Раздел ХLIV. Последняя вечеря

Владимир Короткевич
Начало: "Слово двух свидетелей" http://www.proza.ru/2014/07/10/946   

Предыдущая часть: «РАЗДЕЛ  ХLІІІ. Земля справедливости»   http://www.proza.ru/2014/09/11/1364 

                Короткевич В.С. (26 ноября 1930 — 25 июля 1984)

                РАЗДЕЛ  ХLІV. Последняя вечеря

                (Евангелие от Иуды)
                (перевод с белорусского языка)




                Яд аспідаў на вуснах іхніх.

                Пасланне Рымлянам, гл. 3, ст. 13



В тот вечер он шел улицами с Анеей, Раввуни и Тумашем. С ним шли еще седоусый, молодой, дударь, Ус, Зенон и Вестник. На ходу он отдавал последние в этот день приказы. Было еще довольно рано, даже первая звезда не засветилась в высоте.

— Ты, Кирик, и ты, Зенон, идите сейчас на стены. Проверьте еще раз всех.

Кузнец глянул ястребиными глазами.

— Хорошо, — сказал отставая.

— А ты, Ус, эту ночь не поспи. Очередь твоя. Днём выспишься. Бери дударя, «братишку», и лезь на колокольню Доминиканцев. Следите, хлопцы, дудите, хлопцы, кричите, хлопцы.

Здоровяк Братишка забросил дуду за плечо:

— Так, братишка, почему же. Ночь она между тем лунная будет.

Золоторукий и Дударь свернули.

— Турай где? — спросил Христос.

— Старик в Мечной. Работают. А молодой с Клеоником к девкам, наверное, на вечерку пошли. Клеоника Фаустина ждет, Марку...

— Хорошо, — рассмеялся Христос. — Ах, как хорошо, чудесно как!

— Ничего нет чудесного, — вздохнул седоусый. — Расслабились. Покой. Словно и не волки вокруг.

На площади перед мостом люди водили вокруг костра хоровод. Слышался смех.
 

                Сядзіць, сядзіць яшчур
                У гарэхавым кусце.
 

Христос рассмеялся:

— Мрачный ты человек. Ну, что тебе в этом? Глянь — вон стража на стенах. Ворота охраняются — мышь не проскочит.

— А я тебе говорю — спят слишком спокойно. Кровати греют.

— Пусть спят до нападения.

— А ты подумай, как наши попы из осаждённого города сбежали?

Лицо Юрася вытянулось. Он все не мог привыкнуть к подозрительности.

— Ч-черт! А может, они и не убегали? Надо завтра потрясти и замок и богатые дома.

— Надо, брат. Что и говорю.

Навстречу шел с факелом патруль. Разминулся с ними у самого дома, отведенного Братчику, небольшого домика на углу Ростани и Малой Скидельской.

— А мне почему-то страшно за тебя, — неожиданно сказала Анея.

— Молчи, — буркнул Тумаш.

— Вечно этих бабских глупостей... — загорячился Иуда. — Вот дом. И холодно. Иди ты туда. И у нас-таки дела. И он придет.

— Идите, хлопцы. Я вас догоню.

Они остались вдвоем. Как раз в этот момент замигала над городом первая звезда. То белая, то синяя, то радужная.

— Никуда от тебя не хочу, — сказал он. — И в рай не хочу. Лишь бы тут. С тобой.

— И я...

— А я кто?

— Бывший плут. Наилучший в мире плут. И пусть даже не можешь сказать им это. Все равно.

— Поздно. Не поверят. Да и не все ли равно?

— ...С Богом было бы хуже. Боже мой, эти две недели! Как будто вся я — ты.

— И я. Раньше казалось — мне мало земли. Теперь я мир благословляю, что ничего у меня нет, кроме нее, кроме тебя.

Он весь приник, прижался к ней. И так они стояли, незаметно покачиваясь, под этим небом, которое все больше и больше расцветало звёздами.

 

Враги между тем были не так далеко, как думали в свободном городе. К сожалению, пословица: «Я под тобой на три сажени вижу» — оставалась всего-навсего пословицей. Если бы Юрась обладал таким качеством и мог пробить взглядом слой земли и каменную облицовку подземного хода — он бы увидел зрелище, которое бросило бы его в ужас.

