова:
- Шо ходят? Шо прицениваются? Даром хотите? Берите! Облепиховому лесу не жалко… Только   за каждую ягодку  каплей крови  платить нужно.
«Вот ведь ведьма! – не сбавляя шага,  подумал я. – Думает, не пойду, испугаюсь. Так я своё в этой жизни отбоялся. Велики глаза у страха, а у нас ещё больше!
 Всю жизнь продирался через тернии – к звёздам лез. Упрямо. С верой и надеждой. Как и положено. И было же, было!.. А что было? То взлёт, то посадка, то снег, то дожди, как пелось в одной старой песне. Так ни одной звёздочки с неба  и не снял. Отслужив армию под дальневосточном  Уссурийском,  уже на гражданке  дорос до старлея, старшего лейтенанта запаса. Это по записи в графе военного билета, а в «Горелом лесу», куда меня как-то призвали на переподготовку («партизанить», по-русски), так это по три маленьких звёздочки на каждом  истёртом погоне.  Потому и не зазвездился. И слава Богу!..

В своём, придуманном, облепиховом лесу я пробовал продираться к чудесным янтарным ягодкам без потерь и боли. В обход колючих веток, надев защитные рукавицы на руки. Думал, стоит ягодку съесть - и в писатели сесть... Ах, как славно, как заманчиво в молодости звучало для меня это слово – «писатель»! Ведь без колючек, даже без капельки крови сегодня у многих как бы и получается… Смотришь в ящик, а там девица, «сучка крашена», как говорил известный киноперсонаж, изрекает со стеклянными, густо подведёнными парижской  тушью, глазами  изрекает «вечные ценности», больше похожие в её устах на «вечные глупости»… А внизу титры – «писательница». Не писатель, а вот так, чёрным по белому: «писательница». Забыли только правильное ударение поставить.
 Для многих сегодня, что жизнь, что литература – сплошное   враньё. Красивая (или кровавая, но всё равно эпатажно-красивая) ложь. Ягодки их - из папье-маше, и покрыты они  толстым слоем  декоративного лака. Выходит, претенциозно и даже  на взгляд дилетанта  правдоподобно.  Самое  искусное, изощрённое и извращённое  враньё – всегда  правдоподобное. Нет, не правдиво, а только подобно правде. Это главный постулат любой подделки – ювелирной, дизайнерской, инженерной, литературной работы. В Германии есть музей подделок. Справа на изящном столике – оригинал, слева – его изящная копия, но подделка. Многие путают, где оригинал, а где плагиат. То есть копия оригинала, ненастоящность, если выражаться одним словом. Говорят, что этот музей поддерживают крупнейшие фирмы-производители. Те, чьи вещи чаще всего и подделывают. Думают, что так люди начнут лучше разбираться в том, где настоящее, а где – лишь его тень. Наивные фирмачи! В наше время многое сделано так, чтобы путались правая и левая стороны, чтобы то, что поставлено на голову, было пусть и глупее, но намного ценнее того, что стоит на ногах. Эпатажное, перевёрнутое время И в то же время – какой пафос! Какие восклицания вокруг потока сознания бессознательного, что часто выдают за «новую литературу ХХ1 века».
  «Пафос вранья» не  просто смешон. Он – опасен для человечества.  Он за гранью  сознания, сверху  человеческой мысли, идеи.  А что «сверх того», то от лукавого.
Я шёл путём проб и ошибок – через тернии и шипы  - к  чудесным плодам, теряя капли крови на ходу. Но рвал с колючих веток янтарные ягодки в облепиховом лесу с улыбкой на грустном лице, думая о том, что  «потом»,  сделанное  с пОтом из этой облепихи масло, излечит мою душевную боль.  Верой жив человек. И ещё – надеждой. Сколько бы крови он не терял на пути к солнечным ягодам.
