Сланцевое чудо миф или реальность?

Морской Профсоюзный Телеграф
В конце июля танкер «BW ZAMBEZI» под флагом Сингапура направился через Панамский канал в Южную Корею с 400000 баррелей сланцевой нефти. Стоимость груза составила порядка 40 млн. долларов. Таким образом, США впервые за много  лет отправили сырую нефть на экспорт. В мире сразу же заговорили, что, дескать, Европа с помощью американских друзей в недалеком будущем избавится от нефтяной и газовой зависимости от России. Впрочем не все так однозначно.
1. В США наряду со многими другими странами делают ставку на горючие сланцы. Что же это за полезное ископаемое?
Если говорить вкратце, то сланцы представляют собой горные породы, которые на 15—40% состоят из органических веществ — продуктов разложения водорослей и живых организмов. Они образуются в озёрах и приморских лагунах (мелководных заливах, отделённых от моря полосами песка). Это очень долгий процесс, который продолжается миллионы лет. Вследствие отсутствия  кислорода и работы определенных бактерий, перерабатывающих органику, рождается органическое вещество сланцев — кероген. При погружении сланцев на большие глубины, где действуют повышенные температуры и давления, кероген разлагается. Образуются различные углеводороды, которые при благоприятных условиях могут создавать месторождения нефти и газа.
 2. Есть ли какие-либо отличия, скажем, сланцевого газа от традиционного?
Отличия безусловно есть, но молекулярное строение такое же. По своим физическим свойствам очищенный сланцевый газ и очищенная от примесей  нефть принципиально ничем не отличаются от традиционного природного газа и нефти. При помощи «гидроразрыва» человек может извлечь топливо из земли до того, как оно соберётся в нормальные месторождения.
3. Что такое гидроразрыв?
Технология гидроразрыва известна очень давно. Если быть совсем уж точным, то с 20-х годов еще прошлого века. Гидроразрыв пласта (ГРП) - один из методов интенсификации работы нефтяных и газовых скважин и увеличения объемов добываемого на них сырья. Метод заключается "в создании высокопроводимой трещины в целевом пласте для обеспечения притока добываемого вещества (газ, вода, конденсат, нефть либо их смесь) к забою скважины".
4.Каковы запасы горючих сланцев на земле ?
Общепринятой оценки мировых запасов горючих сланцев нет. Однако их потенциальные ресурсы оценены в 450 трлн. т. Основные ресурсы — 431 трлн. т горючих сланцев сосредоточены в США (штаты Колорадо, Юта, Вайоминг) и связаны с формацией Грин-Ривер. Крупные бассейны имеются в Бразилии (Ирати, Параиба), KHP (Фушунь). Многочисленные месторождения горючих сланцев известны также в Болгарии, Великобритании, ФРГ, Франции, Испании, Австрии, Канаде, Израиле, Австралии, Италии, Швеции, Югославии.
5.Есть ли горючие сланцы в России?
Общие ресурсы горючих сланцев в РФ  (по данным 1984 года) 849 млрд. т.  Это примерно 11% всех запасов в мире.
6.Разрабатываются ли месторождения горючих сланцев в России?
В результате распада СССР за последние годы добыча сланцев в РФ осуществлялась только в Ленинградской области в районе города Сланцы – российская часть Прибалтийского бассейна.
На сегодняшний день единственными действующими предприятиями сланцевой промышленности являются:
В Ленинградской области:
• ОАО «Ленинградсланец» - добыча горючего сланца;
• ОАО «Завод «Сланец» - переработка горючего сланца.
7. Насколько опасна технология добычи сланцевого газа и нефти?
У метода гидроразрыва  есть своя оборотная сторона. Дело в том, что гидравлический разрыв пласта приводит к появлению в скважинной воде множества примесей, вредных для человека, включая бензол, толуол, этилбензол и диметилбензолы. К тому же для каждой операции гидроразрыва пласта используется от 80 до 300 тонн химикатов. Особую опасность представляет собой возможность попадания химических реагентов, используемых при гидравлическом разрыве, в пласты, содержащие артезианскую воду. В местах добычи наблюдается мор животных, птиц, рыбы, кипящие ручьи с метаном. Домашние животные болеют, теряют шерсть, умирают. После того как добывающие компании уходят с месторождения, жить там уже в принципе невозможно! Это всего лишь часть тех негативных последствий, вызванных добычей сланцев.
8. Почему, несмотря на такие проблемы, растет добыча сланцевого  газа и нефти?
Сланцевый газ и нефть реально существует, их можно добыть из недр планеты и продать на глобальном рынке. Именно так и поступают некоторые американские компании. Появление сланцевого газа на рынке повлияло на спрос российского газа, что дало повод некоторым экспертам утверждать, что скоро сланцевый газ обрушит цены на традиционные нефть и газ.
Однако даже по оптимистичным оценкам американских СМИ, стоимость газа на внутренним рынке США не превышает пока себестоимости добычи сланцевого газа, а прибыль извлекается из попутно добываемых продуктов. Тем не менее добыча нефти и газа в Америке постоянно увеличивается. За прошлый год в США сланцевые углеводороды обеспечили 29 процентов всей добычи нефти и 40 процентов от общей добычи природного газа.
Следует отметить, что себестоимость добычи сланцевого газа – гарантированно выше $200 за 1000 куб. м. То есть почти все добывающие его фирмы работают себе в убыток, держась на плаву благодаря банковским кредитам. Сюда же следует отнести дотации со стороны государства. Американцы рассчитывают на то, что цены на газ существенно возрастут, и добыча сланцевого газа наконец-таки станет рентабельной. Другими словами, вся эта система живет верой в светлое будущее, которое неизвестно, когда настанет и настанет ли вообще.
9. Насколько безопасна транспортировка горючих сланцев?
Большие вопросы, прежде всего, возникают с перевозкой сланцевой нефти. Она намного хуже и опаснее сырой. «Сверхлегкая» сланцевая нефть, которая миллионами баррелей добывается в США, может самопроизвольно взрываться при транспортировке. По крайней мере, к такому выводу пришли эксперты по итогам расследования взрывов на нефтеналивных поездах. Причина - большое количество газов. Летучие вещества придают сланцевой нефти взрывоопасные свойства. Из-за этого работать с ней на существующем оборудовании чрезвычайно сложно. Не так давно Valero Energy объявила, что ей придется потратить более 1,5 миллиардов долларов на переоснащение перерабатывающих мощностей.
10. Могут ли использовать сланцевое топливо на морских судах?
О повсеместном применении сверхлегкой  сланцевой нефти, вернее продуктов из нее - мазута,  на морском флоте пока вопрос не стоит. Хотя это очень заманчиво, поскольку  сланцевая нефть содержит не более 4% серы, что при современных экологических требованиях очень привлекательно, но стоимость  топлива для морских двигателей из сланцевой нефти пока слишком высока и доля  ее на рынке топлива незначительна. Что касается сланцевого газа, на сегодняшний момент это в принципе не актуально. Ведь есть дешевый природный газ и применение сжатого природного газа экономически целесообразно только на газовозах, где используются продукты естественного испарения перевозимого груза, а также вспомогательных судах и судах прибрежного плавания, которые можно  периодически заправлять. Однако вполне возможно, что с появлением новых технологий сланцевый газ будет востребован. Правда, точно сказать, сколько на это уйдет времени, не представляется возможным.