Космос

Мария Сурова
 
  Я в Париже, в музее ОРСЕ. Мне 38 лет. Я еще красивая. Муж ушел год назад. Я работаю у своей подруги секретарем. Пока я, по ее словам  "тратила время на какого-то ефрейтора" подруга стала знаменитой. Я первый раз в этом городе. Два дня я работала, а теперь на два дня осталась тут одна. У меня виртуальный роман с бывшим архитектором из Питера.  Он живет в Нью-Йорке, скучает по России, скучает на скучной работе, скучает со своей американской женой. Он уже звонит мне и хочет приехать. И чем больше он выходит из мира иллюзий, тем меньше я хочу с ним знакомиться. Мне тоже становится скучно. Скучно сразу знать, что даже если у нас с ним случится роман, он вернется обратно - к жене, к работе, в нелюбимую Америку.
Я написала ему, что еду в Париж, и спросила, где побывать, все равно, мол, за два дня много посмотреть не успею, а в Лувр почему-то не хочу. Он написал: ну, ты же любишь Ван Гога, конечно, иди в ОРСЕ. И вот я тут. Два часа в пестрой очереди, со стаканчиком кофе. Покупаю билет, каталог на русском языке. Иду в кафе. Ем суп, отдыхаю и листаю каталог. Потом начинаю бродить по музею.
Я стою перед картиной "Происхождение мира" Гюстава Курбе. На картине обнаженная женщина, ее лица не видно. Она лежит на кровати, раскрыв бедра, и демонстрирует посетителям место, из которого они появились на свет.
Смотрю на картину и проваливаюсь в один солнечный день из своего детства.
В первой половине дня произошло два события. Утром мы с мамой позавтракали, и она ушла в театр. Театр недалеко от нас, на Севастопольской, а мы живем на улице Кирова в старом кирпичном доме на втором этаже.
Мама сказала перед уходом: " Иди, погуляй, погода хорошая, надоест гулять, приходи в театр пообедаем".
Я вышла на улицу, погода и правда что надо. Солнце, тепло, снег почти растаял, кругом большие лужи и ручьи.
Я зашла в самую большую лужу, я в резиновых сапогах по колено. Так приятно стоять на одной ноге в луже и мотать второй ногой по воде. Ногам немного прохладно, но мне весело, летят брызги, и в них отражается солнце. Вижу, бежит Цыган.
Цыган, это большой, кудрявый черный пес. Прошлой осенью, когда мне было еще пять лет, я привела Цыгана домой.
Мама его так отмыла, что подушечки на лапах у него стали розовые. Цыган прожил у нас два месяца. Я его утром выпускала на улицу, а вечером он приходил и сидел возле двери. Мы его пускали в свою комнату. У нас в квартире еще две комнаты, кроме нашей. Там живут соседи. Соседям Цыган не очень нравился, ну он наверное это понял и ушел.
Ну вот, до нас жил он в подвале, и потом туда вернулся. Когда я его на улице видела, то подзывала, и мы шли бродить по улицам вдвоем. Я ему посвистела, потому что в луже стало скучно, и он пошел со мной.
Мама мне выдавала в день рубль. На рубль можно было купить много чего. Например, четыре чебурека и кофе или пять
стаканчиков пломбира. Мы с Цыганом пошли в чебуречную. Я купила два чебурека и кофе с молоком. Цыган ждал на улице.
Собак же не пускают в чебуречную, хотя Цыган хороший пес и точно никого бы не укусил. Я оставила ему половину чебурека,
дала ему, Цыган проглотил и мы пошли дальше.
Мы идем по улице Хмельницкого в сторону театра, в театре здорово. Я туда не только к маме хожу, еще спектакль играю.
В спектакле у меня есть слова- "Мама, а что такое неосторожность?", у меня есть большой жираф и костюм для спектакля.
Актеры все время что-то интересное рассказывают, а дядя Юра, художник отдал мне маленькие стульчики, столик и шкаф из старого макета. И у меня теперь в кушетке, в ящике для белья комната для лилипутов.
