Артефакт - 92

Лёгкое Облако
Артефакт – явление, ПРОЦЕСС, предмет появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в процесс, либо наличия неких неучтенных факторов.


Любовь – основа жизни. Как бы её не продавали, не уничижали, не сводили к голой физиологии примитивного совокупления – это давит неподъемно, не даёт стать человеком.  Но основа жизни человеческой – Любовь.

Когда пришлось отказаться от любимого мужчины - жизнь кончилась. По-другому поступить было невозможно: у него – семья, двое маленьких детей, и у тебя – то же самое.

 Как жить, когда ты после жаркого уютного огня оказываешься  в ледяной чёрной  пустыне? Неважно, что эта пустыня внутри и её никто не видит. Она ЕСТЬ, она высасывает из тебя все силы, и тебе становится нечем жить.  В беде и в бою атеистов нет?  Это так, когда надеяться больше не на что. Тогда проявляются непознанные нами, суетливо увязшими в бытовых дрязгах, могучие законы жизни. И смерти.
И тогда ты оказываешься в поезде вместе с незнакомыми ребятами - но тебе кажется, что вы уже давно знакомы. И симпатичные эти ребята  долго-долго убеждают тебя пойти с ними на Байкал, где ты давно мечтала побывать.  И у них для тебя есть всё: билеты, продукты, место в спальном мешке и место на катамаране. И ты, сама себе удивляясь, соглашаешься .
А потом ты тащишь тридцать килограммов рюкзака за плечами, мокнешь под  дождём, укрываешься от града. Проваливаешься по колено в толстый, бесконечный, пропитанный водой мох, переползаешь, как муравей, через толстенные стволы могучих поверженных кедров. Перебредаешь горные ручьи, больше похожие на небольшие бурные реки. И поражаешься, как это мужики находят дорогу среди всех этих гор, перевалов и ущелий.

 А в ясную безоблачную ночь, глядя в серебряное  звездное небо с клубящейся громадой Млечного пути, вдруг ощущаешь себя даже не муравьём, нет.  Молекулой  на пылинке под названием Земля. И черная ледяная дыра внутри съёживается, бледнеет и перестаёт высасывать твои силы.  Приходит на помощь чистая могучая сила Земли. Она вливается в тебя хрустально прозрачной водой, которую пьёшь прямо из речки,  густым цветочным ароматом  солнечного воздуха,  сине-голубыми безбрежными горными пейзажами и дневным буйством таёжных красок. Эта дикая и древняя красота  полностью изгоняет стылую черноту и ты чувствуешь себя заново рожденной.  Ах как много мы потеряли, загнав себя в благоустроенные города.
До выхода из тайги остаётся всего четыре, дня. Мы опаздываем, командир явно нервничает. И вот - последняя стоянка, солнечный день, тайга вокруг праздничная. Все погрузились на один сдвоенный катамаран и отчалили. Вода после дождей высокая, скорость течения – километров 15, настроение -  хорошее.

Надо мною - тишина, небо полное дождя
Дождь проходит сквозь меня, но боли больше нет
Под  холодный шёпот звёзд  мы сожгли последний мост
И всё в бездну сорвалось. Свободным стану я
От зла и от добра! Моя душа была на лезвии ножа…

Откуда они, ребята из «Арии» это знают?

Водопад возник неожиданно. Как так вышло – непонятно до сих пор. Он единственный такой на всей реке – тридцать пять метров в высоту. Все знали о его существовании, но почему-то думали, что он остался позади. И спохватились, когда было уже слишком поздно – вода неумолимо затягивала в ущелье. Помнится крик : «Держи-ись!!!» сквозь нарастающий грохот. Катамаран встаёт дыбом и мы валимся куда-то вниз, в белый туман.  В голове колом стоит твой собственный вопль : «Не хочу!!!» Потом исчезает всё. Нет  верха - низа, пространства – времени. Есть чудовищная Сила и она исключает  малейшие, даже мысленные телодвижения с твоей стороны.  Она со всех сторон, ты в неё закована как в взбесившуюся холодную сталь. Только бы не потерять сознание!  Задерживать дыхание больше нет сил, появляется спокойная мысль, что вот, наконец, и проверю  ТОТ СВЕТ есть или его нет. Странно, но страх полностью отсутствует. Делаешь судорожный вдох …воздух! Струя выносит   на поверхность аккурат в момент вдоха.  Почти сразу руки  натыкаются на что-то твердое…Камни!