Увидел бы он, что в том месте, где подземный ход образовывал небольшенькую пещеру и расходился на несколько ходов — к замку, к ратуше, к деревянному, с галереями, лямусу на Рыбном рынке, — стоит и ждет молчаливая толпа, отчасти в латах. Волковысская подмога.

Стояли Лотр, Болванович, грубый Комар, Жаба, Корнила с Пархвером. А за ними, в тусклом свете нескольких факелов, мерцала медь шлемов и сталь мечей. Лотр отдавал последние приказы:

— Будете резать. Без шума. Наскоком.

— Ясно, — сказал Комар. — Игра наша не удалась. Так тут уже — карты под стол и по зубам.

— И ты, Корнила, пойдешь и схватишь его и приведешь в цепях.

— Неладно, — мрачно забубнил Корнила. — Он же снял цепи с господ. Что-то не верится, чтобы это — злод...

— Очень ты понимаешь, — сказал Болванович. — Потому и страшный, что снял.

— Отроду такого не было, — задумчиво сказал Лотр. — Это что же будет, когда все так делать начнут?.. И потому пойдешь. Клятву давал?

— Давал, — мрачно сказал Корнила. — А только неладно. То — Христос, то — сами же — самозванец.

Улыбка Лотра была страшновата:

— А это всегда так. Сегодня — князь, завтра — грязь. Заядлых, кто помнит, перебьем...

— А память? — буркнул Корнила.

— Память, когда над ней топор, эта глупость, — падал голос Пархвер. — Пусть помнят. А детям другую память привьем: мошенник, вор, дома жёг, воровал.

— А татары?

— Все записано, как надо, — улыбнулся Лотр. — Ну и потом... суд. Потому и убивать нельзя. Раз судили, раз осудили — значит виновен, значит лже-Христос. Кому там придет в голову сомневаться через сто лет? А этих заставим поверить. Сколько у тебя людей?

— Семьсот с чем-то. А — непорядок. Столько чудес сделал. Знают, что Христос, а мы... А может, и...

— Дурак. Чем больше он Христос, тем более вредный. И потому — убивать всех, кто призывает имя Божье.

...Враги были не только под землей. В темном переулке у Ростани Босяцкий, переодетый немецким гостем, говорил с Хлебником и еще несколькими торговцами:

— Сейчас пойдешь к лямусу и ударом в плиту предупредишь, чтобы вылезали и расходились по местам. Факелы готовы?

— Готовы.

— Кресты на рукава нашили?

— Нашили. Иначе черт его разберет, кто свой, а кто чужой. Схватка же.

— Сигнал — огонь на переходе от доминиканской колокольни. По нему идите, бейте всех в меченых дамах. Где крест на воротах или на дверях.

— Шестиконечный?

— Буду я языческую эмблему чертить. Наш. Четыре конца. И помните: не выпускать живых.

Хлебник мрачно улыбнулся:

— Это мог бы и не предупреждать, отец. Нам такой Христос — на какого дьявола? Все вымел. С восковым вон как спокойно было.

— Тоже пить-есть просил, — сказал Рыбник. — Ну так это не то. Хоть другим не давал. Так мы на него, как на медведя, одним махом.

— Отче, — сказал кто-то. — А как на улице человека встретишь? Как узнать, еретик ли.

Друга Лойолы улыбнулся.

— А на это уже Арнольд Амальрик ответил. Когда во Франции еретиков били.

— Ну?

— «Убивайте, убивайте всех! Бог своих узнает!» Вас сколько?

— Где-то человек пятьсот, — сказал Хлебник, играючи кордом. — Н-ну х-хорошо, отче. Мы этой сволочи покажем рыбы и хлебы.

— Давайте, дети мои. Пароль все знают?

— Пасха, — сказал кто-то из тьмы.

 

...Христос между тем догнал своих. Все втроем они шли улицами сонного города. Ночь выдалась неожиданно горячая, может, последняя такая перед приходом осени. Потому люди спали не только в домах, но и в садах под грушами, и на галереях, и просто, вытянув из дома постилку, у водопадов, которые нарушали тишину немолчным плеском воды.