Вдруг Цыган залаял, оборачиваюсь , вижу другая собака в арке желтого трехэтажного дома. Рыжая рычит на Цыгана, он рванул за ней, она от него. Захожу в арку, интересно  - что дальше, но не вижу их - убежали.
Я поворачиваюсь и бегу, подпрыгивая, выбегаю из арки. Перебежать через дорогу, еще немного пройти и - театр. Бегу. Удар в левый бок и я взлетаю в воздух. Перед глазами прокрутился желтый дом с аркой, и я шлепнулась на газон посередине дороги. Поворачиваю голову направо, вижу сначала траву, которая только начала пробиваться из- под земли, потом желтую машину с шашечками на боку, такси. Лежу на спине, смотрю в небо, надо мной склоняются два
дядьки. Один, с бородой, говорит:"Жива! Слава Богу!"
 Другой, в кепке, спрашивает: "Встать можешь?"
Я встаю.
- Руки подними
Поднимаю.
- Присядь
Приседаю. Тот, что в кепке, говорит бородатому:"Все равно наверное в больницу надо отвезти..."
Я начинаю упрашивать:"Пожалста, пожалста, не надо в больницу. Я к маме в театр должна идти и маме не говорите, а то она ругаться будет!"
Тот, что в кепке:"Ну ты точно, хорошо себя чувствуешь? Ничего не болит?"
- Дяденька, точно, точно! - и в доказательство попрыгала на одной ноге.
Бородатый разрешает :"Ну иди". И уже в след кричит:"Осторожней!"
Прибегаю в театр. Захожу и сразу встречаю в коридоре дядю Мишу. Дядя Миша в театре декорации делает, декорации это то, что на сцене стоит. Разная мебель, столы, стулья. В моем спектакле, например две большие скамейки напротив друг
друга, которые трясут, как будто мы едем в метро. Их тоже дядя Миша сделал. Еще дядя Миша знает много историй и мне рассказывает. Он вообще много чего знает. С ним интересно.
- Дядя Миша, вы маму не видели?
- Она в буфете, ты поесть зашла?
- Ну да, а вот вы знаете, вы мне в прошлый раз помните про волшебную спичку рассказали? Я  ее не нашла. Мы с Цыганом сидели в подъезде, я несколько коробков сожгла. Загадывала, загадывала много всего, ничего не сбывается.
  Хотела Цыгана в человека превратить.
- А Цыган, это кто?
- Пес мой. Вернее был мой, потом убежал, решил в подвал вернуться, но мы гуляем вместе.
- А ты знаешь, что первого пса, который в космос отправили, Цыганом звали. Он не вернулся - погиб.
- Да? Нет, не знала. Так может он и не погиб, а просто долетел до конца космоса и решил там остаться.
Дядя Миша улыбается.
- Он не мог до конца космоса долететь. Космос - бесконечен.
- Как это?
- Ну, у космоса нет конца и начала. Космос бесконечен.
- Ну, где-то же должен быть конец. У всего бывает конец.
- У всего бывает, а у космоса не бывает. Ну, беги. Мама ждет.
Я иду и думаю КОСМОС БЕСКОНЕЧЕН, но как это, как это может быть...Меня волнует это, мне страшно, как это так - бесконечен.
Я так поражена этим открытием, что не замечаю маму. Она берет меня за руку.
- Ну привет, проголодалась? Пойдем, куплю тебе чего-нибудь. Котлеты будешь?
- Мама, а правда космос бесконечен?
- Да кто тебе рассказал?
- Дядя Миша.
- Ох, Миша этот, как расскажет...
Сижу в буфете. Ем котлеты. Думаю о космосе.
Поела и пошла домой. Вернее не домой, а в свои дворы. У нас отличные дворы на Кирова и красные кирпичные дома. В одном дворе, возле помойки, большие мальчишки жгут костер. Эти уже в школе учатся. Я тоже скоро в школу пойду.
Летом мама сказала, в Москву поедем, а потом вернемся, и я пойду в школу.