Только одно условие: нужно идти. Обязательно нужно идти! Чего бы тебе это ни стоило…
          Ведь если идти прямо, не сворачивая налево и направо,  то рано или поздно обязательно за кустами увидишь облепиховый лес. Сперва увидишь не ясные, даже призрачные его очертания. Только почувствуешь его. Каким-то седьмым чувством ощутишь его присутствие в твоей жизни. Туман, лес, как ёжик в тумане, и река… Тоже вся в тумане. Это облепиховый лес и река Жизни.  И пусть вас не пугает мысль, что это мираж. Это – самая что ни на есть реальность! Только другое её измерение. Ведь главное верить, что  когда-нибудь и вы  до неё дойдёте. Пусть не в этом перевёрнутом времени, пусть не в этом мире, но главное – дойти. Не правда ли?
 Скажите, пафосно? Нет тут никакого пафоса. Просто так у нас  повелось: скажешь правду – и что-то обязательно потеряешь:  пусть даже капельку крови, сорвав янтарную ягодку. За всё, абсолютно за всё в этом мире нужно платить… У правды – самая высокая цена.
Гораций когда-то написал пророческие слова: «Правда и честная жизнь – вот цель моих помышлений».  О, времена, о, нравы!.. Всё течёт и всё изменяется. Сегодня Платон вам друг, но звон монет дороже?  Это ваш выбор. И ничего тут  на время пенять. Совесть – вневременная  нравственная категория.
 К каждому из нас приходит рано или поздно приходит время прозрения, когда  спадает чешуя с глаз. И только после этого мы  смотрим – и видим. Слушаем – и слышим. Читаем – и понимаем. Понимаем, как вдумчивый книгочей, что и наша  судьба Кем-то  пишется между   строк.
 И потому   берусь за перо (сажусь за компьютер), чтобы описать и рассказать только то, над чем сам смеялся. И плакал. Или наоборот: плакал и смеялся. Не собираюсь никого удивлять, а тем более эпатировать «убийственными» сюжетами. Потому как уже давно понял: ничего нет  «такого этакого»,  по-настоящему  нового,  под старушкой-луной.
Притворных лицемерных ценителей  «новаторского модернизма», фальшлитературы, левацких подделок  у нас  сегодня  хватает. Как и хватает симуляторов, фальшписателей, которые из дерьма на потребу этим ценителям и коммерсантам от литературы делают конфетки. Они приносят хорошую прибыль. Но не забывайте, господа: как ни крути, ни верти – это всё-таки конфетки из говна. (Да простится мне моя плебейская прямота!)
 Любой экономический кризис начинается с кризиса духовного. Или лучше сказать – душевного. Об этом я в 2007 году написал целую повесть, дав  ей название -  «Звездочёт», где провёл жирные параллели между днём сегодняшним и Римской империей времён  её двенадцатого цезаря Домициана.  Книжку даже номинировали на высокую литпремию. Но премии не дали.
Я позвонил в Москву и мне сказали, что книжка хорошая, но  ваш час, мол, ещё не пробил… Проза у вас не отвечает культурным запросам читателя современной России. И попеняли уже совершенно по-хамски: сегодня писать ТАК, как писали русские классики, - нонсенс и плюсквамперфект, то есть действие, предшествовавшее какому-либо другому действию в прошлом. Сегодня, сказал мне один из членов высокого жюри, НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ХОРОШО, чтобы тебя заметили. Сегодня нужно писать эпатажно! СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО,  - добавил он, – ЭТО ПОЛНОЕ ОТРИЦАНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ. Понятно?
Не очень, если, как говорит сегодня  «золотая литературная молодёжь», « по-чесноку». По- честному то есть. Потому что, как учит нас древняя пословица, которая у меня не раз звучит в «традиционной повести» «Звездочёт» - СЛОВА УЛЕТАЮТ, НАПИСАННОЕ ОСТАЁТСЯ. Это сказано, конечно, не для  женоподобных геев,  всяких там модернистов- либерастов и эпатажников. Все эти «современные постлитераторы» с трудом  нынче владеют языком Пушкина и Толстого (то бишь родным (для ещё, слава Богу, большинству из нас) языком. Пишу, как дышу, для себя. И для РУССКОЙ ПУБЛИКИ, ЛЮБЯЩЕЙ НАШУ РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
И помню:
НАПИСАННОЕ ОСТАЁТСЯ.