Верочка. Дружба

Серафима Лежнева Голицына
   Верочке было семь лет, когда её семья переехала из знаменитого старинного Толстовского дома на улице Рубинштейна, что находится в самом центре теперешнего Петербурга, а тогда Ленинграда, в район Автово.

   Всё в этом районе казалось сначала непривычным, особенно это касалось людей, которые жили здесь. В Толстовском доме все семьи соседей жили со дня основания дома в начале 20-го века, сменялись лишь поколения. Соседи знали друг друга, все эти люди были интеллигентными, как это раньше часто встречалось в историческом центре города.

   В малогабаритных квартирах "хрущовских" домов Автово селились семьи рабочих Кировского завода. Это были люди, приехавшие в город из деревень и маленьких городков, и очень сильно чувствовалась разница между коренными ленинградцами и приезжими людьми.

   Родители одноклассников были грубоватыми в общении, нередко случалось, что отец семейства пил, это считалось почти нормой. Бабушки, провожавшие детей в школу, были и вовсе настоящими деревенскими старушками: они ходили в плюшевых коротких зипунах, длинных сборчатых юбках, платках, зимой носили неизменные валенки с галошами. В общении эти бабушки тоже не были приветливыми, как привыкла Верочка в своём старинном доме. Они даже не считали нужным здороваться с одноклассниками своих внучат, просто приводили чадо, раздевали его в гардеробе, и молча уходили обратно.

   Верочка же привыкла к тому, что соседи её дома знают всю её семью, и любят её, как и всех детей, что играют на площадке во дворе. Там любая бабушка или мама, гуляя со своим ребёнком, обязательно присматривала и за остальными, даже нередко организовывала для детей какую-нибудь детскую командную игру, чтобы ребятам было не скучно гулять. Оставлять ребёнка в таком дворе было не страшно для родителей,  они знали, что в случае необходимости ребёнка приведёт домой любая другая мама. Принято было ходить друг к другу в гости. Часто ребята ходили в гости друг к другу вместе со своими родителями, ведь те тоже знали друг друга с детства.

   В Автово было всё не так. В первый же день после переезда Верочка, выйдя во двор погулять, обнаружила, что здесь дети не дружат между собой, не умеют играть вместе, мальчишки часто дерутся, достаётся от этих драчунов и девочкам.

   Настоящим бедствием для Верочки оказался её сосед по парадной, Витька Михеев. Родители Витьки выглядели не так молодо, как Верочкины родители, Витькин отец частенько бывал пьяным, а его жена не здоровалась со своими соседями, всё это по началу удивляло Верочку, привыкшую к другим отношениям между людьми.

   Теперь о Витьке. Это был довольно крупный мальчишка, и, хотя он, как и Верочка, учился в первом классе, но все знали, что в первом классе Виться "сидит" уже третий год, будучи хроническим двоечником и хулиганом. Витька выглядел достаточно живописно: на голове давно не стриженная шевелюра белёсых волос, губы слюнявые, к тому же, Витька весьма заметно заикался, и понять, что он говорил, бывало трудно. Впрочем, Витька разговаривал мало, он был человеком дела: там, где он появлялся, возникала жестокая драка с мальчишками, девчонкам он тоже поддавал, не делая скидок на их нежный пол.

   И вот представьте, с таким мальчишкой нужно было жить в одной парадной. Очень скоро Верочка обнаружила, что Витька поджидает внизу парадной, когда она пойдёт гулять во двор. Там же, в парадной, Верочка узнала, что такое решительный натиск и тычки разной силы и направленности. После таких тычков куда попало Витька обычно таскал Верочку за косу, благо её коса была длинная и толстая.

   Так продолжалось довольно долго. Почему-то Верочка не рассказывала своим родителям о том, что её обижает мальчик, живущий с ними в одной парадной. Она только стала под разными предлогами отказываться идти гулять. Бесполезно было говорить бабушке, что у Верочки болит голова, или что задано много уроков, и из-за этого нельзя идти гулять. Бабушкин разговор был коротким: голова пройдёт на свежем воздухе, а уроки лучше делать после прогулки, чтобы девочка отдохнула после школы на улице.

   Значит, надо было как-то выцарапываться из этой проблемы самой. Долго думать Верочка тогда не умела, и решила действовать по наитию, как получится. Однажды она набралась храбрости, и решительно вышла из своей квартиры на лестницу. Когда она медленно спускалась со своего второго этажа по ступенькам вниз, ей послышался тихий шорох на нижней площадке парадной, где не было квартир. Чудилось даже посапывание мальчика, ждущего её внизу - у Витьки почему-то всегда были сопли, обычно он их вытирал рукавом, или они просто спускались от носа ко рту двумя зеленоватыми полосками. Каким бы медленным не был спуск по лестнице Верочки, но когда-то он должен был закончиться.

   И вот они стоят друг против друга - аккуратная девочка Верочка в зелёном демисезонном пальто и жёлтом берете с хвостиком на макушке, и долговязый хулиган Витька, у которого на коленях брюк всегда зияли дыры, пальто на нём было застёгнуто на три пуговицы из пяти, он их вечно терял в драках, а мать не особенно внимательно следила за внешним видом своего отпрыска, считая по-видимому, что сойдёт и так. Минута противостояния. Похоже, Витька что-то почувствовал. В этот раз Верочка выглядела как-то не так, как всегда: не смотрела на него испуганными глазами и не пятилась инстинктивно назад. Что-то изменилось, и мальчишка, похоже, понимал это.

   Ттты... чччего?, - спросил он Верочку, глядя на неё немного удивлённо.

   - Я хочу с тобой поговорить, - храбро заявила Верочка.

   - Ооооо чччём, - заикаясь, спросил её Витька. Верочка, конечно, не понимала тогда, что изменилось в её отношениях с соседским мальчишкой, но мы-то, взрослые, понимаем, что инициатива в этот раз переместилась в сторону девочки. Верочка не планировала, что будет говорить дальше, и сказала первое, что пришло ей в голову:

   - Почему ты не хочешь дружить?

   - Кккто? Яяя?, - удивился Витька, - я, эээтто, хххочу дддружить. Эттто ттты сссо мной дддружить ннне хххочешь, пппотому, чччто я хххулиган. - Витьке трудно было говорить из-за того, что он сильно заикался. Наверное, поэтому он не любил говорить, предпочитал решать все вопросы действием.

   Вот оно что! Оказывается, Витька хотел с ней дружить, но стеснялся. Ну что ж, это уже проще.

   - Я хочу с тобой дружить, - сказала Верочка.

   - Эээттто хххорошо, - отозвался Витька.

   Теперь надо было думать, как вести себя дальше. Готового сценария у Верочки не было, и она сказала просто:

   - Ну так давай дружить. - Верочка понимала, что сегодня всё решает она, и поэтому повторила:

   - Теперь мы с тобой будем дружить.

   - Ааа кккак? - удивился Витька.

   - Пойдём вместе гулять, - предложила Верочка.

   Как будет выглядеть со стороны, что Верочка выйдет из дома вместе со своим врагом хулиганом Витькой, и они вместе пройдут "гулять" на дворовую площадку, трудно было даже представить. Похоже, эта мысль пришла им обоим в голову одновременно, потому что, выйдя из парадной, они оба, не сговариваясь, остановились. Верочка понимала, что сегодня решает всё она, поэтому предложила:

   - А давай мы с тобой пойдём гулять на школьный двор?

   - Дддавай.

   И они пошли "гулять" на школьный двор. Там было всё проще, на школьном дворе гуляли дети из соседних дворов, он был очень просторным: футбольное поле, вокруг которого шла гаревая дорожка для пробежек, а в противоположном конце поля высились сооружения для лазанья и разных упражнений.

   Конечно, играть в футбол Верочка не собиралась, да и мяча у них не было. Оставалось одно: сооружение для лазанья, но оно было очень высоким.

   Ребята подошли к сооружению. Это была очень высокая площадка шириной в одну доску, стоящая на двух опорах. С двух сторон можно было подняться на верхнюю площадку по крутым металлическим вертикальным лестницам. Дальше надо было идти по узкой доске без перил на большой высоте. В середине площадки надо было сесть, свесив ноги, и, перевернувшись спиной наружу площадки, съехать по металлическому стержню вниз. Для чего на школьном дворе установили такой аттракцион, который мог стоить жизни ребятам, решившимся на подобные трюки? Никто не мог дать ответ на этот вопрос. И никто не видел смельчаков, ходивших по высокой площадке, тем более, съезжавших с неё по стержню. А больше на школьном дворе делать было нечего. Не ходить же дружной парочкой взад-вперёд по футбольному полю?

