Старшая сестра Александра Азарх-Грановская

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картина Фалька «Портрет Азарх-Грановской»


Жизнь Александры Грановской была посвящена театру.
Хотя она училась медицине в Брюсселе и Париже, а потом работала в Психоневрологическом диспансере в Петербурге, встреча с молодым режиссёром А.М. Грановским круто изменила её планы. Они поженились в начале 1917 г., и после февральской революции она уехала с Гриновским в Швецию, Норвегию и Данию. Возвратившись в 1919 голу в Петроград Грановский создал еврейскую театральную студию, и она стала артисткой театра.

Довольно быстро у Еврейской театральной студии появился обширный репертуар. Это были пьесы (в переводе на идиш) классической европейской драматургии – Шекспира, Лессинга, Шиллера и других, и пьесы современных авторов, в частности, Горького и Андреева.

В 1920 году Еврейская театральная студия переехала из Петрограда в Москву и там была реорганизована в Государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ), с 1925 года – Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Художником театра был приглашен Марк Шагал, а позже художниками театра были Исаак  Рабинович, Александр Тышлер, Натан Альтман. С 1925 года стал художником театра и роберт Фальк.

Александра стала актрисой этого театра. Она блистала пьесе Шолома Аша «Бог мести» (режиссер Грановский), где Соломон Михоэлс был в одной из главных ролей, а она играла одесскую проститутку Манку. После просмотра этой пьесы известный театровед А. М. Эфрос сказал в ее адрес: «Вот это актриса»!
Отметил её игру в этой пьесе, наряду с Соломоном Михоэлсом, а также в «Мистерии-буфф» Маяковского Константин Станиславский.

Продолжение следует: