Золотая гора. глава седьмая. Эдварт

Ирина Ситникова
Проводить баржу, увозившую руду и Эдварта не удалось-сильный ливень не давал выйти
из дома.Вслед за баржей уходила вода, река отступала, обнажая мусор, принесенный
паводком. Женщины очищали делянки, сеяли овощи, день за днем спускаясь к реке.
Становилось все жарче, Эйлин со страхом ждала наступающего лета.Наступило Рождество, отмеченное праздничным обедом- печёной на углях уткой и сладким пирогом.
-Когда у тебя День рождения? Я затеваю пироги только на Рождество и День рождения сына,- за ужином спросила Софи.
- В сентябре, мы давно не отмечаем- в этот день умерла мама. Она так хотела подарить папе сына... Не смогла,- Эйлин украдкой вытерла слезы.
-Я тоже не отмечаю- просто не знаю, когда родилась.Грустно что-то, а праздник...
Я обещала рассказать о Эдварте. Встретились мы 28 лет назад.Я работала в маленькой
больничке, в деревне. Врач,хороший знакомый моего Пьера, уплыл за медикаментами и жалованием в столицу. Лодку нашли недалеко от города , с тех пор и меня считают
погибшей...У Эдварта и его друга были сломаны ребра,ушибов и ссадин было столько... Эдварт поправлялся быстрее, а нервный, истощенный бельгиец долго не мог
встать на ноги. Меня с первого взгляда сильно тянуло к Эдварту, скоро мы стали близки и я уже не хотела расставаться. Оказалось не только я влюбилась, -дочь старосты и вождя племени ,хотя и была уже замужем и имела ребенка, уговорила отца
связать ее  брачным обетом. Эдварта изрядно напоили и увезли в саванну. Встретились мы через пол-года- негритянка гордо выпячивала округлившийся живот и
громко смеялась, вышагивая рядом с белым мужем. Я же едва волочила ноги- беременность протекала очень тяжело. Первое время я не могла поверить, что ношу
ребенка- лихорадочное состояние напоминало тяжелую кишечную инфекцию.Подозрения
рассеял шаман- распустил слух: женщина умершего врача вот-вот родит. Тогда он
был моим врагом и старался быть полезным сестре-жене Эдварта. С разницей в два
месяца родились сыновья Эдварта. Сам он почти все время проводил в горах, приплывая в деревню за продуктами и одеждой.
-Не понимаю. Как он согласился ?
- Не считал этот брак законным.
- А отец девушки? Ты сказала -она была замужем.
-Эдварт  платил за продукты золотым песком, подтверждая слухи о найденном месторождении, староста решил добавить к власти богатство... Сыграло роль и предостережение сына-шамана : "Присмотрись к молодому зятю."Первый муж отличался
жестоким и неуправляемым нравом. Шаман с юности хорошо разбирался в людях и их
недугах. Боясь мести брошенного мужа, он посоветовал сестре поселиться подальше
от деревни. Так появилось поместье, а рядом с ним - наш поселок. Эдварта это
устраивало- путь к руднику значительно сократился. Да, я не сказала... Друг Эдварта- геолог, они встретились в верховьях притока Конго много лет назад, оба
горели желанием найти золото.Бельгиец и сейчас где-то на плато, совсем обезумел,
золото он нашел, но крохи, все ищет огромное месторождение...Тогда  он нашел медь. Чтобы заработать деньги на дальнейшие изыскания они решили добывать медь.
Эдварт стал строить рудник, бельгиец- лазить по горам.
- А как Эдварт попал в Конго?
- Долгая история. Он знал о предложении отца вернуться и возглавить семейный бизнес. Не хотел. Вернее- мечтал вернуться в отчий дом, но не блудным сыном, а
богатым и знаменитым,- под стать отцу.Думаю, он так и не простил отцу измены матери, и бежал из страны не столько из страха  быть посаженным в тюрьму, сколько
из-за ненависти к отцу. Пока юный первенец участвовал в студенческих бунтах,отец
решил узаконить внебрачного ребенка.
Услышав эти слова, Эйлин вздрогнула: неужели речь идет о ее отце?
-Уверена- отец с сыном крупно поссорились,-характером Эдварт пошел в папу...