— Они дома? — спросил Христос.

— Дома, — сказал Фома. — Пиво с водкой хлещут. Вечеря.

— У них, скажу я вам, та вечеря... она таки с самого утра, — сказал Иуда.

Шаги будили тишину.

— И что-то тяжело мне, хлопцы. Не по себе мне что-то. Не хочу я идти к ним.

— А надо, — сказал Фома. — По рылам им надавать надо. Имя только позорят. Палец о палец на укреплениях не ударили. Оружием владеть не учатся. Одно пьют, и за бабами... и смешки с тех, кто работает, строят. Сбить их в горькое яблоко и сказать, чтобы выметались из города, если не хотят.

— Согласен, — сказал Христос. — Так и сделаем.

Иуда захохотал:

— Слушай, что мне сегодня седоусый сказал. Я, говорит, старик, ты не поймешь этого так, будто я подлизываюсь к Христу. Какая уж тут лесть, когда в каждое мгновение можем на один эшафот попасть. Так вот, говорит, кажется мне, что никакой он не Христос. И дьявол с ним, мы его и так любим. Почему, спрашиваю, засомневался? Эх, говорит, и он господ, вместо того чтобы повесить — в Неман загнал. Не смейся, - говорит. - У Бога юмора нет. Он человек серьезный. Иначе, чем до сотого колена, не мстит.

Друзья захохотали.

...Апостолы разместились отдельно от Христа с Анеей, на отшибе, аж в слободе за Коложской церковью. Так было удобнее и с женщинами, и с питьем. По крайней мере, не надо таскаться через весь город, на глазах у людей. Они взяли себе брошенный каким-то богатым беглецом дом, деревянный, беленый снаружи и изнутри, крытый крепкой, навеки, дощатой крышей. Было в нем где-то с десяток комнат, и разместились все роскошно.

Вообще, Тумаш с Иудой редко когда и ночевали там, все время пропадали на стенах, в складах, на пристани или на площади.

В это позднее время все десять человек сидели в комнате с голыми стенами. Широкие скамьи у стен, столы, которые так и стонали от еды, гарнцев с водкой, бочонка с пивом и тяжелых глиняных бокалов.

Горело несколько свечей. Окна были открыты в глухой тенистый сад, и оттуда повевало ароматом листвы, зрелых антонов и воловьих мордашек, волчками и прохладной росой.

Разговор, несмотря на большое количество выпитого, не клеился.

— А я все же смотрю — паленым пахнет, — боязливо сказал Андрей.

— Побаиваешься? — Филипп с неимоверной скоростью обгрызал, обсасывал жареную гусыню, даже свист стоял.

— Эге же. Будто подкрадывается кто-то, и как даст-даст.

— Это можно, — сказал Ян Зеведеев. — Лучше от господина за мережи в шею получить, чем напрасно пропасть.

— А я же жил, — мечтательно сказал Матвей. — Деньги тебе, жена, еда. Жбан глупый, еще куда-то щемился, чудес хотел.

Нависло молчание.

— Убежать? — спросил Варфоломей.

— Ну и дурак будешь. Опять дороги, — сказал Петр. — Знаю я их. Ноги сбитые. Во рту мох. Задница паутиной заткана. Попали как сучка в колесо — давайте бежать.

Все задумались. И вдруг Петр вскинул голову. Кроме него никто не услышал, как открылась дверь.

— Ты как тут?

Неуловимая улыбка блуждала на губах гостя. Серые, плоские, немного в зелень, как у ящерицы, глаза осматривали апостолов.

— Т-ты? — спросил Илияш. — Как пришел?

— Спят люди, — сказал пес Божий. — Разные люди. В домах, в садах. Стража у ворот спит. Мужики спят в радной зале, и оружие у стен стоит. Сторожевые на стенах и башнях бодрствуют, да мне это...

— Ты?..

— Ну я, — Босяцкий подошел к столу, сел, налив себе на донышко пива, жадно выпил. — Не ждали?

— А как стражу крикнем? — заскрипел Варфоломей.

— Не крикнете. Тогда завтра не бичи по вам играть будут, а клещи.