                Уцепившись за камни, ты выкарабкиваешься на небольшую каменную полку у подножия отвесной стены  и пытаешься понять, что произошло. Слева весь в белом тумане водяной пыли рокочет громадный водопад. Справа,  дальше по течению  на камнях застрял искалеченный катамаран.

Видела одного из ребят, его протащило течением вперед. Река делает поворот, что впереди – не видно.

Со всех сторон мрачные, сырые,  отвесные скалы, выбраться  в этом месте никаких шансов. Ты стаскиваешь мокрую одежду, выжимаешь и снова натягиваешь на себя. Господи, делать-то что?!
Вариантов нет, надо доплыть до катамарана, вдруг кто-то там есть? Плюхаешься в речку, тебя моментально затаскивает под воду и выносит к тому, что осталось от катамарана. Пара гребков –и ты ухватилась за изломанную раму. Никого там, конечно, нет! Катамаран неожиданно легко снимается с камней, и дальше вы плывёте вместе до поворота.

 О Господи!!! Впереди открывается ущелье. Стиснутая отвесными черными скалами, оставляя белую пену на круглых валунах, без вести пропадает в этом ущелье река!  Не-ет, тебе туда не надо! В ледяной воде мышцы начинают застывать, руки работают плохо. Отпускаешь раму и гребешь к берегу. Слава Богу, удалось зацепиться за один из камней! Дальше с трудом подтягиваясь, наполовину выволакиваешь себя на камни. Уже легче, теперь подтянуть ноги – в каждой непромокаемой штанине скопилось по небольшому ведру воды.  Выползаешь на камни целиком.   Страшное черное ущелье равнодушно бурлит совсем рядом, но ты почти в безопасности.

Осталось найти выход наверх. Снова стаскиваешь сырую одежду  - в  купальнике холодно, зато  ничто не сковывает движений.
Первая попытка выбраться неудачна –  слишком гладкая и отвесная скала. Не за что зацепиться, к тому же от текущих сверху ручейков камень ещё и скользкий. Нет, ничего здесь не выйдет. Вспыхивает мысленная картинка – на яркой зелени травы белый ствол надломленной молодой берёзки. Это где то здесь, ты заметила эту берёзку ещё с воды. Да вон же она! Надо только одолеть нагромождение громадных валунов и камней помельче. А дальше по крутому травяному склону  - и берёзка вот она, совсем рядом. Хватаешься за неё, как за протянутую тебе навстречу руку помощи. Ещё несколько шагов, травяная стенка перед глазами пропадает – и вот наконец-то! Нормальная, плоская и такая надёжная земля!
Слабая надежда встретить хоть кого-нибудь из ребят наверху не сбылась – ни-ко-го. Пусто вокруг. На крик никто не отзывается. Сверху река в ущелье едва просматривается, глубина его уже метров 50, края обрыва густо заросли кустарником… И вдруг снизу, со дна каньона, перекрывая двойной шум водопада и реки доносится крик: «Люди-и!!! Помогите!!! Помоги-ите-е!!!» Он лежит на левом…Господи, ну почему на левом?!!...противоположном берегу. Метров на восемь ниже по течению от того места, где ты выбралась на берег. Ты спускаешься вниз с помощью той же берёзы и начинаешь орать, пытаясь перекричать шум воды. С третьего или четвертого раза он поднимает голову и поворачивается к тебе. И ты с ужасом видишь, что левая сторона лица вся в крови. И замечаешь, что нижняя часть тела как-то странно неподвижна… И он почему – то не спешит подняться на ноги…

Катамаран, оказывается, застрял на тех же камнях, по которым ты выползала на берег. Наполовину его захлёстывает водой, пытается сорвать и унести, но камни держат прочно. По камням добираешься до спасконца – веревки, которой страхуют друг друга в порогах. Бросаешь ему  веревку раз –конец проносит течением метрах в трех от берега. Почему, ну почему же он не встаёт?! Он что-то кричит, потом устало опускает голову на руки, по- прежнему лёжа на животе.
Ты сматываешь верёвку и снова бросаешь конец. Течение у берега не очень сильное.  Если он войдет в воду и ухватится за верёвку, ты его обязательно вытянешь. Но он не делает даже попытки подняться. Да что же это такое!  Переправиться на тот берег самой, без страховки – верная гибель – затянет в ущелье. А как обратно выбираться? Либо вверх по отвесной скале, либо снова через речку с таким-то течением?!! Ты затравленно озираешься. Грохот этого чудовищного водопада… разбитый катамаран… мрачные отвесы скал…в десяти метрах от тебя гибнет человек и ты не знаешь как ему помочь… Ты уже готова удариться в панику и даже лицо у тебя вроде поползло куда-то, складываясь в  плаксивую гримасу…