Сэр Милфорт отправил сына на торговом корабле в Испанию, Эдварт сбежал в Португалии,  прихватив судовую кассу. Несколько лет он пытался сколотить состояние,колеся по Европе.В одном из портовых кабаков услышал рассказ о золотых
 песках Африки,-все мы помним сказку о золотых копях царя Соломона,-усмехнулась
Софи. Эдварт отправился в Египет, потом на Восточное побережье, потом-на юг...
Повидал немало песка, только не золотого...Где-то на плато Конго он встретился с
бельгийцем.Я помню его взгляд устремленный в горы- он словно пытался пробурить
горную породу. О семье не вспоминал, африканскими детьми не интересовался, проведя многие годы вдали от  поместья- в горах.
-А его жена не пыталась?..
-Конечно, она хотела чтобы он был рядом, руководил постройкой дома, много раз
разыскивала его в горах. Он отказывался покидать рудник, но когда заболел его
сын, послал за врачом. Шамана лекарем не признавал,-называл дикарем.
Больница уже не работала,в поместье появилась я. Училась лечить детские болезни.
 Ради сестры,мне помогал шаман, многому научил и меня и Этьена.
- У тебя есть еще  сын?
- Сын у меня один, я дала ему французское имя.Я жила в хозяйском доме,что не
нравилось ни хозяйке ни Эдварту- он считал меня женой погибшего врача.
Решение нашел шаман-поселиться в поселке. Дом-больница строился долго и неохотно-
средства тратились на рудник и поместье. Все изменилось,когда Эдварт провалился
в пещеру. На плато много пещер, промытых ливневыми потоками, можно пройти рядом
и не узнать, что под тобой-пустота.
Увидев Эдварта, я заплакала- обе ноги изувечены ,сильнейшие ушибы...
Шаман внимательно наблюдал за мной.Свое отчаяние объяснила: умрет Эдварт, хозяйка
может убить меня.
-Постарайся сохранить жизнь себе и ему,- кивнул в сторону Эдварта.
- Как?-зарыдала я. Нет лекарств, нет гипса, ничего нет!
-Вези в город.
-Нельзя- позвоночник поврежден, не довезу...
-Делай, что должна, остальное- мое дело.
Дрожащими руками я промывала и сшивала раны, вправляла кости, собирая осколки...
Хорошо,Эдварт был без сознания- не вынес бы боли. Вместо гипса шаман использовал
глину. Вдвоем мы  сделали из мужчины глиняного истукана. Я боялась заражения крови, не срастания костей, инфицирования ран...Это чудовищно- накладывать глину
на открытые раны! Вместо дезинфицирующих средств- черное, зловонное зелье шамана.
Благодаря моим молитвам и помощи шамана, Эдварт выжил. Места в хижине шамана не
хватало, он потребовал скорейшего завершения строительства дома-больницы.
Я, снабженная деньгами и проводниками, поплыла в столицу. Отчаянно торгуясь, сумела купить и медикаменты и хирургический набор и гипс.
К моему возвращению Эдварт уже лежал в доме. Новенькие лежанки вкусно пахли
свежей древесиной. Знаешь,у реки растут такие деревья! Древесина - на вес золота!
 -Глина на ногах Эдварта растрескалась, я гадала: срослись ли кости?- вернулась Софи к рассказу.Правая нога опасений не вызывала, а левая, сломанная в двух местах, выглядела плохо. Сильный жар указывал на гнойное воспаление. Но, вооруженная медикаментами, я справилась .Поправлялся Эдварт медленно.В бреду
звал маму, проклинал отца, вспоминал сестру. Этьен не понимал его и как-то спросил:" Почему странно говоришь?"
-Это мой родной язык- английский, его должны знать все!- рассердился Эдварт.
-Зачем знать чужой язык?- топнул ногой Этьен, отвечая на языке баконго.
Я наблюдала за их постоянными ссорами. О чем бы не спрашивал Этьен, Эдварт отвечал по английски. Этьен постепенно стал учить язык. Дома я разговаривала с сыном по французски. Играя с детьми шамана, Этьен  говорил сразу на трех языках.
Жена перевезла Эдварта в поместье, мне приходилось ухаживать за ним там.