— Саул ты, — сказал Якуб Алфеев.

— Ну-ну, вы разумные люди. — Иезуит помолчал. — Вот что, хлопцы. Мне жаль вас. Выдадите меня — вас на дне морском найдут. Думали вы про это?

— Н-ну, — коварные Петровы глаза бегали.

— Так вот, — жестко сказал иезуит. — Бросайте его. Завтра в городе горячо будет. Потому идите ночью. Сейчас. Если дорога вам шкура.

— Не пойму, зачем это ты нам?.. — продолжал Петр.

Мягкий, необычно богатый интонациями голос словно очаровывал, словно душу тянул из глаз:

— Что вы? Нам более важную рыбу поймать надо, а не вас, плутов.

— Тогда зачем? — спросил Петр.

— Правду? Ну, хорошо. Я знаю, и вас уже проняло. И вы, как на старой сосновой шишке, сидите. И сами бы вы его бросили. И только могли бы опоздать и попали бы ненароком с ним. И повесили бы вас. А все кричали бы о верности, с которой не бросили вы учителя. А надо, чтобы он, чтобы все знали: в е р н ы х   н е т. Ведь не должен верить ни сосед соседу, ни отец сыну.

— Зачем это вам? — спросил Илияш.

— А без этого ничего у нас не получится. Учить надо... Ничего, мол, страшного, когда сын желает смерти отцу, поп — смерти епископу, потому что мы сильнее хотим благополучия для себя, чем зла ближнему. И потому дети должны доносить даже на своих отцов-еретиков, хотя и знают, что ересь потянет за собою казнь... Потому что, когда разрешена цель, то разрешены и средства (1).

— Что же мы, так просто и в дорогу? — коварно спросил Варфоломей.

— Я их от смерти, а они еще и — «деньги». Ну, хорошо уже, ради такой большой цели дадим и денег.

— Сколько? — спросил Тадэй.

— Не обидитесь. На каждого па тридцать.

— Давай, — после паузы предложений Пётр.

Все пристально, как собака на стойке, смотрели, как узкие пальцы иезуита выкладывают на стол большие, с детскую ладошку, серебряные монеты, как он считает их, складывает столбиками и подсовывает каждому. Свет от свечей мерцал на всем этом, на приоткрытых пастях, на руках, на глазах.

Иезуит показал на профиль Жыкгимонта на серебряном кружке:

— Государственно-полезный поступок делаете. И вот видите, будто сам властелин наш каждого из вас по тридцать раз за подвиг ваш благословляет. А теперь — идите.

Босяцкий встал.

— Да и вы спешите. — Ян смотрел в окно. — Сам идет. В конце переулка.

Монах-каплан открыл дверь. И вдруг подал свой насмешливо-безразличный, издевательский голос Михал Илияш, он же Симон-Кононит:

— Босяцкий. А что будет, если мы денег со стола не уберем? И тот поймет?

Доминиканец осматривал его. После холодно пожал плечами:

— Дыба.

Двери захлопнулись за ним.

Все как будто слышали все ближе и ближе шаги Христа, но, возможно, это всего-навсего такали их сердца. Сильнее и сильнее. Сильнее и сильнее. Наконец вздрогнула рука у Варфоломея. Он не выдержал. Не думая о том, что будет, если остальные не уберут денег, схватил монеты, начал жадно рассовывать их по карманам. Потянулась за деньгами вторая рука.

Скрипнула калитка. И тут девять рук молниеносно смели серебро со стола в кошели. Осталась одна кучка. Перед Илияшем. Цыганистый Симон с триумфом смотрел угольными глазами на побелевшие лица союзников. Обводил их глазами, словно оценивал. Видел во всех глазах ужас, алчность, тупую угнетённость.

Открылась дверь. Христос вытер ноги о жернова перед порогом и ступил в комнату.

На столе были фляжки, бочонок, мисы. Денег на столе не было.

— Идите водки дербаните, что ли, — сказал Илияш-Симон.

Фома, Иуда и Христос подсели к столу. Начали есть. Ели много и основательно но, но без жадности. Очень проголодались за день беготни.

— А водочки? — льстиво спросил Пётр.

