По следу Апокалипсиса

Вадим Бурлак
ЕГО ЗНАКИ И ГРОЗНЫЕ ЧЕРТЫ

“И видел я в деснице у Сидящего
на престоле книгу, написанную
внутри и отвне, запечатанную
семью печатями. И видел я Ангела
сильного, провозглашающего громким
голосом: кто достоин раскрыть сию книгу
и снять печати ее? И никто не мог
ни на небе, ни на земле,
ни под землею, раскрыть сию
книгу, ни посмотреть в нее...”
Откровение Иоанна Богослова
(Апокалипсис)

Он неминуем?..
Если так, можно ли смириться с этой мыслью, приучить свое сознание к его неотвратимости?
Противостоять?..
Возможно ли?
В переводе с греческого «апокалипсис» - «откровение». Так названа одна из книг Нового Завета. Но с давних времен это слово стало обозначением конца света, Страшного суда, последнего испытания человечества на Земле.
Дано ли простым смертным распознать его знаки и грозные черты, предотвратить гибель рода людского?
Кто подскажет?..
Читаю Апокалипсис и понимаю: ответ - совсем рядом, в бесконечности Вселенной... Или далеко-далеко - в глубинах человеческого сознания...
Я пытаюсь пройти по знакам Апокалипсиса. Знаю, куда они ведут… И все же надеюсь.
Его роковые отметины - то зримые, то ускользающие в давнее, то подающие сигналы из будущего. Но они есть всегда и всюду. В каждом мгновении бытия, в каждой молекуле всего сущего - след Апокалипсиса.
Эти знаки можно уловить в сиянии солнца и звезд, в океанской волне, в порывах ветра, в задумчивом взгляде человека и животного, в крике младенца, в молитве и покаянии.
Они - как вечная и мудрая книга предостережений людям. Они - в легендах и мифах всех народов, когда-либо существовавших на земле. В преданиях ярче всего выглядят три явления нашего бытия: любовь, смерть, катастрофы. Именно легенды о глобальных трагедиях отражают реальность и переплетаются с действительностью...
Так стоит ли отправляться вдаль, если знаки Апокалипсиса рядом, в тебе самом? И все же в движении в пространстве и во времени его можно лучше познать. Новые встречи, идеи, памятники и творения прошлого...
В частностях открывается общее, в малом - великое. От эпизода к эпизоду складывается лик Апокалипсиса – его правила, навязанные людям, законы, которым он подчиняется.
Знания рождают надежду или губят ее? Вопрос в том, как распорядиться знаниями. Чем больше развивается человечество, тем опаснее он становится для самого себя. Во время странствий мне не раз приходилось слышать от хранителей древних тайн: «И не успеет гибельная комета поразить планету Земля, как люди погубят друг друга...».
И я продолжаю идти по знакам Апокалипсиса. И все же надеюсь...



СЕМЬ ГРОЗНЫХ ДЕМОНОВ

И когда Он снял седьмую печать,
сделалось безмолвие на небе,
как бы на полчаса.
... И взял Ангел
кадильницу, и наполнил ее огнем
с жертвенника, и поверг на землю,
и произошли голоса и громы,
и молнии и землетрясение.

Откровение Иоанна Богослова
(Апокалипсис)

Уставшие в песках

“Растительности нет никакой, ни следа живого существа, скалы кажутся только трупами скал, вся площадь гигантским кладбищем. Иногда приходит в голову, что весь край спит каким-то мертвым летаргическим сном, что он заклят и проклят злым духом...”
Такие печальные мысли приходили в голову польского писателя Генрика Сенкевича, когда в 1876 году он смотрел на пустыню Невада в Северной Америке.
Тысячи километров отделяют Неваду от Голодной степи, солончака Айдар и песков Кызылкума. Более века прошло после путешествия Генрика Сенкевича по Северной Америке. Но что отличает его описание от того, что вижу я?
Ничего!..
Понурый, обессиленный ход коней. Жар с небес, жар от барханов. Он убил все живое в округе. Всматривайся сколько хочешь вперед, назад, влево, вправо - никакого движения. Безжалостное солнце над головой, а вокруг - песок... песок... песок.
Злые песчинки непостижимым образом проникают всюду - в ноздри и гривы коней, под мою одежду и в глаза. Мучительная резь. От нее невозможно избавиться. Нечем промыть глаза. Вода на исходе.
Кажется, живительная влага во фляге превратилась в сухой песок. И в самом деле не слышно плеска воды, а лишь какое-то шуршание.
Проверить? Ни  в коем случае! Еще полчаса нельзя прикасаться к фляге и даже мечтать о неприкосновенном запасе.
- Неужели кто-то может любить это выжженное место, не имеющее права называться планета Земля? – С укором смотрю на Ахмада. Как будто именно он сотворил пекло и увлек меня в блуждание по нему.
- Тебе по-прежнему нравится пустыня? Даже злые духи прокляли ее... - обращаюсь я к приятелю и не узнаю свой голос.
Впечатление - будто раскаленный песок уже проник в глотку. Вместо обычных звуков - какой-то сухой скрип.
Но Ахмад понял меня.
- Нравится - не нравится... Люблю - не люблю... Это мой дом. Я уважаю пустыню. Без уважения сюда нечего соваться. Не выберешься. Погибнешь...
Отвечал Ахмад медленно, экономя силы.
- Не надо недобрых слов о ней. Обидится. Нашлет испытание пострашней, чем сейчас.
- Что может быть хуже?.. Вон кони того и гляди свалятся… Они уже почуяли след Апокалипсиса.