Эдварт впервые задумался о семье, стал учить детей языкам, это не понравилось
жене. Детей интересовали только еда и игры . Старший сын обижал младших, Эдварт
часто слышал плач младшей дочери- двухлетней малышки. Попытки "укоротить руки"
пасынку кончались ссорами с женой. Желание поскорее покинуть поместье и подняло
Эдварта на ноги. Как только он смог самостоятельно добраться до поселка, переселился ко мне. Состояние было тяжелым. Чтобы отвлечься от мыслей о руднике,
который требовал его присутствия, Эдварт учил Этьена читать и писать на родном
языке. Через месяц он переселился на рудник. Пять лет не появлялся в поселке,
редко бывал в поместье. Привело его несчастье- умирал сын, рожденный после болезни. Увидев ребенка, Эдварт рассвирепел- мальчик был зверски избит старшим
братом.  Стали известны и другие " подвиги" пасынка- систематическое избиение
слуг, изнасилование девушек. Эдварт избил пасынка и окончательно разругался с
женой, покрывавшей пасынка. Похоронив сына он слег. Нервная лихорадка сменилась
слабостью, сильнейшая боль в спине не позволяла встать на ноги. Между тем приближалось время прибытия баржи. Эдварта на носилках перевезли на рудник.
Он часто бредил, рабочие не понимали, что он говорит. На рудник отправились
шаман и Этьен, они  и руководили погрузкой руды. Эдварт приказал Этьену сопровождать груз. На носилках Эдварт был перенесен на баржу. Больше месяца я
не находила себе места- страх за сына и любимого не давал уснуть.
Вернувшиеся выглядели осунувшимися и печальными. Эдварт едва стоял на ногах,

сын- повзрослел, точно за месяц прожил несколько лет. Эдварт задал только один
вопрос:" Почему ты не сказала мне о сыне?"
Ложись, Эйлин, поздно уже. Завтра сходим на могилу.
Утро выдалось дождливым, ветреным. Плохое настроение Софи передалось Эйлин.
-Где-же могила?- осматривала саванну Эйлин.
- Смотри, эти камни -его могила,-Софи погладила рукой закопченные камни.
-Огонь бушевал всю ночь, сгорело все поместье.
- Много людей погибло?
-Четверо: Эдварт, его жена и старшие сыновья- виновники нападения.
-А дочери, они живы?
-Да. Незадолго до трагедии вышли замуж в чужое племя. Этими браками племена
пытались достигнуть примирения. Несколько мужчин из деревни так-же взяли в жены
девушек из враждебного племени. Новые родственники стали гостить друг у друга.
Повадились и сыновья Эдварта навещать сестер. Однажды, когда парни пировали в
доме сестры, их слуги грабили жителей чужого племени, уводили скот.
Отличились и братья- изнасиловали дочь вождя племени, обманом заманив в хижину
сестры. Племя поднялось на защиту, но братья успели скрыться.
Сестры рассказали о жестокости старшего брата, их пощадили.
- Как Эдварт оказался в доме, ведь он жил на руднике?
-Он хотел защитить семью, привел рабочих , но узнав правду, велел уйти всем,
увести скот из поместья. Поселок тоже опустел.
-Он мог уйти!
- Мог. Он считал себя виновным- не уследил за пасынком и во всем подражавшем ему
сыне Эдварта. К тому-же боли в спине становились невыносимыми, он уже пару лет
держался на настое трав, приносимом шаманом, понимал- медленно умирает.
Софи поклонилась камням и позвала Эйлин: " Пойдем,-дождь"...
Эйлин зашагала следом.
- Ты любишь Ричи?- неожиданно спросила Софи.
- Я...- оторопела Эйлин, заливаясь румянцем.
- Любишь. Во сне шепчешь его имя.
- А почему ты не зовешь его Этьеном? - после долгого молчания спросила Эйлин.
- Так решил Эдварт. Ричард- родовое имя. Сын принял его.
-Эдварт любил сына?
- Ричард  примирил его с жизнью. Эдварт чувствовал себя обделенным судьбой, одиноким.
- Почему он не жил с тобой, он нуждался в лечении?
- Его лекарством была мечта разбогатеть.
- И он не говорил тебе о любви?!
- Никогда. Был вежлив и холоден, как истинный англичанин. Кажется, ты похожа
на него!- усмехнулась Софи.