   Ребята постояли около опасного аттракциона. Оба молчали. Говорить им в общем-то было не о чем. Молчание затянулось, грозя закончить ничем первую совместную прогулку новоявленных друзей. Этого Верочка допустить не могла, ведь не даром она была отличницей и очень серьёзной девочкой. Кроме общеобразовательной школы Верочка успевала ещё делать успехи в Школе фигурного катания и Музыкальной школе. Отличницей она была всюду не потому, что хотела быть лучшей, а потому, что иначе жить не умела. Когда её спрашивали: "Почему у тебя везде одни пятёрки?", она отвечала: "А разве можно иначе?"

   - Ты когда-нибудь забирался туда?, - спросила Верочка у Витьки.

   - Нннет. А ттты?

   - Тоже нет. Хочешь попробовать?

   Тут настало время Витьке открыть рот от удивления. Не тратя лишних слов, Верочка подошла к металлической лестнице, и стала подниматься по ней на верх площадки. Ступени лестницы были холодными, от них пахло металлом, Верочка поднималась всё выше, стараясь не смотреть вниз. Вот она сделала первый шаг на доску площадки. Доска была неширокая, и, когда Верочка пошла по ней осторожно, стала заметно прогибаться под её весом. Дойдя до середины площадки, Верочка осторожно присела сначала на корточки, потом села на доску, свесив ноги вниз.

   Витька стоял внизу, запрокинув голову назад. Верочка перевалилась на живот, крепко взявшись руками за край доски, опустила ноги вниз, и стала
нашаривать ими вертикальный стержень, по которому она должна была съехать вниз. Не сразу удалось найти этот стержень, но, найдя его, Верочка крепко обхватила его двумя ногами. Теперь надо было решиться оторвать руки от доски и перенести их на металлический стержень. И вот Верочка на стержне, прижавшись к нему всем телом, держась за него руками, перекрестив на нём ноги. Стержень не был скользким, и, чтобы съехать по нему вниз, Верочке приходилось делать это с усилием, не одним заходом. Это уже не было так страшно, как спуститься на стержень, оторвав руки от доски...

   Когда Верочка спустилась вниз, ноги у неё дрожали. То ли физическое напряжение, то ли волнение давали о себе знать. Сейчас Верочка не смогла бы сделать и шагу на таких ногах. Она решила постоять, чтобы ноги отдохнули, не показывая виду, как не просто далась ей её отвага.

   - Ннну ттты дддаёшь!, - сказал Витька. Выражение лица у Витьки было необычным, видимо, и ему не очень просто дались эти минуты, когда его новый маленький друг проделал у него на глазах такие геройские подвиги.

   - Ты полезешь наверх? - спросила Верочка у Витьки.

   - Я что, дурак? Охота была шею ломать.

   Верочка не удивилась и не расстроилась поведением своего нового друга, для неё главным было то, что она справилась со своей задачей.

   - Я пойду домой, - сказал Витька, и сплюнул на землю, как заправский хулиган, - меня мамка обедать ждёт.

   - До свидания, Витя, - сказала Верочка. Она была вежливой девочкой, и ещё не знала, что такое предательство, поэтому никакой обиды на Витьку она не чувствовала. Да и было ли предательство в поступке Витьки? Он ведь не заставлял Верочку лезть наверх и не обещал ей, что полезет туда тоже.

   - До свидания, - сказал Витька, и пошёл, переваливаясь на своих немного кривоватых ногах.

   Что-то в Витьке показалось Верочке необычным, но она не сразу поняла, что это. Ноги ещё немного дрожали, но на сердце у Верочки не было никакой тревоги. Всё страшное было позади. Вдруг она что-то вспомнила, и окликнула своего друга:

   - Витя!

   - Что?. - оглянулся он, глядя на неё вопросительно.

   - Ты не заикаешься?

   - Что? - не понял он сначала, - что ты сказала?

   - Я сказала, что ты не заикаешься, - повторила Верочка, и Витька вдруг улыбнулся ей, и улыбка у него была добрая и немного глуповатая.

   - Ну? - спросил он её.

   - Ну, - подтвердила Верочка, и тоже улыбнулась Витьке.

   Не знаю, можно ли назвать дружбой то, что было дальше между Верочкой и её соседом по парадной Витькой. Формально их дружба не бросалась в глаза: они не ходили гулять за ручку, Витька не носил Верочкин портфель из школы, но обижать девочек Витька перестал, да и драки с мальчишками во дворе прекратились.

   В том году Витька перешёл наконец во второй класс, где он был почти на голову выше своих одноклассников, ведь он был заметно старше их.
15.09.2014.23:10.