Иван

Ирина Стефашина
                На дворе стоял конец октября, но было по-зимнему, холодно. Шёл второй месяц изнурительной и жестокой оккупации.
    —  Ты слышал, что вчера немец в Хацуни расстрелял больше трехсот человек.
   —  Слыхал. Наши-то хотели пленного отбить, а у фашиста закон: за одного убитого немца уничтожить 100 русских.
    —  Надо бы наведаться в деревню.

     Когда стемнело, они подошли к окраине деревушки.
  — Ты посмотри,что творят сволочи - произнёс тот, кто постарше.
  —  Это же дом моего одноклассника. Сожгли. Дотла сожгли - сокрушенно покачал головой второй.

     В тишине раздалось всхлипывание.
   —  Божечки! А ты-то, как тут оказался?  — спросил один из них, глядя на перепуганного мальчонку лет 10-и, размазывающего по щекам пепел, перемешанный с грязью и слезами.
 —  Тебя зовут-то как?
 —  Иваном. Я на огороде, в яме картофельной спрятался —  прошептал мальчишка. А мамку, бабушку, деда, всех братьев и сестер еще вчера с другими жителями на площади расстреляли, а хату спалили.
     Сняв с себя ватник, мужики укутали трясущегося от страха и холода пацана и спешно скрылись с лесу. Так в партизанском отряде появился новый боец.

    — Чур,под ногами не вертеться и нос во все дыры не совать, особенно,что касается оружия —  с напускной строгостью в голосе произнес командир отряда.
    —  Давай-ка, его ко мне на кухню определим. Лишние руки никогда не помешают да и малец будет при деле и под присмотром.
     На том и порешили.
     Но Иван, как и все вездесущие мальчишки, появлялся то около одного бойца, то около другого с расспросами: А  — это что? А  —  это как? А  —  это куда вставляется?

     Закончилась зима, которой, казалось конца-края не будет. Иван так и оставался при кухне.
 — Вот, помощника мне дали, нарадоваться не могу. До чего же смышленый и трудяжка —  все время хвалил его кухарь. Она беда —  то и дело исчезает куда-то, порой, не дозовешься.

     Наступила осень 42-го.

    —  Вы слыхали? Хацунь нашу немец дотла спалил вместе с жителями—  закричал Иван, прибежавший в землянку к командиру.
   —  Ты-то откуда знаешь?
   —  Я был там! Был! И всё видел!
   —  Тебе,что было приказано: из отряда ни шагу! — рассердился командир.
    —  Товарищ командир! Можно обратится? — спросил, заглянувший к начальнику боец.
   —  Обращайся.
    —  Сейчас на станции так рвануло! Так рвануло! Два эшелона под откос! Еще и машины с продовольствием, кто-то уничтожил.
    — Иван! Твоих рук дело?
    —  Я только попробовать. А, что они у нас, как хозяева расположились? Я им еще не то устрою!
   — Я тебе устрою —  отвернувшись, с улыбкой пробормотал командир. Ясно мне всё теперь, а мы голову ломали, кто это нам помогает, чьих рук дело —  сгоревшие вагоны на прошлой неделе и откуда такой диверсант взялся? А это наш, доморощенный. Марш бегом на кухню! И ни шагу больше без разрешения! Понятно?
    —  Понятно —  проворчал Иван и вышел из землянки, понуро опустив голову.
    —  Хороший человек из него вырастет! Настоящий! Защитник! Писарь, лист мне и карандаш! Надо бы к награде представить!


P.S. 17 сентября 1943 года моя родная Брянщина была освобождена от фашистской оккупации.

Из архива: 200 тысяч жителей Брянщины ушли на фронт в июле 1941-го
- Во время войны, по неполным данным, погибло 76 тысяч мирных жителей области
- 72 партизанских отряда было создано на Брянщине летом 1941 года. К октябрю появилось еще 27. К освобождению нашего края от фашистов на территории области насчитывалось 27 партизанских бригад и соединений и 139 отрядов. Всего в брянских лесах действовало в общей сложности около 60 тысяч партизан.
- Более 150 уроженцев Брянщины за подвиги во время войны удостоены звания Героя Советского Союза. Трое стали Дважды Героями. Свыше 30 брянцев стали полными кавалерами ордена Славы.
- 340 брянских воинов во время Великой Отечественной войны повторили подвиг Александра Матросова – закрыли своим телом амбразуру вражеского дзота. Около 250 брянских мальчиков и девочек 10 – 15 лет и более 8 тысяч женщин ушли в партизанские отряды или подпольные группы.

16.09.14. (17:00)

На снимке: Площадь Партизан в Брянске, Памятник, стоящий на Мемориале «Хацунь» и фото из архива.
Слайд-шоу сделано мной
Слайд-шоу сделано мной