От Ювенального моря к ювенальной юстиции

Левон Григорян
               
                От Ювенального моря к ювенальной юстиции
                или
                С вершины горы на дно ямы

  «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». Это пели и испытывали выраженные в песне чувства очень многие. Я (1938 года рождения) – один из них. Это ощущение являлось результатом целенаправленного воздействия на меня. Воздействия, оказанного на меня целым комплексом мероприятий, всем, что я слышал, что я читал, что я видел в кино, но, в первую очередь ходом жизни. Воздействия, оказанного на меня и пропагандой в самом общем смысле этого слова.
Пропаганда – это обязанность государства, наряду с защитой от врагов, как внешних, так и внутренних, наряду с заботой о Народном здравоохранении, о Народном образовании, о мобилизации народа для решения задач, касающихся всех и каждого.
  Каждое из использованных выше понятий – ёмкое и  экзистенциальное.  Многовековой опыт показал, что враги внешние существовали, существуют и будут существовать. Если отставить в сторону «геополитические» и иные соображения  высокого порядка, всегда есть желающие забрать себе то, что плохо лежит. Земля была, есть и будет ценностью. Люди, которых можно эксплуатировать, «податное сословие» – это ценность. Известные и (пока) неизвестные полезные ископаемые – это ценность. Печальный опыт хотя бы последних десятилетий и дней свидетельствует, что враги внутренние, как дополнение к врагам внешним, существуют. Народное здравоохранение – это одно, а совокупность предприятий по оказанию медицинских (наряду с юридическими, ремонтными, сексуальными и пр.) услуг – это совсем другое. Народное образование не имеет ничего общего с тем, что имеем сейчас, – не  образованием и не народным. Без мобилизации народа можно построить комплекс спортивных мероприятий в Сочи и т.п., которые нужны нескольким десяткам людей для безмерного обогащения – и только. Обогащения, а иначе не бывает, за счёт обеднения миллионов людей. Сейчас принято говорить и писать о «модернизации». Но модернизация, как бы её не понимать, без мобилизации – это абсурд.
  Ювенальное море Платонова – это литература. Это текст, написанный одним человеком. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда Пелевина – это тоже литература. На первый взгляд, писатель пишет то, что хочет писать. Но это только на первый взгляд. Можно было бы долго и нудно говорить о том, каким образом и почему были написаны и опубликованы и первое, и второе, произведения. Ограничусь одним соображением: Диалектика… не могла быть написана тогда,  Ювенальное… не могло написаться сейчас. Точно так же «ювенальная юстиция» не могла никому прийти в голову тогда, хотя и тогда были дети и далеко не всё было благополучно.
  Принципиально, что она никоим образом не имеет корней в мировосприятии носителей великой восточно-христианской цивилизации. Она навязана нам так называемыми «международными соглашениями России».
Про «ювенальную юстицию» много написано. См., например, мнение Патриарха Кирилла:  или http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/883/41.html и мн. др. Есть даже специальный сайт (вражеский) : www.juvenilejustice.ru
 В США она введена давно и, как и многое другое, доведено до абсурда. Одно из сильнейших впечатлений «эмигрантов третьей волны»: на стенах комнат  всех детских садов, школ и т.п. крупно, легко распознаваемо, написаны номера телефонов, по которым ребёнок может пожаловаться на воспитателя, учителя и т.п., на всех, кто ему не понравится. Например, на учителя, который «поставил ему двойку» или которому вздумалось сделать ему замечание за то, что он сидит спиной к доске и/или вздувает на уроке пузырь жвачки (которая, кстати, свята и неприкосновенна). Примеров подобного рода не счесть. Угроза «отцовским ремнём», несопоставимо редко с упоминанием осуществляемая – это подсудное дело.