И тут у тебя внутри, в голове звучит абсолютно спокойный, уверенно - размеренный голос : «Если ты. Сейчас. Начнёшь вопить и реветь. Кому и какая. Будет от этого польза?» Явственная мужская твёрдость тона успокоила и подействовала отрезвляюще. Снова добравшись по камням  к катамарану, срезаешь с него рюкзак командира, прихватываешь веревку и снова выкарабкиваешься наверх. Переодевшись в сухую командирскую одежду идёшь вдоль каньона в поисках  хоть какой- нибудь переправы на тот берег. Слабо, правда, представляя, как действовать дальше. Считаешь шаги, чтоб наверняка знать пройденное расстояние и не заблудиться. Вскоре объявилась тропа – не то звериная, не то туристы протоптали. Стало немного легче, вроде как не одна оказалась в тайге. Насчитав пять тысяч шагов, выходишь к почти такому же каньону, перегородившему  дорогу. «Твой»  каньон тянется куда-то дальше, по дну другого течет тоже какая-то речушка, впадая видимо, в «главную» речку. Обратно  возвращаешься уже в сумерках. Солнце садится  за ближнюю гору, темнеет быстро.  Надо искать ночлег.  Пока совсем не стемнело, облюбовала место между мощными корнями ближайшего древнего кедра, кое-как устроилась, накрылась полусырой штормовкой  и впала в полусон, полубред. Ночью пошёл мелкий дождь, от него спасла густая крона кедра-великана.

Ясное утреннее солнышко разогнало тяжкий ночной морок. Ты не хочешь вспоминать свои ночные мысли-кошмары, но они рядом, они не хотят исчезать. Чтобы убедиться в реальности этих кошмаров, нужно вернуться к месту катастрофы и оказаться с ними лицом к лицу. Нужно с ними разобраться и найти какой-то выход!
Оказывается, ты не дошла до места крушения всего несколько десятков шагов. Эти шаги тянутся  медленно, как во сне. Всё на месте: вот он, изломанный чудовищным водопадом катамаран. И вот он, Славка – ходячий анекдот, балагур и весельчак, « буфер»  наших немногих стычек в нелёгком походе.Но теперь это уже не он, а только его искалеченное, поломанное страшным водопадом тело. Он ещё попытался снять  свой водонепроницаемый «скафандр», но так и не успел.
Интересно, это правда, что душа находится рядом с телом целых девять дней после смерти?
И вот тут ты уже не выдерживаешь. «Разобраться»  с кошмарами не получилось. Получилось опуститься прямо там, где стоишь, и не то выть, не то рыдать, смиряясь с необратимой, невозможной этой реальностью!
Ни к чему смаковать душераздирающие подробности страха,  истерики  и прочих женских слабостей. Отодвинем в сторону эти восемьдесят процентов слёз и соплей… ну, пусть даже девяносто! Сконцентрируемся на проблесках интуиции, силы и разума.  Главное – не поддаваться панике и отчаянию и тогда выход обязательно отыщется. Остаётся крошечная надежда, что кто-то ещё спасся кроме тебя. Ведь ты же уцелела, значит и кто-то другой мог уцелеть!  Ты смотришь на отвесные стены каньона и с тоской понимаешь, что надежды почти нет. Даже если  кто-то остался цел, вылезти по такой «стенке» без специального умения и снаряжения невозможно. А уж если у тебя что-то сломано…
Стараясь не смотреть на неподвижное тело на том берегу, ты снова спускаешься к разбитому катамарану. Уровень воды  за ночь сильно понизился,  река уже не захлёстывает остатки катамарана и ты разглядываешь подробности. Разорванные  капроновые верёвки, ими была связана рама катамарана. Это ж надо усилие в десяток – другой тонн, чтобы их порвать! Одна гондола оторвана…переломанная рама, за неё зацепился чей-то жилет…  получается, кого-то из ребят «вынуло» из жилета, разорвав  все шнурки! А впрочем, если уж  не выдержали капроновые верёвки…   на несколько секунд в тебе появляется ощущение той взбесившейся холодной Силы. Ты вздрагиваешь, запоздало пугаясь того, что могло бы случиться.
Спальный мешок тоже оторвало, вон он, похоже, крутится под скалой в струе воды. Котелок, конечно, утонул…