Что-то в тоне его голоса не понравилось Христу. Он обвел глазами апостолов, но ничего особенного не заметил. Лица как лица. Медные, в резких тенях. И большие кривые тени двигаются за ними по стенам, заползают косматыми — с котел — головами на потолок.

— Н-ну? — спросил Христос. — Нет, Пётр, водку отставь. Эдак и город пропьем. Пиво глоток плесни.

Тень на стене пила из огромного глиняного бокала.

— Так что? Сидите? Морды мочите? А руки в бою замочить красным — это вам страшно? А в ил их запачкать на укреплениях — это вам мерзко и тяжело?

Молчание.

— Что делать будем? Морды вам чистить? За стены выгонять в руки врагам?

Лицо было суровым.

— Я понимаю, хлопцы, — немного более сдержано сказал Христос. — Вам лезть на рожон до конца не хочется. Вас, когда схватят, может, и пожалеют по делам вашим. Скажем, не на кол посадят, а в каменный мешок пожизненно. Все же жизнь. Вы не то, что я. Вас они не могут до конца ненавидеть, а меня ненавидят, ведь я свидетельствую о них, что дела их злые. Что все заветы человеческие они подменили одним, десятым: «Уважай предателей, и хорошо тебе будет».

Смотрел на потупленные головы:

— И всё же последний мой вопрос. Будете вы борцами за правду или так и оставить вас в пропойцах и злодеях? Будете со мной? С ними?

Пётр бегал глазами по союзникам. Решился:

— Конечно, с тобой.

— Ты не сомневайся, — поддержал его Варфоломей.

— Брось, — загудели голоса. — Чего уже... С начала идем... Ты на тот свет, и мы вслед.

Братчик обводил взглядом лица. Люди старались смотреть ему в глаза, и любой другой, не такой простодушный, заметил бы, что они стараются. Но этот не заметил, и, кроме того, ему хотелось верить.

— Хорошо. Собирайтесь. Немедля идите таскать камни на забрало. А ты куда, Тумаш? Натаскался, кажется?

— Я к воротам. Там и посплю где-нибудь, — и Фома вышел из дома.

Апостолы начали собираться. Только Иуда снял поршни, отодвинул с краешка стола мисы, положил на него тетрадь со своими записями, сбросил плащ и сделал из него на скамье подобие подушки. Зевнул:

— А я тут лягу... Прости... Я успею...

— Конечно, — сказал Христос. — Две ночи не спал. Вздремни. Разбужу утром.

Иуда, не раздеваясь, лег на скамью. Чуть только голова его опустилась на свёрток, он уснул. Словно в темный, глубокий омут опустился. Словно провалился в бездну.

— Ну, так пойдемте, — сказал Христос. — Работать будете, как волы. Помните, дали слово.

— Конечно, — сказал Пётр.

И опять что-то неискреннее померещилось Христу в его голосе.

— Смотрите только, чтобы мне не пришлось сказать: один из вас сегодня  н е предаст меня.

Пронзительно и свежо начали кричать над сонным городом первые петухи. Люди вышли. Иуда спал каменным сном. И тут опять открылась дверь, и в щель осторожно продвинулось горбоносое, в сети крупных жестоких складок, лицо Матвея.

— Раввуни, — шепотом позвал он. И после сказал громче: — Раввуни.

В комнате слышно было только сонное, равное дыхание.

И тогда Данель подошел, осторожно взял со стола рукопись, вышел на цыпочках и захлопнул за собой двери.

Перекличка петухов все еще держалась. Кричал один. Отвечал ему хриплым басом соседний. Еще один. Еще. Совсем издали тоненькой ниточкой голоса откликался еще какой-то. Каждый очередной крик вызывал мелодичную лавину звуков.

Кричали первые петухи над городом. Люди сквозь сон слышали их и не знали, что вторых петухов много кто не услышит.

(1) Опять промысел Божий, предвидение и прозрение. Бузембаум, автор этого афоризма и «Трактата о морали» создал его на сто лет позже. Ничего! Пусть бы себе и на двести.


Продолжение "РАЗДЕЛ  ХLV. Сад возле Коложы" http://www.proza.ru/2014/09/16/1315