   Ювенальная юстиция идёт на смену системы охраны детского здоровья, системы бесплатного детского спорта, системы неисчислимого множества всевозможных кружков и секций, куда было достаточно записаться.   Родители и школа, как могут, пытаются оградить ребёнка от зла: от ложных ценностей, дурной компании, наркотиков, разврата и т.д. А это  «очень плохо и несовременно». Ювенальная юстиция предполагает, что ребёнок имеет право сам "всё попробовать" и выбрать, что ему больше нравится, "прикольное" детство пусть изощряется, как хочет, лишь бы не ограничивать его "свободу выбора", "охранительное" детство, охрана от вмешательства взрослых, вечно пытающихся своим воспитанием «нарушить права ребёнка». Лет тридцать назад, ещё до «эпохи ювенальной юстиции», в США была мода на «безфрустационное воспитание» детей, когда были «запрещены запреты». В результате, пока мода не спала, выросли миллионы уродов. Сейчас, фактически, этот подход развит и доведён до абсурда в виде реализации ювенальной  юстиции, т.е. тому же самому, но не как проблему выбора отдельной семьи, а на общегосударственном уровне.
   Ювенальное море Платонова – это как бы песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…», изложенная в прозаической форме. Последняя фраза нуждается в существенном уточнении. Здесь мы имеем тот уровень Мастерского изложения, когда размывается грань между прозой, поэзией и музыкой. И именно это свидетельствует о том, что Платонов не выдумал это всё «из головы», а, будучи Мастером, уловил витающие в  окружающем его пространстве волны общего настроя, в конечном счёте, определяющие всё и без которых невозможно Созидание. Многие важные, в конечном счёте, определяющие русло жизни, вещи не видны невнимательному или предубеждённому зрителю.
  По определению Короленко (цитирую по памяти) писатель – это  человек с преимущественным даром наблюдения. Лесков – Писатель, Мастер. Привожу одно его важное и сегодня наблюдение. Коротко излагается по  «Русские демономаны» из сборника «Легенды и сказки», Л-д, Худлит, 1991г. (Слова Лескова выделены кавычками.
  По стечению обстоятельств Лескову стали известны некоторые обстоятельства жизни одного из многочисленных петербургских извозчиков, «от которого я (Лесков) узнал довольно удивительные вещи, которые иным, может быть, покажутся и невероятными, но, право, мы у завесы чудес, и многие явления, которые нам нынче кажутся редкостными, скоро, скоро умножась, выйдут наружу и въявь покажут: насколько здоровым ростом выросла наша Русь в эти годы, когда направленские мастера старались завертеть её из стороны в сторону и при неудаче глупо пугали, что Русь сбилась с пути, что она несётся, как беззаконная комета, и непременно погибнет под ударом какого-нибудь рассчитанного светила». Коротко. У этого извозчика крепкая семья, два сына, гимназист и студент. Все они заняты, каждый своими делами, дома практически не встречаются друг с другом, но неукоснительно, независимо от чего бы то ни было, каждый субботний вечер все вместе, вслух, читают Священное писание. Эта пара часов в неделю является как бы ориентиром, камертоном, для жизни в течение недели. Все они, конечно, грешат, слаб человек, но вектор направленности жизни существует. Отклонения воспринимаются именно как таковые, а не как норма жизни. Довольно удивительные вещи, которые иным, может быть, покажутся и невероятными происходят и сейчас, просто не попадают на голубой экран, они не зрелищны и не увеличивают рейтинг. Направленские мастера   и сегодня делают своё чёрное дело, стараются завертеть её (Россию) из стороны в сторону. Русь сбилась с пути  сейчас называется отклонилась от столбового пути (?) человечества. Наблюдение Лескова имеет всемирно-историческое значение. И сегодня в России имеют место явления, невидимые невнимательному взгляду, которые определят жизнь её, и, следовательно, мира. Многие из живущих ныне людей увидят зримые проявления происходящего сейчас подспудно. То, что мы наблюдаем, скользя рассеянным взором по поверхности жизни, то, что мы читаем и слышим, это видимая глазом пена и ощущаемые кожей брызги на поверхности течения. Течение, будучи невидимым, может обогреть континент, а может и подмыть и обрушить в море его часть. Это – про течение, так сказать, географическое. То невидимое невнимательному глазу движение в России, основанное на вере, надежде и любви, ни разу за последнюю тысячу лет не обрушивало её, но много
раз  обогревало и спасало.
P.S. Два слова о заголовке. Сначала я хотел вместо «дно ямы» написать «дно пропасти». Потом почувствовал, что второе звучит как-то романтично, что ли, и поэтому не соответствует тому, что я хотел сказать. Именно яма.