Инстинкты и Душа

Максим Странник Петров
Самый распространённый способ решения конфликтов в современном мире - это защита своего эго, своей территории. Защита своего я - это результат работы инстинкта самосохранения. Если человек живёт инстинктами, то защита происходит на уровне тела и сознания. А возможности тела и сознания ограничены. Физиология предоставляет для выживания примитивный набор средств: рефлексы. Сознание оперирует более широким набором реакций. Но он тоже состоит из штампов и стереотипов. Например, если человек случайно дотрагивается до горячей плиты, то рефлекторно отдёрнет руку. И так произойдёт с любым человеком со здоровыми рефлексами. На эмоциональном уровне человек выражает своё неудовольствие тоже набором реакций: удовольствие, раздражение, злость, агрессия, радость, печаль и т.д. Все эти реакции можно описать, собрать в один справочник. Написано множество научно-популярных книг на эту тему. На этом же построена современная психология от Юнга с его психотипами до Берна с его бестселлером "Игры, в которые играют люди". В этой системе координат всё описано верно. С одной оговоркой. Если я - это высшее животное, живущее интересами своего тела и сознания. Тогда мой характер - это то, что заложила в меня природа от рождения. Я не меняюсь на протяжении своей жизни. Главное тогда - создать условия для раскрытия моих лучших сторон и ограничения моих отрицательных свойств. Для ограничения служат запреты, законы, системы контроля (правоохранительные органы, любые надзорные органы), судебные инстанции, тюрьмы и т.д. Для раскрытия лучших черт, необходимых обществу существуют школы, ВУЗы, карьера, системы поощрения (премии, награды, звания). Всё правильно на уровне поверхностного представления о человеке. Психология тогда не должна называться психологией. Потому что "психо" - это душа. А вот про душу как-то забывают. И это наследие нашего материалистического прошлого.

Но ещё в начале 20-го века Зигмунд Фрейд открыл в человеке то, что он назвал "Сверх-Я". Но он не смог оторваться от атеистического материалистического подхода. Похоже, и сегодня современная наука и, в частности, психология, не рассматривает душу как научную категорию.

Но есть и другой подход. Я бы назвал его христианским. Человек в этом системе координат - это прежде всего душа. Душа объединяет тело и сознание. Душа связана с Первоисточником Всего Сущего. Т.е. с Творцом. Душа подключена к информационному полю Вселенной, через которое объединяется со всей Вселенной. В том числе и со всеми другими людьми или душами. Поэтому конфликт на уровне души - это поиск того, что нас объединяет. На уровне тела конфликт неразрешим. На уровне сознания также. Здесь мы видим только наши различия. Следовательно, психология должна изучать законы развития души, возможности решать конфликты через поиск объединяющего начала.

Через инстинкты мы можем только разделять. Через инстинкты я чётко разделяю "моё - чужое". Даже, если я защищаю не только себя, но и свою семью. Я просто раздвигаю границы моей территории: моя семья, мой город, мой народ, моё государство". На уровне государств так же, как и с людьми, проявляется эгоизм и индивидуализм. Все войны в истории происходят от невозможности найти компромиссы, объединить интересы и цели. Война - это способ уничтожить другое государство ради своих эгоистических интересов. Уничтожать можно не только физически. Но и морально, психологически. На уровне государств этим занимаются спецслужбы, дипломатия. На уровне людей можно унизить человека, выставить его перед другими в неприглядном свете, заставить чувствовать свою несостоятельность, ощутить вину перед другими. Можно заставить целый народ испытывать чувство вины за свою историю.

Всё это разрушает тонкие слои души человека, общества, народа. Но так как мы на уровне душ взаимосвязаны, то в перспективе мы наносим вред всему человечеству, разрушаем иммунитет, способность к выживанию. Что и происходит с современной цивилизацией. Сиюминутные эгоистические цели привели к тому, что человечество обросло огромным клубком проблем от экологии до человеконенавистничества и не способно ни одну из них решить в существующей модели жизнеустройства и мировоззрения.

Христианский подход, христианское мышление отталкивается от души человека. Все тексты священных писаний, все слова Иисуса Христа обращены не к телу, а к душе человека. Он не рассказывал о том, как надо правильно питаться, как упражнять своё тело или как повышать свой умственный уровень. Но он учил, как изменить свою душу, чтобы ощутить своё единство со всеми людьми. Не случайно он называл всех братьями и сёстрами. На уровне семьи, клана или даже рода разве я могу чувствовать своё родство с незнакомыми мне людьми? Людьми другой культуры, другой веры, другого образа жизни. Настоящая дипломатия - это мирный процесс поиска компромиссов, того, что нас объединяет. Это процесс творческий. А творчество всегда связано с душой человека. Творец подобен Богу. Он подключен к информационному полю Вселенной и черпает оттуда бесчисленное множество возможных решений проблемы. Поэтому такой человек или государство непредсказуемо. Инстинкты дают ограниченный набор поведенческих решений. Душа - бесконечный поток. В современной политике появился даже такой термин: асимметричный ответ. И появился он в России. Это не случайно.

Что такое асимметричный ответ? Это нежелание играть по правилам, навязанным другими игроками. Если я и моя команда не умеем играть в футбол, то играя с футболистами сильной команды, мы проиграем. Если для решения кто прав, мне предлагают стреляться на дуэли, а я никогда не держал в руках пистолет, то настоящий стрелок всегда выйдет победителем. США навязывают нам свои игры, зная, что они уже в выигрыше. Что в этих играх они поднаторели и держат первенство уже давно. Поэтому надо выйти из игры и предложить другие правила. Сильный физически всегда пытается навязать драку, зная, что победит. А заставить полезть в драку он может слабого, если разозлит его. Т.е. выведет из равновесия эмоционально. Тогда в слепой ярости противник бросится в драку и потерпит поражение. Но слепая ярость - это и есть работа наших инстинктов.

Для человека-творца не существует понятия врага. Для него нет людей как таковых. Он оперирует идеями. Есть идеи, которые "носятся в воздухе". И есть носители этих идей. Решение проблемы (а "проблема" в переводе означает "задача") - это преодоление нашего несовершенства представлений о мире. Это и есть процесс познания мира. Суть нашей жизни - познание мира, изменение нашего мировоззрения. Для этого проблемы и нужны. Нужны и конфликты. Бесконфликтное общество нежизнеспособно. Всё в этом мире развивается через конфликт. Отсутствие конфликта - это деградация и смерть. Конфликта нет только на кладбище.)))

Победитель в конфликте - это тот, кто пытается не уничтожить оппонента, а сделать его союзником. Сильнее тот, у кого чище помыслы и намерения, кто искреннее в высказывании своих претензий, кто не держит камень за пазухой.

Асимметричный ответ на вызов язычника - это искусство. Это способ жизни человека-творца, государства-творца. Это воспитание несовершенного. Несовершенного душой, заблуждающегося. Мы должны сделать другого своим союзником. Потому что у нас в стратегической перспективе общая судьба со всем человечеством. Нравственнее быть выгоднее и интереснее. Больше возможностей для развития. И в экономическом, и в психологическом отношении. И в развитии личности как таковой.