Ч. 43 В подводной западне

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/09/15/6

Топить беспощадно

Часть 43. В подводной западне

В августе 1917 года комната № 40, о которой я уже писал, ежедневно доставляла разведывательные сведения командующему флотом метрополии вице-адмиралу Дэвиду Битти, тому самому, который стал в своё время самым молодым адмиралом Великобритании со времён Нельсона.

Такие же сведения сообщались командующему обороной побережья Ирландии вице-адмиралу Льюису Бейли. Эти сведения основывались на радиоперехватах докладов командиров германских подводных лодок своему командованию. Поэтому английские командующие военно-морскими силами знали точное число подводных лодок, находившихся в море, и ориентировочно, их район действия.

В комнате № 40 разработали план захвата подводной лодки противника, чтобы получить секретные документы, в первую очередь шифровальные книги и коды. Английская водолазная служба находилась в постоянной боевой готовности, чтобы проникнуть в затопленную германскую подводную лодку. Каждому водолазу, который добудет ценный трофей, пообещали награду в сто фунтов.

В комнате № 40 обнаружили, что германская радиоразведка взломала английский код, которым зашифровывались сообщения для патрульных вспомогательных судов о минных заграждениях противника.

Как только английское командование сообщало своим судам о свободном от мин районе, туда немедленно прибывали немецкие подводные лодки. Англичане решили использовать это обстоятельство в свою пользу. 14 июня 1917 года германская подводная лодка установила девять мин у входа в ирландский порт Ватерфорд.

На следующий день тральщики адмирала Бейли их обнаружили, но тралить мины им запретили. Адмирал Бейли издал секретный приказ о том, что порт закрыт, и распорядился отправить радиосообщение за своей подписью, что траление произведено. Немцы перехватили радиограмму, расшифровали её, и немедленно отправили подводный минный заградитель, чтобы вновь установить мины.

Если подводникам удастся поставить мины достаточно быстро, то английские корабли на них подорвутся. Головы немецких адмиралов работали неплохо, но они не знали, что англичане читают их зашифрованные приказы, переданные по радио, узнают о ловушке. Поэтому английское военно-морское командование устроило немцам собственный сюрприз.

Подводная лодка UC-42 под командой капитан-лейтенанта Курта Тебенёханса, на счету которого было двадцать девять потопленных, одно повреждённое и одно захваченное судно, 31-го июля вышла из Гельголанда и направилась в Ватерфорд ставить новые девять мин точно на те же самые места, где стояли старые.

В ночь на 4-е августа 1917 года подводная лодка прибыла к входу в Ватерфорд. Но командир решил не торопиться с установкой мин, а подождать, когда начнётся отлив. Вскоре после полуночи лодка всплыла, штурман определил местоположение подводной лодки, после чего командир приказал погрузиться на глубину десять с половиной метров.

В 00.30 установили первые четыре мины, отметили их позиции на карте, и затем перешли на новое место для установки следующих пяти мин.

Тебенёханс ещё раз поднялся в боевую рубку и по перископу определил место сброса из жёлоба пятой мины и только он собрался по переговорной трубе приказать штурману сделать отметку на карте, как ужасный взрыв сотряс подводную лодку.

Капитан-лейтенанта швырнуло на перископ, ему рассекло бровь и оглушило, но он не потерял сознание, поэтому услышал рёв воды в центральном отсеке и почувствовал, что подводная лодка тонет.

По переговорной трубе командир попытался связаться с командой, но никто ему не ответил. В рубке царил кромешный мрак. Тебенёханс наощупь нашёл крышку люка в центральный отсек и задраил её. Вместе с ним в боевой рубке находились два матроса. В отличие от них, капитан-лейтенант прекрасно знал местоположение подводной лодки, и это знание оптимизма ему не внушало.

Подводная лодка легла на дно на глубине тридцати метров и на расстоянии трёх миль от берега. Между тем вода постепенно заполняла боевую рубку, моряки её не видели, но чувствовали, что она уже им по пояс. Капитан-лейтенант понимал, если они сумеют выбраться на поверхность, то даже при полном штиле до берега, им не доплыть.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/19/49