После шести часов непрерывной работы уцелевшие вещи  перекочевали на берег. Часть из них на веревке вытащила наверх. Одну гондолу распорола ножом, из внутренней воздухонепроницаемой  «серебрянки»  образовалась неплохая «палатка» - натянула её  между сучьями поваленного на берегу кедра. Вход занавесила махровым полотенцем – получилась неплохая «дверь».  Из внешнего  чехла гондолы получился  спальный мешок – не слишком тёплый, но и на том спасибо, привередничать особо не приходится. Да, ещё надо тент натянуть на случай дождя, а то костёр не разведёшь из сырых дров. А без огня совсем тоскливо.  Не сидеть, не думать,  не отчаиваться!!! Шевелись! Похоже, ты решила ждать помощи на месте?
Ну…  да. А вдруг всё-таки  кто-то жив? И выйдет на запах дыма? Оставшиеся продукты надо экономить на случай одиночного выхода из тайги. Пока есть брусника – её много в тайге, можно целое ведро набрать. Грибы попадаются. Не всё так уж плохо, могло быть и хуже. Лежала бы сейчас рядом со Славкой… или под камнем  полоскало бы струёй воды твоё мёртвое тело. Так, не думать об этом! Думай лучше, как выбираться отсюда. По записям командира впереди 150 километров до ближайшего посёлка. По реке путь исключается. Значит пешком? По тайге? Одна? Обходя встречные горы и переходя горные реки?  Тоже мне, Ермак Тимофеевич полугородского разлива!
А что, помирать тут что ли? Дома за эти три недели, может, очередной переворот или революция случилась! Кто попрётся  нас искать? Горючего – нет, денег – нет, вертолёты не летают, а без вертолёта сюда ещё три недели добираться. И это если знать – куда. Нас там ещё неделю будут ждать и только когда нас не будет в положенное время, думать начнут!

Господи, делать – то чего, а??!! Прости меня, дуру безмозглую и мамашу неразумную! И помоги, если ещё можно!

Похоже, ты снова собралась зареветь? Нет уж, толку от твоих слёз никакого. Делаешь на ближайшей берёзе  зарубки, пока до второго сентября.. Это будет  твоим календарём, чтоб не запутаться. Сегодня – первый день, дальше – посмотрим на обстоятельства. А сейчас – марш в лес, за ягодами.

День   второй.
После беглой разведки ближайших таёжных окрестностей совсем недалеко от  импровизированной  «стоянки» обнаружился небольшой чистый ручей с двумя круглыми заводями, одна чуть выше другой.  В верхней можно брать для питья воду, в нижней, соответственно, умываться. Оказывается, даже не нужно спускаться за водой в каньон – все удобства рядом! Как у Христа за пазухой –  погода стоит хорошая, солнечная. Вода – близехонько, огонь – есть, ягоды-грибы – в изобилии, жильё ты себе  соорудила  из опять-таки очень удачно упавшего на берегу каньона огромного кедра.  Получилось что-то вроде уютной норы: сзади спину греет могучий ствол, холод  не пропускает «серебрянка», вход закрывает полотенце. К утру даже капли конденсата образовались на «потолке». Ноги, правда, замёрзли жутко. И это единственный минус, если не считать всего остального. Даже то, что  ноги у тебя полностью покрылись синяками и коленки увеличились в размере   раза в два – пустяковая плата за жизнь. Всё-таки тебе сейчас гораздо лучше, чем несчастным  ребятам.

Никак не получается уразуметь – как мы ВООБЩЕ умудрились попасть в этот водопад!  Ведь несколько лет назад именно на этой реке, и на этом самом водопаде по крайней мере двое из команды были! Даже фотографировались здесь. Место, выходит, более-менее знакомое. Больше того, именно этот каньон ребята собирались покорить первыми. И ещё какой-то крутой порог после него! Ты, конечно, легко  заплутаешь в трёх соснах, но перепутать такой колоритный каньон с каким-то другим даже тебе было бы трудно. Мистика какая-то, будто кто специально отвёл глаза!