Вихрь-возмездие

Ахмад пропустил мое замечание. Кивнул в сторону.
- Видишь?..
Метрах в десяти от нас под чахлым ростком гармалы расположилась ушастая круглоголовка. Ящерица изумленно пялилась на нас, будто не верила, что, кроме нее, остались живые существа. Она то расправляла, то снова сжимала кожаные перепонки на голове и медленно закручивала в кольцо хвост.
- Быть сильному ветру, - с тревогой произнес Ахмад. - Это примета гирдбод чазо.
Я вопросительно взглянул на приятеля.
- Таджики так называют очень опасный ветер - “вихрь-возмездие”, - пояснил он.
- Этого еще не хватало, - проворчал я. - Что будем делать?
- Укрываться и спасать коней!..
- Их может спасти только вода... Где же твой обещанный колодец?!.. - возмутился я.
Ахмад пожал плечами.
- Колодец сегодня отыщем. До вечера кони без воды выдержат. А вот гирдбод чазо не пощадит ни нас, ни коней. Как говорят старики: ибо несет он на своем хвосте халокат - по-русски значит гибель...
- Где будем прятаться от твоего гирдбод чазо? - Я с сомнением огляделся по сторонам.
Ничего подходящего для укрытия.
- Вперед!.. Вперед!.. - Прикрикнул Ахмад.
Барханно-песчаная панорама сменилась солончаками.
Соль покрывала почву серебристым слоем. В некоторых местах он достигал 10-15 сантиметров, и кони с легким хрустом погружали в него копыта.
Так двигались минут двадцать. Вокруг по-прежнему - ничего подходящего для укрытия.
Кончилась полоса солончаков, и снова - барханы. Показались опаленные зноем черные камни и редкие кусты селины, верблюжьей колючки, робкие веточки пустынной акации и белого саксаула.
Круглоголовая ящерица не обманула нас. Недоброе предсказание сбылось. Едва мы укрылись в небольшой впадине за камнями, как помутнело солнце. Словно задымились верхушки барханов. Тревожно перекликиваясь, промчались в вышине какие-то птицы.
Вдалеке виднелась густая темно-серая пелена. Она поднималась от барханов до неба и неотвратимо приближалась.
Беспокойно вздрагивали кони и издавали звуки, больше похожие на хрип, чем на привычное ржание…
Вой ветра. Пляска и круговерть миллионов песчинок. Солнце едва можно было разглядеть. Казалось, вот-вот оно будет сметено с высоты.

Иблисы гневаются

Как бывало не раз в опасных ситуациях, Ахмад вдруг повеселел.
- Вот видишь, уже не так жарко! - радостно воскликнул он.
Я не разделил его душевного подъема.
- Надолго эта кутерьма?
- Может, минут на пятнадцать... А может, на пару часов... - все так же весело ответил приятель. - Как пожелают семь иблисов пустыни отпустить нас с миром, так все и угомонится.
- С чего вдруг они к нам прицепились? - спросил я.
- Сам виноват. Не надо ругать пустыню и тревожить ее иблисов...
- Что же эти демоны такие обидчивые? Ну, ругнул слегка песчаное пекло...
Приятель не дал договорить.
- Когда ты выходишь в море, ты же не ругаешь его. Когда поднимаешься в горы, не проклинаешь их. Пустыня - тоже часть планеты и требует уважения к себе. Явился к ней - выполняй ее законы.
- Осознал!.. Каюсь!.. - усмехнулся я и приподнял вверх обе руки. - Теперь простят нас демоны пустыни?
- Ручаться не могу. У каждого из семи иблисов свой нрав, своя сфера деятельности, - охотно пояснил Ахмад. - Один отвечает за огонь, пожары и засуху. Другому подчиняются землетрясения и извержения вулканов. Третий командует потопами. Четвертый может наслать гнев небес - падающие огненные камни и звезды. Пятый повелевает голодом и жаждой. Шестой - смертоносными болезнями. Ну а седьмой отвечает за то, что человек совершает против самого себя - войны, убийства, наркотики, гордыню, зависть и прочие грехи.
- Стоп! - перебил я. - Засухи, пожары, войны, падающие с небес камни, болезни - это понятно. Но откуда в пустыне потопы?
Ахмад развел руками.
- Сам не знаю... Но так рассказывают старики.
- А может, твои иблисы гневаются не из-за моего ворчания? Просто не хотят отдавать посланца из космоса? - предположил я.
Приятель ничего не ответил, пожал плечами и хитро посмотрел на меня.

Посланец небес

Наша экспедиция подходила к концу. Но увы, не потому, что найдено искомое. Просто мне пора было возвращаться в Москву, а приятелю...
Впрочем, куда спешил Ахмад, я толком не понял. Один раз сказал, что его ждут в Бухаре, а потом заявил о каких-то неотложных делах в Куляби.
Оговорился? Все может быть. Мы не привыкли задавать друг другу лишние вопросы.
Змеелов, санитар, егерь, геолог, моряк, золотодобытчик, чабан - и все это после окончания юридического вуза. Неугомонный непоседа, бывалый путешественник Ахмад уже участвовал в моих экспедициях по программам «След Апокалипсиса», «Тайны времен и народов».
В тот год поиски “посланца небес” велись в местах, которые Ахмад хорошо знал.
Красный метеорит, или что-то похожее на него, не зафиксировали ни астрономы, ни специалисты из противовоздушной обороны. Но свидетелей падения неизвестного космического объекта ярко-красного цвета оказалось немало. Его видели с гор Мальгузар, из ущелья Ворота Тамерлана, с верховья рек Кылы и Токурсай. Пастухи - таджики и узбеки, туркмены и казахи - утверждали, что “красный посланец небес” упал где-то севернее солончака Айдар.  При этом все они ощутили, как семь раз содрогнулась земля.
- “Красный посланец небес” - не просто камень из космоса, а предвестник больших перемен”, - заявили старики.
В худшую ли, в лучшую ли сторону? О том мудрецы умалчивали. Вздыхали, перешептывались, доставали четки ярко-красного цвета и отправлялись в дальнюю дорогу...
Куда?.. Может, искать посланца небес?.. И об этом старики не говорили. Зато их дети и внуки убежденно толковали о летающих тарелках, пришельцах из космоса и братьях по разуму.

Встреча на горе Хаёл

Впрочем, это была не гора, а скорее - холм.
- “Хаёл” по-таджикски означает “видение”, - пояснил Ахмад. - Не смотри, что она не высока. Так кажется лишь снизу и если измерить ее приборами. Но когда поднимешься на вершину, то гора как бы вырастает и открывается неимоверный обзор. Не знаю, есть ли этому научное объяснение.
Приятель сделал жест рукой, и мы направили лошадей вверх.
- Говорят, мудрецы и всякие чародеи поднимаются на Хаёл, чтобы увидеть неведомые земли и даже будущее и прошлое… Может, и нам удастся разглядеть с нее “красного посланца небес”.
Мне было лень подтрунивать над любовью Ахмада ко всяким восточным сказкам и мистике и я промолчал.
Подъем длился не больше пяти минут. Еще издали бросилось в глаза странное изваяние... Мне показалось, что сделано оно из черного и белого камня.
Не успел я задать вопрос приятелю, как понял: на вершине - вовсе не изваяние, а неподвижно сидящий на ослике человек.
- Это чодугар Надир, - тихо пояснил Ахмад. - Чародей, целитель, паломник...
Старик был во всем белом. Казалось, к его одежде не пристала ни пылинка, ни песчинка пустыни. Темно-серый ослик на фоне залитого солнцем простора казался черным.
Ахмад и старик обменялись непонятными мне фразами. Может, поприветствовали друг друга? А может, приятель поинтересовался, что хотел увидеть чародей с горы Хаёл.
Потом собеседники заговорили по-русски.
- Я тоже видел “красного посланца небес”. Семь ударов о землю - это сигналы семи иблисам пустыни… Знаки больших перемен во всем мире...
Старик говорил медленно, с расстановкой. Много было непонятного в словах, но почему-то не хотелось перебивать его вопросами.
- Жил много веков назад поэт и мыслитель Абушукур Балхи, - продолжил Надир. - До наших времен дошла его поэма “Афарин-наме”. По-русски это означает “книга благословения”. Да вот беда: сохранилась она не полностью. Слышал я еще в молодости, что в “Афарин-наме” Абушукур Балхи предсказывал и падение “красного посланца небес”, и великие трагедии людей вслед за тем. Не один год будут терзать потрясения всю планету. И никто не сможет от них укрыться.
- И чем завершится катастрофа? - не сдержался Ахмад.
- Все имеет начало, все имеет конец, кроме Него, - старик поднял вверх правую руку.
Ярко-красные камни четок сверкнули на солнце.
- Только Он один достоверно знает, когда и каким будет завершение земной жизни… А удел мудрецов и пророков - распознать приближение конца света и помогать людям достойно жить и готовиться к переходу от земного бытия...
Мы с Ахмадом не заметили с Хаёл никаких следов падения “посланца небес”. Но обзор с маленькой горы был действительно сказочным. Казалось: не только видишь все в округе на десятки километров, а проникаешь взглядом в другие земли, в иные времена.
По горизонту двигались верблюжьи караваны, плескалось море, покачивались корабли у причалов, поднимались белые башни и стены древних городов. И так не хотелось назвать увиденное обычным словом - “мираж”.
Даже ослик и кони приметили на горизонте нечто завораживающее и стояли неподвижно, будто пытались понять, в каком оказались мире.
Прежде чем попрощаться, старик поинтересовался, куда отправится Ахмад, когда найдет или, скорее всего, не найдет “красного посланца небес”.
Приятель неожиданно рассмеялся и громко - так, что вздрогнули кони и ослик - сообщил:
- Отправлюсь за сокровищем бухарского владыки Насрула-хана. Они спрятаны здесь, в этой пустыне. И я точно знаю где!..
Казалось, Ахмад старался, чтобы его услышали не только собеседники, но и посторонние люди.
Но пуст был простор. Никого вокруг на многие-многие километры...
К моему удивлению, слова приятеля вызвали необычную реакцию у Надира. Он вдруг помрачнел, замахал руками и воскликнул:
- Беакл!.. Беакл!..
Ахмад снова рассмеялся и что-то тихо произнес Надиру. Тот пожал плечами и недоверчиво улыбнулся в ответ.
Старик пожелал нам удачи, и мы тронулись в путь.

Ловушка для шакалов

- Зачем ты наврал деду? - спросил я, спустились с горы. - И кем это он тебя обозвал?
- Сумасшедшим... - с беспечной усмешкой пояснил Ахмад. - А насчет сокровищ Насрула-хана, бывшего владыки Бухары, я не врал. И говорил о своих поисках клада не только почтенному Надиру, но и всем встречным. Только сообщал на таджикском и узбекском языках, так что ты ничего не понял.
- А-а, вот почему люди шарахались от нас, - сообразил я.
Взгляд приятеля оставался насмешливым.
- Правильно делали, что шарахались. И я бы так поступил. Но главное люди запомнили. И слух пойдет по горам и пустыне, по кишлакам и чайханам: сумасшедший Ахмад на пути к сокровищам Насрула-хана. Пусть знает о том каждая песчинка на сотни километров в округе!..
- Зачем?
- Так надо... - Веселость в глазах приятеля сменилась жесткостью. - Слух должен дойти до ушей поганых шакалов. Они сами давно ищут клад Насрула-хана и всполошатся, когда узнают, что я на пути к нему. И тогда...
- Очевидно, эти шакалы двуногие, - перебил я. - За что ты их?..
- За дело!.. - рявкнул Ахмад и подхлестнул коня.
Я понял: насчет двуногих шакалов донимать приятеля не стоит. А вот о Насрула-хане и его сокровищах Ахмад охотно поведал.

«Поймай свою голову»

Когда-то слухи о богатстве и жестокости Насрула-хана будоражили всю Среднюю Азию.
Современники говорили о нем: “Лютое сердце Джиль-барса вложил в его тело при рождении Аллах. Кровожадные мысли гиены наполняли его голову. Как трусливый шакал, боялся он каждого и самого себя”.
Беспощаден был хан к людям, даже к своим родственникам и друзьям, если подозревал в измене. Он придумывал пытки и хвастался, что их нашептали ему семь иблисов пустыни.
В его дворце хранилась гигантская сковорода для любимой забавы Насрула-хана - “поймай свою голову”.
Приговоренного к смерти обпаивали отваром из ядовитых цветков гармалы. Знахари использовали алколоиды этого растения - гармин, гармалол - против инфекционной сонной болезни. Но отвар, приготовленный лекарями властителя Бухары, имел другое предназначение. Он вызывал нестерпимую боль во всем организме человека, не позволял сидеть и лежать. Пораженный ядом гармалы мог только стоять и при этом подергивался, словно приплясывал.
Из казни бухарский садист устраивал зрелище для приближенных. Пускай, дескать, знают, что может ожидать каждого.
Раскалялась гигантская сковорода. Бедолаге, принявшему отвар гармалы, отрезали особым способом голову и швыряли на сковороду. Туда же ставили тело. Несколько минут голова каталась по раскаленному металлу, а ноги и руки казненного подергивались, словно совершали жуткую пляску.
До слез хохотал Насрула-хан. Этого же требовал и от своих приближенных. Танец обезглавленного, жуткий вымученный смех, запах жареного человеческого мяса... Что может быть ужасней?
Садист-эмир придумал немало кровавых «развлечений». Во дворце у него находился особый пруд. В нем содержались трехметровые сомы. Необычных гигантов выращивали по-особому: кормили только человеческим мясом, обработанным порошком из сушеных скорпионов и мака.
Взрослым чудовищам в пруд бросали живых людей. И Насрула-хан наслаждался, глядя, как огромные рыбины терзали несчастных

Проклятая тень и сокровище
Рассказывали старики, что бухарский изверг тайно поклонялся иблисам пустыни. Он приносил им щедрые человеческие жертвы в “ночь шакала”. Она наступала вслед за самым длинным днем года, когда “шакал оплакивал темноту”, когда набирала смертоносную силу гармала, когда яд фаланги становился особенно опасным.
Согласно преданию, иблисы объявили, что в одну из “ночей шакала” погибнет все человечество.
Насрулла-хан поверил в это предсказание.
Для иблиса, отвечающего за огонь и засуху, по приказу эмира жертву сжигали на медленном костре.
Для демона, вызывающего землетрясения, живого человека присыпали тонким слоем земли и прогоняли по нему стадо верблюдов.
Для властителя потопов несчастного сажали в бочку и заливали водой с известью. Мучительная смерть длилась всю ночь.
Отвечавшему за гнев небес жертву сажали в котел и медленно осыпали раскаленными камнями. Нетрудно догадаться, как приносили жертву повелителю голода и жажды.
Для иблиса, что ведал смертоносными болезнями, человека замуровывали в каменном мешке вместе с больным чумой или проказой.
Ну, а демон, ответственный за войны и людские грехи получал иссеченную саблями, исколотую кинжалами жертву.
Казалось, зверства Насрулла-хана должны были вызвать к нему особое расположение иблисов. Но они требовали большего: спрятать для них несметные сокровища: золото, рубины, алмазы. Закопать ценности Насрула-хан должен был за несколько дней до своей смерти.
Спрятал сокровища властитель Бухары. А иблисы за это оставили на земле его тень. И сделали ее такой же вечной, как и грехи человеческие. И блуждает она среди барханов и солончаков, стережет зарытые богатства.
С тех пор старики предостерегают, что нельзя в пустыне оборачиваться и смотреть на свои следы. Ибо вечная тень Насрула-хана может идти по ним, пока не замучает путника. А еще демоны охотятся за красным камнем из космоса, - завершил рассказ Ахмад.
- Подобные легенды мне доводилось слышать, - снисходительно заявил я. - Но зачем иблисам понадобились сокровища, а тем более – небесный пришелец?
- Золотом они развращают людей, толкают на всевозможные грехи, заманивают к себе. А вот с помощью “красного посланца космоса” демоны собираются уничтожить человечество, вызвав потопы, войны, землетрясения, эпидемии, голод, всеобщее сумасшествие, - пояснил Ахмад.
- Словом, устроить Апокалипсис… Ну, что ж, если мы не отыщем загадочного небесного пришельца, то обвиним в этом иблисов!.. - провозгласил я.

Мрачные мысли

“Вихрь возмездия” вскоре прекратился. Не таким уж грозным оказался он. Мы снова двинулись в путь.
Но через несколько минут я почувствовал коварство гирдбод чазо. Казалось, он превратил небо в раскаленную пустыню. Убийственный жар теперь исходил и сверху. От нестерпимой духоты кони брели все медленнейа головы их склонялись все ниже… Тяжелое дыхание... Предчувствие смерти…
Я с тревогой взглянул на Ахмада.
- Наши скакуны вот-вот рухнут… Где же твой обещанный колодец?
- Скоро доберемся, если иблисы не напакостили - не запутали... - угрюмо ответил приятель.
Хотелось выругаться, но сил не хватило.
Может, Ахмад уже свихнулся, раз беспрестанно поминает демонов?
Внезапно он соскочил с коня и едва слышно прохрипел:
- Стоп... Дальше я пойду один... Должен, должен быть колодец совсем рядом...
Мы достали из рюкзаков куртки, полотенца, рубахи и накрыли головы лошадей. Затем разгребли верхний слой горячего песка и уселись передохнуть.
Я взял свою флягу и вопросительно взглянул на Ахмада.
- Теперь можно, - кивнул он.
- А если не найдем колодец?
- Тогда конец. К ночи сдохнут кони, а к завтрашнему утру - мы... Через два дня от нас останутся высохшие мумии, а от лошадей - через три. Но в отличие от славных скакунов, мы еще будем грызть им, а затем себе, вены с безумной надеждой получить хоть глоток влаги. Но кровью жажду не утолить...
Снова захотелось выругаться. Этот пустынный весельчак и балагур вконец разозлил меня могильными шуточками. Захотеть-то захотел, но где взять силы?.. Промолчал...
В который раз за многие годы путешествий явилась мрачная мысль: зачем я снова отправился по следу Апокалипсиса?.. На что надеялся?


Прекрасная всадница

Внезапно Ахмад тронул меня за плечо. Встрепенулись кони. От дальнего бархана что-то сияющее и величественное приближалось к нам.
Видение? Галлюцинации? Разве в этом пекле может что-нибудь еще двигаться?
Минута-другая - и я понял: не рожденная бредом и миражом, а реальная всадница направлялась к нам. Поступь коня была уверенной. Он словно не ощущал пагубного жара.
- Теперь я понял, как выглядит смерть в пустыне!.. А может, это твои иблисы решили поиграть с нами?
Приятель не ответил. Зато взгляд его оживился. Ветерок надежды коснулся и меня, и наших коней.
Господи!.. Да откуда же появилось в песчаном аду это чудо?
Она была прекрасна...
Девушка окинула нас веселым взглядом, от которого захотелось вскочить встряхнуть с себя дорожную пыль и совершить что-нибудь героическое.
Ее конь золотистой масти на мгновение вздыбился. Ни капли усталости, ни следов пребывания в барханном пекле.
Всадница изящно соскочила с коня и шагнула к нам.
- Я Анастасия!.. Да не смотрите на меня как на привидение!..
Девушка звонко рассмеялась.
- А вы те самые сумасшедшие искатели “небесного посланца”?
Не обратив внимания на слово “сумасшедшие”, мы с Ахмадом одновременно спросили:
- Откуда вы знаете?
- Плывет молва среди барханов, солончаков и горных долин, - снова засмеялась прекрасная всадница. - Идемте за мной, горе-искатели.
- За вами хоть на край света!.. - Бодро отозвался Ахмад.
- Так далеко не надо. Колодец - в трехстах метрах отсюда, - ответила Анастасия.
Я с ехидцей взглянул на приятеля. Тоже мне, джигит пустыни! Не мог отыскать колодец, когда он совсем рядом! Но позорить перед дамой не стал.

                Никакого волшебства
Вскоре мы уже пили, пусть и не очень вкусную, но все-таки воду.
Повеселели кони да и все вокруг как-то оживилось. В сумерках на дальних барханах заиграли искорки. Казалось, вечернее небо поделилось с пустыней своими звездами. Но это были невидимые днем светящиеся насекомые.
Легкий ветер погасил дневной жар. Спать не хотелось. Так и проговорили до утра, не сомкнув глаз. Будто и не было дневного перехода, изнуряющей жары и гибели.
Оказалось, что Анастасия - солистка московского вокально-инструментального ансамбля “Вестницы”. Честно говоря, ни я, ни Ахмад о таком коллективе не слышали. Но свое невежество решили не показывать.
Как занесло это чудо по имени Анастасия в пустыню? Какие небесные силы нашептали ей прийти нам на помощь?
Никакого волшебства… Просто родители нашей спасительницы - не то биологи, не то эпидемиологи - несколько месяцев находились в этих краях в научной экспедиции. Анастасия прилетела к ним в отпуск.
Что же касается спасения, и тут все было просто. Рабочий экспедиции, из местных жителей, издалека заметил нас и, высказав опасение: “сумасшедшие искатели” пройдут мимо колодца и погибнут. Он решил скакать на выручку. Однако, Анастасия взяла эту миссию на себя.

“А путешествовать стоит...”

Увы, наши уговоры не подействовали. Романтика поиска существующего или несуществующего “посланца небес” не вдохновила всадницу-спасительницу. Утром она возвращалась к родителям на экспедиционную базу.
Мы долго провожали ее взглядом. Мне повезло больше. Ахмаду осталась на память лишь добрая улыбка Анастасии, а у меня - надежда в виде записки с московским телефоном и обещание встретиться.
Даже наши престарелые кони-звери со странными прозвищами Дарбадар и Сийех, что означает “бродяга” и “путешественник”, неотрывно следили за удаляющейся всадницей.
- А все-таки она прекрасна!.. - Не сдержался я.
Ахмад усмехнулся.
- Ты о ней или о пустыне?..
- И о ней, и о твоей раскаленной земле… - ответил я. - А знаешь, путешествовать стоит хотя бы ради таких встреч...
- Даже по следу Апокалипсиса, - поддержал Ахмад...
Пройдут годы, и до меня дойдет весть уже из чужой страны, что он все-таки сумел заманить двуногих шакалов. Пять его кровных врагов прибыли за сокровищами Насрула-хана и навсегда остались в пустыне.
Я узнал также, что они были наркоторговцами и в свое время убили младшего брата Ахмада. Шесть трупов обнаружили в песках.
Мой приятель успел перестрелять своих кровников, но и сам получил пулю. Он сумел лишь отползти от них: негоже джигиту пустыни умирать рядом с шакалами.
На этот раз иблисы не отпустили Ахмада...
После безуспешных поисков “небесного посланца” я вернулся в Москву и позвонил Анастасии. И номер, и адрес оказались чужими. Да и свое ли имя назвала она?
Кто же ты, прекрасная всадница?
Но это все случится потом.
А в то утро мы с Ахмадом смотрели, как удаляется девушка на золотистом коне. Смотрели, пока она не скрылась за дальними барханами.
- Путешествовать стоит и ради таких встреч!.. - снова произнес я.
- Даже если этому препятствуют всякие иблисы... - улыбнулся Ахмад.

Он вездесущ

Каждый человек - хочет он того или нет - невольно идет по следу Апокалипсиса. Даже тот, кто старается не задумываться о конечности бытия, о гибели всего живого на Земле.
Радио, телевидение, газеты, книги, Интернет, разговор со знакомыми, вид из окна, внутрннее состояние организма постоянно,  громко или едва различимо, напоминают о неминуемом…
Можно скрыться на необитаемом острове, уйти в хмельной угар, обезуметь наркотиками, но знаки Апокалипсиса настигнут и там.
Эти знаки звучат в легендах, мифах и сказках абсолютно всех народов на Земле.
Эти знаки встречаются в творениях тысячелетней давности и в современных средствах массовой информации.

Буря, насланная Энлилем во гневе,
Буря, губительная для страны,
Накрыла Ур как покрывалом,
В тот день, когда буря покинула город,
Город лежал в руинах.
Трупы людей, не глиняные черепки,
Усеяли подходы.
Стены зияли:
Высокие ворота, дороги
Были покрыты мертвыми.
На широких улицах,
Где собирались когда-то толпы на праздник,
Лежали они грудами.
На всех улицах и проездах лежали там,
На открытых лужайках, где танцующие толпились,
Грудами люди лежали.
Кровь страны заполнила все ее поры,
Как металл отливку...

Так описывал грандиозную катастрофу неведомый шумерский поэт более 5 тысяч лет назад.
Рассказ о свершившихся трагедиях и предсказание будущих - это тоже следы Апокалипсиса.

«Земля завыла от страха»

Мне удалось собрать сотни пророчеств о конце света.
Зачем? Поможет ли хоть на самую малость эта печальная коллекция?
Не знаю!..
Но все же думаю, что и в высказываниях глупцов о будущем, и в речах лжепророков, и в ошибочных прогнозах ученых, и в бреднях шарлатанов можно уловить крупинку истины.
Выясни, куда указывают лжепророки, и поверни в противоположную сторону... Пусть не всегда верна поговорка “Предупрежден - значит защищен”... Но знание об опасности помогает чаще, чем незнание.
Пытались разглядеть Апокалипсис не только лжепророки, но и классики литературы и искусства.
В 1879 году Иван Сергеевич Тургенев написал стихотворение в прозе “Конец света”: “Небосклон упал, ушел вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно разрытая, черная круча.
Мы все столпились у окон... Ужас леденит наши сердца.
- Вот оно... вот оно! - шепчет мой сосед.
И вот вдоль всей далекой земной грани зашевелилось что-то, стали подниматься и падать какие-то небольшие, кругловатые бугорки…
…Все задрожало вокруг - а там, в этой налетающей громаде, и треск, и гром, и тысячегортанный, железный лай...
Га! Какой рев и вой! Это земля завыла от страха...
Конец ей! Конец всему!..
Я хотел было ухватиться за товарищей, но мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила черной, льдистой, грохочущей волной!
Темнота... темнота вечная!..”

«Предостережение и нагнетание тревоги»
Американский провидец Эдгар Кейси в 1934 году предупреждал о глобальной катастрофе, которая произойдет в начале XXI века... Сместится земная ось...”
В 1980 году профессор из Японии Хидео Итакава с помощью компьютера предсказал, что к началу XXI века Солнце и все его планеты выстроятся в космосе в виде креста, что, вероятно, приведет к гибели цивилизации или всего живого на земле.
“...Более 5 тысяч разрушительных землетрясений зафиксировано человечеством примерно за 4 тысячи лет. Подсчитано, что эти катастрофы погубили 17 миллионов людей! Материальный и моральный ущерб определить невозможно.
Только в 1201 году в Египте от землетрясения погибло 1,1 миллиона человек,  в Китае в 1556 году - 830 тысяч...”
“...Ученые считают, что уже в начале XXI века появятся принципиально новые, трансформированные, вирусы, которые будут устойчивы к современным медицинским препаратам. Подобные вирусы смогут вызвать планетарную эпидемию и погубить род человеческий.”
“...Из всех стихийных бедствий самыми смертоносными являются наводнения. По научным данным, от них за последнее столетие погибло 9 миллионов человек...”
“...Этот астероид должен столкнуться с Землей в 2011 году и тогда...”
Без подобных прогнозов, сообщений, предсказаний сегодня не обходится ни дня.
Где польза от  предсказаний, а где вред?
Им верят и не верят. Но они, в любом случае, вонзаются в сознание человека и подспудно определяют его судьбу.
Существует мнение, что из ста нынешних футурологов лишь один может «разглядеть» будущее на ближайшие полстолетия.
Многие предсказатели выдают себя за пророков. Не о спасении людей они пекутся. Их выгода - нагнетание тревожной обстановки и всенародный психоз.
Торговля наркотиками, нефтью, оружием, драгметаллами в наше время не дает такую выгоду, как бизнес на страхе. Каждый день во всем мире демонстрируются сотни художественных и документальных фильмов, тысячи репортажей о катастрофах и всевозможных трагедиях, появляются тысячи книг, очерков, статей об ужасах современности и будущего. «Вы опасно больны» - внушает с помощь СМИ фармацевтическая мафия, - «Купите наши препараты или приборы и вы исцелитесь!
Если в ближайшие дни или годы наступит Апокалипсис – покупайте… покупайте… покупайте…» 
Лжепророки и шарлатаны - предсказатели на крутых поворотах истории сбиваются в стаи...
И только пророки остаются в одиночестве...
И говорят они: быть человеку всегда с ощущением неминуемых катастроф...

ВОСПОЕМ ХВАЛУ КАТАСТРОФЕ


“Второй Ангел вострубил, и как бы
большая гора, пылающая огнем,
низверглась в море; и третья часть
моря сделалась кровью, и умерла
третья часть одушевленных тварей,
живущих в море...”
Откровение Иоанна Богослова
(Апокалипсис)



Вечная зависимость

Развитие и существование человечества всегда зависело от Глобальной Проблемы Выживания.
Золотого века на планете Земля никогда не было и не будет.
Это надо сознавать, прогнозируя грядущее, занимаясь вопросами спасения землян от всеобщей гибели.
На самом раннем этапе появления человечества составными элементами Глобальной Проблемы Выживания являлись: угроза из космоса (падение на Землю крупных космических объектов, резкие изменения в Солнечной системе, в галактике и тому подобное); крупномасштабные планетарные бедствия (потопы, извержения вулканов, засухи, землетрясения, серьезные изменения климата и т.д.); эпидемии; нехватка пищи и даже уничтожение древних людей хищными животными.
Когда началось интенсивное освоение природы, стремительное техническое развитие, появилось оружие массового уничтожения, то Глобальная Проблема Выживания пополнилась новыми составными элементами: угроза уничтожения человека человеком в мировых войнах или тотальными террористическими акциями; экологические потрясения; нехватка минерально-сырьевых, энергетических и водных ресурсов; демографическая проблема; духовная деградация человечества.
Духовная деградация...
Она зависит от многих факторов и явлений: от социальных противоречий, от отсутствия идеалов, веры, чувства прекрасного, от нежелания совершенствоваться и постигать тайны мироздания, истории, среды обитания, исчезновение желания продления рода.
С развитием науки и техники, с появлением оружия из металла, приобретением навыков коллективной защиты ушел в прошлое лишь один составной элемент Глобальной Проблемы Выживания - уничтожение человека хищными животными.
Всего лишь один - за многие тысячелетия развития!
Но при этом появились новые...
Угроза вымирания и надежда - наши извечные спутники. По мере развития земной цивилизации возникнут еще не открытые составные элементы Глобальной Проблемы.
Все опаснее становится человечество для самого себя.
Людям всегда будет не хватать минерально-сырьевых и энергетических ресурсов. И, несмотря на изобретения новых источников энергии, потребность в ней все равно опережает ее запасы и возможности.
На многие века грозным для землян останется Космос - со своими, еще не понятыми, законами.
А вот всегда ли человек будет уничтожать человека?..
Это пока неразгаданная тайна.

История землян - это путь постоянной борьбы за выживание.
Первобытные люди лишь инстинктивно решали Глобальную Проблему в трех основных направлениях: рождение как можно большего числа потомков; рассредоточение по планете, поиск наиболее безопасных и благоприятных регионов обитания; познание мира, освоение природы, усовершенствование и приспособление к окружающей обстановке.
Для древнего человека самоцелью было производство жизни, а средством - производство средств жизни.
В наше время, когда необходимо, чтобы о Глобальной Проблеме  Выживания знало все человечество, нужны принципиально новые способы и методы ее решения, новые взгляды на существование человечества.
Каждый должен знать о существовании Глобальной Проблемы, о ее суровых и неумолимых законах, но при этом не впадать в хронический пессимизм. Смотреть на мир реально, а не сквозь розовые или черные очки. Положение человечества опасно, но не безнадежно. Война против него идет постоянно, но еще есть шанс ее выиграть.
Никогда не будут успешно решены такие общепланетарные несчастья, как наркомания и голод, массовые эпидемии и нищета, тотальный терроризм и стихийные бедствия, если не будет понимания, что все это - звенья одной цепи - Глобальной Проблемы.
Сегодня нет важнее задачи, чем создание и выполнение всеобщей программы выживания человечества. Без этого нынешний этап цивилизации может стать последним для землян.
Комплексность Глобальной Проблемы требует и комплексного подхода в ее решении. Для этого необходимы усилия глав и правительств государств, реализация всего научного потенциала человечества, активного участия общественных организаций и движений.
Общепланетарная программа должна учитывать, что Проблему Выживания необходимо уметь прогнозировать, рассматривать все ее составные элементы в историческом и физическом развитии.
Такая программа должна включать в себя: выявление приоритета общечеловеческих ценностей перед угрозой гибели человечества и биосферы; раскрытие факторов, обусловливающих угрозу существования человечества; анализ тенденций изменений климатической ситуации; создание разнообразных сценариев развития общества и каждой составной Глобальной Проблемы, будь это проблема эпидемий, космических катаклизмов или моральная деградация человечества; изучение возможностей по-новому использовать традиционные виды энергии и поиск альтернативных ее видов, влияние развития энергетики на природу и людей; развитие теории катастроф; оценка риска, связанного с созданием тех или иных индустриальных комплексов и реализацией крупномасштабных проектов, а также стратегических экономических замыслов; создание программ изучения конкретных регионов, социальных и общественных явлений; анализ глобальных конфликтных ситуаций между народами и социальными группами; поиск возможностей, которые еще не используются для управления процессами, протекающими в биосфере и человеческом обществе; развитие и формирование широкой просветительской программы; прогнозирование стратегии нашей деятельности; создание модели путей эволюции в зависимости от будущих деяний людей и многое другое.
Без этого не обойтись человечеству. Ведь многие катастрофические ситуации в мире вызваны, помимо уже известных причин, еще и столкновением неподготовленного современного общества с проблемами будущего.