Стою, смотрю в огонь. Я люблю смотреть в огонь и кидать туда пакеты от молока с помойки или дощечки от разломанных ящиков.
Меня не прогоняют. Я смотрю в огонь и думаю про бесконечный космос.
- Эй ты, мелюзга. - окликнул один. Он рыжий, на лице веснушки, в полосатом свитере. Оборачиваюсь. С ним еще двое. Все они выше меня на голову.
У одного волосы темные, карие глаза. Третий, бесцветный какой-то.
- Хочешь голубей посмотреть?
- Голубей?
- Да, там на чердаке голуби живут.
Мальчишки переглянулись, бесцветный усмехнулся.
- Ладно не трожь ее, малая совсем, куда ей голубей смотреть? Рано.
Я голубей не видела, их у нас и нет, пуночки только, такие северные воробьи. Ребята смотрят как-то странно.
- Я бы посмотрела, я живых голубей никогда не видела.
Рыжий смотрит на бесцветного, подмигивает ему.
- Да мы ненадолго, покажем голубей и сами посмотрим.
Идем в соседний двор, заходим в подъезд, поднимаемся на пятый этаж. Темноволосый лезет по железной лестнице первый,
открывает люк.
- Ну давай, ты теперь. Не бойся.
Лезу наверх. Я в первый раз на чердаке. Темно. Несколько маленьких окошек в крыше. К одному из них приставлена деревянная лестница. Вчетвером лезем на крышу.
- И где тут  голуби?
- Пойдем, пойдем, там они.
Рыжий берет меня за руку, и мы осторожно маленькими шажками идем к краю крыши. Мы стоим на краю. Внизу шумит улица.
Солнце начинает садиться. Красиво. Рыжий держит меня за руку. Темноволосый и бесцветный у меня за спиной.
И тут они начинают хохотать. Отсмеялись.
- Так, дурочка. Нету тут никаких тут голубей, улетели. Мы тебя привели, потому что хотим посмотреть твою...
  Как там устроено...
  Короче, снимай штаны и трусы, раздвигай ноги, а то вниз сброшу.
Я смотрю вниз  и думаю, что на сегодня полетов наверное хватит. Вспоминаю, как крутился перед глазами трехэтажный желтый дом с аркой, я там все- таки на траву упала и было не так высоко. Если отсюда упаду, можно и не встать, и мама уж точно узнает и расстроится.
- А вы меня трогать не будете.
- Не будем, честно. Посмотрим и отпустим.
- Ну, ладно.
Мы идем к кирпичной трубе. Я снимаю резиновые сапоги и носки. Бесцветный снимает и стелет на крыше, возле трубы
болоньевую куртку. Мне стало очень грустно, но плакать не хочется.
- Давай, давай, пошевеливайся.
Снимаю треники, трусы и ложусь на куртку, раздвигаю ноги. Желто-красное солнце почти село. Небо темнеет. Три пары
любопытных глаз серьезно смотрят на то, что нас друг от друга отличает.
- Ну, что, одевайся.
Встаю, с облегчением одеваюсь и, правда, не тронули. Они какие-то серьезные стали и молчат. Молча лезем обратно на чердак.
Молча спускаемся  по лестнице в подъезде. Выходим на улицу. Стоим, молчим.
- Ну, иди давай, не жалуйся никому. Узнаю  - побъю.- говорит Рыжий.
Я киваю и срываюсь с места. Я бегу, так быстро, как никогда не бежала. Бегу, по щекам льются слезы. Бегу по улице, не понимая, куда и вдруг чувствую, что я бегу не одна, оборачиваюсь - Цыган! Останавливаюсь, сажусь на корточки и реву. Цыган скачет вокруг. Цыган лижет мне лицо. Потом усаживается рядом, кладет голову мне на колени. Я успокаиваюсь и думаю, а вдруг мой Цыган - тот самый, который был в космосе, не погиб, а вернулся, сбежал от ученых...
Очнулась от русской речи за спиной.
Женский голос - "И тут это безобразие, и когда это кончится?!"
Мужской голос - "Да, никогда".
2014г.