Ну да, тебе только мистики сейчас не хватает! С твоими опухшими коленями и, кстати, ещё и опухшей физиономией, неплохо думать о земных делах.
Нет,  в самом деле! Как там говорят – есть случайность, совпадение, а всё что дальше – уже закономерность. Допустим, встретились мы случайно  в поезде. Случайно разговорились- туристы  и путешественники всегда найдут общие темы для разговора. И тут такое совпадение: я мечтала попасть на Байкал – и они как раз идут на Байкал!

А ничего, что поход высшей категории сложности?
Ну так у тебя же походы на байдарках, честно прошлым летом  заработанный в  Приэльбрусье значок альпиниста, стаж   целых два года в секции подводного плавания…

 Много позже, блаженно греясь у костра после очередной изнурительной пешки, ты спросила у командира:
- Как вы так решились взять с собой совсем неизвестную женщину? А вдруг я  оказалась бы истеричкой? Или  не смогла бы тащить этот тяжеленный рюкзак по тайге? Что бы вы тогда стали делать?
- Нам нужна была именно женщина, чтоб не оскотиниться в тяжёлых условиях. Уж вчетвером  как - нибудь мы бы с тобой справились…

 А дальше пошли сплошные закономерности: за четыре дня до выхода из тайги попадаем в это вот чудовище! Оно тебе ничего не сломало –раз! Оно тебя не утопило –два! Жилетик полусдутый выволок тебя на поверхность аккурат в момент вдоха. Чуток позже-и хлебанула бы чистой горной водички полными лёгкими. А спасателей Малибу тут не наблюдается.

 Тебя вынесло к единственному месту в каньоне, где можно выкарабкаться наверх – три! При этом ещё и берёзка белая на зелёной траве будто просигналила издалека:"Сюда, сюда выход здесь!" Катамаран застревает тут же с почти всем грузом – четыре!

 В результате ты заблокирована двумя каньонами в тайге, на грани отчаяния  – но крыша у тебя не съехавшая, есть импровизированное жильё, вода, еда, ты совершенно одна и свободна в своих действиях. Осталось понять, для чего всё это произошло и как всё-таки отсюда выбираться. Чем дольше ты будешь оставаться на месте – тем меньше у тебя будет сил для самостоятельного выхода. Да и осень в Саянской тайге – не бархатный сезон на Черном море. Тебе пока везёт с погодой, но она в любой день может испортиться. Думай!

Думаешь ты  не переставая.  Собираешь бруснику себе «на прокорм» - думаешь.  Жаришь на небольшом костре грибы в консервной банке – думаешь. Даже когда спишь – всё равно думаешь.

Сегодняшней ночью удалось немного нормально поспать – привыкаешь уже, что ли?   Во сне пришли ребята, все весёлые, здоровые – не было только Славки.  Вяжут новый катамаран, готовятся сплавляться по реке дальше…  Просыпаешься –никого! Боже мой, никуда не хочу больше сплавляться! Домой хочу, к детям, к мужу...   Снова засыпаешь – и оказываешься у себя дома, на чердаке. Там полно народу - все твои друзья-туристы в сборе, разгуливают по чердаку, как на дипломатическом приёме. Разговоры меж собой  разговаривают, а тебя там будто и нет. Ты изо всех сил пытаешься объяснить, где ты находишься, как тебя найти и что вообще произошло. На тебя смотрят, как на пустое место и дальше продолжают свои перемещения в пространстве.

 Ты в отчаянии! Ну почему тебя не видно и не слышно?! Ведь вот она - я. И вот - они!

 Во сне пытаешься сообразить, как так можно одновременно находиться и в тайге и на чердаке?!  То есть явственно ощущаешь некое раздвоение. Усилием воли просыпаешься  - и вроде даже чувствуешь, как в тебя мгновенно втягивается та часть, которая только что бегала по чердаку, пытаясь донести до народа весть о случившемся! Ужасно обидно, что тебя так никто и не услышал…

Продолжение следует…  http://www.proza.ru/2014/10/09/2006