Надзор за человечеством

Ходил по земле Сибирской старик, по местам, где уже происходили катастрофы и где еще произойдут. Звали его Касьян. Как он определял будущие “удары” из космоса - неизвестно. О том не рассказывал. Чего добивался странствиями? Хотел предостеречь людей от грядущих бед? А может, он шел по следу катастроф, зная о них в XX веке нечто большее, чем современные околонаучные деятели?
В записях сибирского скитальца попадалось то, что я уже слышал от мудрых людей в разных странах.
Они не встречались друг с другом, но сколько схожего в мыслях и речах о далеком прошлом!
Катастрофы на земле, вызванные метеоритами и вспышками на Солнце, кометами и астероидами, космическими частицами и излучениями, странники трактовали как “Божий надзор за человечеством”. Для людей “они большие беды, а для Бога - неустанная работа по мирозданию”.
Опасаясь и понимая их пагубность, мудрецы разных народов все же воздают им хвалу.
“... Слава тебе, великая катастрофа, - с тебя началось рождение мира.
Слава тебе, великая катастрофа, - с тебя началось рождение Звезд, Солнца, Земли.
Слава тебе, великая катастрофа, - с тебя начались и жизнь на Земле, и человек...
Слава катастрофам, терзающим нашу планету! Свет и камни из космоса, извержения вулканов и землетрясения, ураганы и потопы, стужа и зной, потопы и засухи - все они вместе взятые сделали человека таким, какой он есть... Грешного, несовершенного, но - человека!..”
Примерно так, на разных языках, звучит хвала страшным явлениям.
Может показаться кощунством: восхвалять то, что уничтожает миллионы людей… Но, увы, это, вероятно, - плата за возникновение и развитие человечества.
Как бы не развивался научно-технический прогресс, глобальная проблема выживания останется дамокловым мечом «существа разумного». А Космос - грозным надзирателем за деяниями и совершенствованием жителей Земли.
Он всегда рядом с нами. Стоит только взглянуть вверх, задуматься, и начинаешь смутно осознавать, что ты – всего лишь его крохотная  о том, что ты - его крохотная частица. О влиянии космоса на человека догадывались еще в каменном веке. Тогда же пытались понять роль небесных светил в жизни людей. И чем дальше развивается наука и техника, тем больше ощущается зависимость человека от космоса.

От вселенского взрыва до Солнца

В начале I века н.э. римский философ Луций Аней Сенека с тревогой писал: «…трепещут, трепещут сердца в великом страхе, не суждено ли погибнуть всему в общем крушении; не скроет ли опять природа земли, море, огонь и яркие светила, движущиеся по небу, не погрузил ли вновь богов и людей в бесформенный хаос».
По мнению многих ученых, самая величайшая катастрофа произошла примерно 14 миллиардов лет назад. Родилась Вселенная. Возникли материя, пространство, время и все познанное и еще не познанное человечеством.
На самом ли деле так случилось? По воле Бога или благодаря таинственным законам мироздания?.. Что было до того? Что будет после? Пока лишь гипотезы, научные и фантастические предположения и - сомнения, сомнения, сомнения...
Образовались галактики, звезды, планеты. И молодое Солнце принялось устанавливать порядок в своей планетарной системе.
Минули еще миллиарды лет, и появившееся на третьей от Солнца планете мыслящее существо смогло установить, что Земля движется вокруг своего светила по эллиптической  орбите длиной более 939 миллионов километров, со скоростью примерно 107 тысяч километров в час.
О том, как влияет наша звезда на земную жизнь, пытались познать тысячи лет назад.
В древние времена его затмение решало ход военных действий, изменяло судьбы государств и народов.
Польский писатель Болеслав Прус в романе “Фараон” красочно описал, как египетские жрецы воспользовались затмением и сумели противостоять самому фараону.
“...Несмотря на полдень, тьма сгущалась. В садах храма Птаха запели петухи. Но ярость толпы была уже так велика, что мало кто замечал эти перемены...
Херихор стоял на виду у осаждающих, и вот он воздел к небу обе руки:
- Боги, под вашу защиту отдаю  святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы!
... Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку.
- Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да низойдет на землю тьма!
И случилось что-то ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость.
... При последнем же стало темно, как ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня...”
Конечно, подобное зрелище вызвало панику в толпе. Те, кто несколько минут назад выступали против жрецов и готовы были штурмовать храм, упали на колени и молили о пощаде.
Верховный жрец Херихор, добившись нужного эффекта, “согласился” обратиться к Осирису с просьбой не губить людей и вернуть Солнце. Верховный жрец прекрасно знал, когда начнется и когда завершится затмение...” Так молодой фараон проиграл в конфликте с Херихором и его пособниками.
Все живое на нашей планете появилось и существует благодаря Солнцу. Об этом знали с древних времен. Но в любой момент оно может и погубить земную жизнь.
“В нем уже таится план и час последнего воздаяния человеческому роду”, - писали о нашем светиле ученые Средневековья.

