Деревенские жители, какими я их запомнила

Тина Хеллвиг
В деревне, где жила моя бабушка, было около 50 домов и ее  население составляло 220-250 человек. Поначалу деревня входила в состав колхоза, который был потом преобразован в совхоз со странным названием «Рационализатор». Взрослое население и ребятня в летний сезон трудились в этом хозяйстве. В деревне была небольшая ферма, которую обслуживали несколько доярок и пара трактористов. Остальные сеяли, пололи, убирали и косили на благо родной страны. За работу начисляли трудодни. Платили по ним двумя способами: натурой (мешками ржи и корнеплодов)  и деньгами, это были сущие копейки.

Помню, как бабушка брала меня с собой, рожь  серпом и таскать лен, естественно, руками. Целый день в наклонку на палящем солнце с небольшим перерывом на перекус. Бабушка после таких нарядов на работу возвращалась домой усталая и разбитая. А дома ее ждало беспокойное хозяйство…

Деревенский люд был привязан к своему колхозу. Почему? Людям было запрещено выдавать паспорта. Они были чем-то вроде крепостных, работавших на бездонные закрома родины  за символическую плату.  Лет с 5-ти я уже знала окрестных жителей и особенно ребят. В деревне было много молодых семей с 5-6 детьми,  с которыми я в основном общалась. За 18 лет, что я провела в деревне, мне запомнились колоритные персонажи. Хочу рассказать о некоторых из них.

 Пастух Галя

Странное имя для мужчины, но его затейливое  Галактион жители сократили до Гали.  Он охотно отозвался на это имя. Это был высокий мужчина, он всегда улыбался и был очень вежлив особенно с женской половиной деревни. Хозяйки тоже очень уважительно относитесь к пастуху, ведь они каждое утро вручали ему самое дорогое свое достояние - коров и коз.  Раннее утро начиналось со звуком Галинова голоса: «Хозяюшки выгоняйте скотину!», при этом он смачно щелкал кнутом.

Каждый день, когда он пригонял коров с поля,  Галя шел обедать ко одной из хозяек. Так он обходился всю деревню. Когда очередь доходила до моей бабушки принимать дорогого гостя, она всегда старалась приготовить что-то особенно вкусное. Естественно, каждый двор платил Гале деньги в зависимости от количества голов скота, которые паслись под присмотром пастуха.

У Гали была жена – красивая женщина. Она работала дояркой на ферме. Почти каждый год она рожала мужу наследника или наследницу. Старшие дети следили за младшими, а управительницей в доме была мать Гали – высокая старуха Евленья. Она была всегда в черном одеянии и напоминала черного грифона. Очень крутая бабушка была, ее побаивались внуки, и невестка старалась ей не перечить.

Так получилось, что женщин в Карельском Пестове было больше, чем мужчин: у некоторых мужья с фронта не вернулись и новые молодухи подросли. Галя «обслуживал» многих деревенских одиночек и способствовал демографическому росту населения. Все об этом знали, но никогда не обсуждали Галины похождения.

Глухонемая Иришка

Она жила в избе напротив бабушкиного дома. Это была молодая женщина, на ее руках которой была тяжелобольная мать. Иришка часто забегала к бабушке, то что-то попросить, то о чем-то рассказать. Бабушка ее хорошо понимала, а мне было неясно, как можно, размахивая руками, о чем-то рассказывать. Типично детское восприятие. Иришка сама научилась шить, и часто деревенские модницы забегали к ней, чтобы заказать какую-нибудь обнову. Ну, чем не деревенское ателье мод на дому!

Как-то я приехала к бабушке на очередные каникулы. Мне в ту пору было лет 12-13, и она мне сказала, что Иришка беременна и добавила, что без Гали здесь дело не обошлось. Подошло время Иришке рожать, бригадир выделил ей подводу и сопровождающее лицо, чтобы довести ее до больницы. В один конец – 20 километров лесом по разбитой дороге.

Иришка родила двойню: сына Ваню и дочку Таню.  К сожалению, сын умер в больнице, домой она вернулась с крохотной дочкой…а там ее ждал хладный труп матери. Она как-то справилась с двойной потерей, растила и баловала дочурку, как могла.

Став постарше, Таня стеснялась, что у нее не такая мама, как у всех. Позднее, окончив семилетку, она уехала учиться в ПТУ. Больше в деревню она никогда не возвращалась…

Иришка тихо умерла в своем доме, когда ей  не было еще и пятидесяти лет. Похоронили ее всем миром. Мужики заколотили окна избы досками. Так и стояла эта избушка много лет, пока не развалилась окончательно.

Блаженный слепец Гришенька

Запомнилась мне еще одна колоритная фигура – это слепой  бездомный мужчина лет 40-45, который проводил каждое лето в деревне, где он зимовал – никто не ведал. Так вот, Гришенька жил по 2 неделе в каждом доме деревни, где помогал по хозяйству. Помощь была очень своеобразная: он с утра уходил  в лес и часа через 3-4 приносил тяжелое бревно на дрова.

Несколько раз он жил у  моей бабушки и помогал ей заготовлять  дрова на зиму. Как он находил дорогу в лес, обратно и приходил именно в тот дом, где он жил в настоящий момент, понять было невозможно. Она его за это кормила, стирала одежду, помогала ему  мыться а бане. 
Я вспоминаю такой эпизод. Как-то перед банным  субботним днем бабушка сказала мне, что Гришенька очень оброс и его надо бы подстричь. В свои десять лет я не очень соображала в мужских стрижках. Поэтому я спросила бабушку, как его надо стричь.  Она просто ответила: под горшок. Отлично. Я усадила Гришеньку на крыльце, одела ему на голову глиняный горшок и аккуратненько обрезала волосы по контуру посудины. Во время сеанса моего парикмахерского искусства горшок съехал на один бок, и стрижка получилась ассиметричная…

Бабушка меня похвалила за работу, а Гришенька был счастлив, что его грива  волос  на голове укоротилась…Я про себя подумала, хорошо, что он ничего не видит, а то бы ему моя стрижка точно не понравилась.

Гришинька проводил лето в трудах праведных в нашей деревне лет 6-7, потом он как-то исчез. Люди потом рассказывали, что он замерз в сугробе. Его нашли весной, обрядили и похоронили на деревенском кладбище. Жаль, хороший был человек: добрый, мудрый, много знал всяких сказок, шуток и приговоров.

Просто Мария – существо непонятного пола

Мария жила на другом конце деревни, но увидев ее один раз, можно было запомнить на всю оставшуюся жизнь.  Она была очень высокая, носила широченный сарафан, голову всегда повязывала платком наподобие матрешки. Ее голос был низкий с баском, как у мужчин. Ей всегда поручали тяжелую работу, которую обычно выполняли мужчины. В деревне поговаривали, что Мария обладает как женскими, как и мужскими половыми органами, т.е. она (или он) была гермафродитом.

И для этого были все основания: с ней постоянно проживала компаньонка Настя – обычная с виду женщина. Мария  была единственной, кто имел свою лошадь и двуколку. Ее любимым занятием было по выходным дням мчаться со своей сожительницей на этой  тачанке, стоя, погонять коня зычным окриком. Ее сарафан развивался по ветру как крылья птицы. Деревенские жители обходили эту пару стороной и практически с ней не общались.

Вот такие необычные персоналии отпечатались в моей детской памяти…