Песней прославляли солнце

Над поляной порхали синие и желтые бабочки. Тяжело, с тихим гудением, летали шмели.
Неподалеку от меня на старой лиственнице ссорились дрозды. Наверное, что-то не поделили. Они широко раскрывали клювы, шипели друг на друга и, казалось, вот-вот начнут поединок.
Рядом с ними суетилась кедровка и нисколько не обращала внимания на соперников. Зато сойка примостилась на верхней ветке лиственницы и с вороватым весельем в глазах наблюдала за дроздами. Ох и любит сойка лесные скандалы, драки, ссоры...
В осиновых ветвях послышалась песня. Голос неизвестной мне птицы на время заглушил другие звуки.
Откуда ни возьмись, на стволе старой лиственницы появилась белочка. С тревогой смотрела она на дроздов и чуть подергивала хвостом.
Казалось, ничего в лесном мире не изменится до самого вечера. Но я знал, какая резкая перемена случится с минуты на минуту...
Солнечное затмение!
Вначале будто растаял краешек золотого диска.
Смолк в осиновых ветвях невидимый лесной певец. Сойка вытянула шею и стала беспокойно вертеть головой. Разом затихли и скрылись в травах шмели.
Все больше и больше таяло солнце. Повеяло холодом. По небу разливался какой-то недобрый сине-зеленый свет.
Бабочки спешно опустились в траву. Растерянно озиралась по сторонам белочка. Угомонились дрозды и застыли с открытыми клювами. Куда только подевалась их воинственность!
От солнца остался лишь серебристый ободок, и тревожные сумерки накрыли простор.
Опомнились дрозды, вспорхнули с ветки и мигом скрылись. Следом за ними исчезла сойка. Метнулась к своему дуплу белочка.
Даже мне стало не по себе. Холод. Темнота. Непонятные шорохи. И ветер какой-то студеный, чужой, будто налетел из космоса.
Неужели на лесной поляне я остался один?
Нет... Кто-то завозился рядом на дереве. Сверкнули два желтых огонька. Филин! – догадался я.
“Ух-ух-ух! - заволновался он. - Неужто проспал ночь? Совсем старый стал! Опоздал на охоту!” - слышалось в его причитании.
Взмахнул филин крыльями, да не успел взлететь. Сверкнул краешек солнца и стал увеличиваться. Посветлело и в небе, и в лесу ночной хищник замер у своего дупла. Распахнутые крылья сразу обвисли, и он снова стал сокрушаться: “Ух-ух-ух! Ничего не пойму! Что происходит в лесу?..”
Разгорелось солнце, будто сорвало с неба темное покрывало и поспешно куда-то спрятало.
Пискнул в чаще рябчик. Ему отозвалась кукушка. Примчались на поляну задорные кедровки и корольки, и полилась по лесу, прославляя солнце, песня.
Запестрели над цветами бабочки, загудели-забасили шмели.
Только филин остался недоволен. Бочком-бочком, неуклюже забрался он в свое дупло и там долго не мог успокоиться: ухал, словно жаловался, как его обмануло солнце.
Но крылатые лесные жители не обращали внимания на него и продолжали веселиться, прославляя солнце.
Для большинства современных людей затмение нашей звезды – всего лишь незначительный любопытный эпизод. А в старину оно ужасало человека и существенно влияло на поступки и судьбоносные решения.

Необъяснимое волнение

В Хакасии археологи отыскали древнее каменное изваяние черепахи. На нем были изображены созвездия в необячном расположении. Однако древний художник не ошибся. Специалисты определили, что именно так виделся космос в Северном полушарии Земли более тридцати тысяч лет назад.
Звезды, звезды!..
Во все времена они вызывали у людей восторг своей таинственностью, недоступностью и красотой.
Нет в мире языка, в котором не было бы слова “звезда”. Нет искусств, которое не обращалось бы к небу и космосу. Нет человека, не знающего о существовании далеких светил.
Писатель Юрий Олеша в книге “Ни дня без строчки” сетовал: “Часто ли вы видите человека, который, подняв голову, смотрит на звезды? Или бывало ли с вами так, чтобы в то время, когда вы сами смотрите на звезды, кто-либо подошел к вам и, догадавшись, какой звездой вы именно восхищаетесь, разделил с вами восхищение?..”
Есть правда в этих словах.
Порой скользит человек равнодушным взглядом по ночному небу, без всякой мысли. Но вдруг наступает мгновение, когда взгляд задерживается, и житель планеты Земля начинает смутно ощущать величественную жизнь Космоса.
С этого мгновения на время забыта земная ночь с ее тишиной, неясными звуками, темными силуэтами, проблемами. Необъяснимое волнение происходит в душе от этой встречи со звездами. Хочется вести с ними разговор о чем-то величественном, о бесконечности, о неразгаданных тайнах.

И возвышало душу, и очищало помыслы...

Подсчитано, что в ясную безлунную ночь люди невооруженным глазом с нормальным зрением могут увидеть примерно шесть тысяч звезд. Предположительно Млечный путь составляют свыше ста миллиардов звезд.
Они стали словно ближе к землянам с того времени, как космическим объектам начали давать имена. Еще ближе - когда люди научились определять их местонахождение во Вселенной и давать им характеристики. И еще ближе - когда устремились в космос ракеты, а мощные радиотелескопы нацелились в различные уголки космоса.
Тысячелетия существует эстетическая связь человека со звездным миром. Вслед за практическим освоением мира всегда неотступно следует духовное, эстетическое. Но иногда случается наоборот. Так произошло с космосом. Вначале воспринята человеком красота звезд, солнца, луны, планет, а затем началось освоение неба.
Еще в каменном веке люди могли выбирать направление пути по расположению светил.
Общение с красотой ночного неба помогало человеку развивать мышление, возвышать и очищать помыслы.
“Почему это в предрассветный час те же самые звезды приходят к нам на душу совсем по-иному, чем вечером? - отмечал писатель Михаил Пришвин. - Я думаю, оттого это, что не одни мы, а вся природа трепещет, вставая навстречу солнцу, и эта сила жизни нам передается, и сильному утренняя звезда указывает новый путь.
И еще самое главное, что вечерние звезды хозяева, и ты входишь в их власть, а утром не они тебе, а ты сам им говоришь свое “здравствуйте”. И когда при красной заре последний бесенок в лесу превратится в сучок, ты обернешься назад на голубое и сам, сильный, скажешь блистающим немощным звездам: “Прощайте!”

“Лишь космос - истинный твой дом...”

Вряд ли кто знает, когда появились первые произведения о звездах, солнце, небе.
В древнейших мифах фантазия человека превращала созвездия в зверей, птиц, рыб. Творцы легенд перемещали на небеса людей. Каллисто у древних греков превратилась в Большую Медведицу, Эригона - в созвездие Девы, а семь дочерей Атланта - в Плеяды.
Невозможно перечислить все храмы, святилища, картины, гимны, легенды, сказки, посвященные Солнцу. Представители разных народов видели в нем причину всего сущего.
Замечательный русский ученый Владимир Иванович Вернадский указывал, что в биосфере надо видеть “планетное явление космического характера”.
Более тысячи лет назад поэт и мыслитель Аль-Фараби писал:

Как тесно дням твоим в борьбе,
Земля - привал в твоей судьбе,
Лишь космос - истинный твой дом,
Ты вечно в нем, а он - в тебе...

Воздействие космических сил на человека трудно переоценить. И все больше людей начинают осознавать, что мы не только земляне, но и частица Вселенной. Частица, подчиненная ее законам.

............................Продолжение следует................................