Даниэль и его день разрешённых убийств

Александр Анайкин
Знакомство с произведениями антисоветчика Даниэля я начал с ознакомлением приговора ему в 1966 году. Разумеется, приговор я сумел прочитать уже после нашей пресловутой перестройки. Конечно, в приговоре не былы представлено полностью творчество Юлиана Марковича, но и тех цитат, что там присутствовали, заставило меня усомниться в антисоветизме подсудимого.
Так как ни в одном книжном магазине нашей Самары я не смог отыскать ни одного произведения данного писателя, то обратился к интернету. Но даже в хвалёном интернете я смог отыскать всего три произведения в прозе Даниэля. Эти произведения показались мне не столько антисоветскими, сколько просто любопытными и поэтому я решил поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Начну с произведения «Говорит Москва». Нелепый сюжет, описывающий якобы объявленный советским правительством день «открытых убийств», когда каждый гражданин страны советов мог убить, кого хотел совершенно безнаказанно.
Казалось бы, действительно антисоветчина, порочащая советский строй. Совершенно дикая ситуация, совершенно дикий указ. Но, давайте вдумаемся, действительно ли данная книга порочит советскую власть. Ведь таких указов не было. Это выдумка. Да и сам день изображён довольно мирно. Никто никого не убивал. Совершилось несколько одиночных убийств, и всё. Да этих убийств и в будние дни по СССР совершалось больше. Возьмём, к примеру, официальную статистику преступлений по СССР за 1961 год, именно в этом году и была написана книга. Так вот, умышленных убийств за 1961 год было совершенно 14762. То есть в день в том году совершалось сорок или сорок одно убийство в среднем по стране.
Другими словами, автор никаких вакханалий не показал. В общем-то, вполне обычный день. А вот сюжет не обычен. Сюжет книги как бы заставляет человека подумать о невозможности такого дня вовсе. Но, вдумаемся, так ли это?
Давайте подумаем, что из себя представлял Советский Союз и вообще советская власть.
Начнём с революции. Ведь что такое наша, так называемая Великая Октябрьская социалистическая революция? Да ведь это же просто-напросто узаконенный террор, когда одни социальные группы населения были поставлены в положение жертв, а другие в положение палачей. Вспомним историю. Как в русской армии стали расправляться с офицерами? Их просто убивали. Что происходило в Петрограде? Да там Нева от крови морских офицеров была красная. Матросы, которых мы называем революционными, просто штыками закалывали повально всех, кто носил офицерскую форму и бросали трупы в Неву.
Это разве не день разрешённых убийств? Несомненно, это день разрешённых убийств. Только этот день в России растянулся на многие десятилетий. Взять, хотя бы, эти пресловутые «особые совещания» или, так называемые, «тройки», которые были ликвидированы в СССР лишь в 1954 году. Ведь все эти «особые совещания», «тройки» можно охарактеризовать вполне точно двумя словами – правовой беспредел. Людей арестовывали произвольно. Те, кто производил аресты, сами же вели и следствие, которое сводилось просто к выбиванию признаний у арестованных. А потом эти же люди и уничтожали свои жертвы. И никаких защитников, адвокатов ни в процессе следствия, ни в процессе объявления приговора. Людей приговаривали к смерти списками. Другими словами, в стране активно проводилась политика политического геноцида. Убивали не за конкретное преступление, а за принадлежность к «враждебному» классу. Причём полная уголовная ответственность в СССР наступала с двенадцати лет. На деле советская власть приговаривала и младенцев. В самом деле, что такое бросить младенца, грудного ребёнка в неотапливаемый телятник? Выдержит такое малое существо тысячи километров пути? Нет, конечно. А если кто и выдерживал, то на необжитом пространстве Севера, в холодной землянке, всё равно погибал.
Вот это и есть разрешённые властью убийства.
Хочу напомнить простую статистику. СССР стоит на первом месте в мире по числу уничтоженных своих сограждан. Фашистская Германия по этому показателю находится лишь на скромном третьем месте. А если брать не в абсолютном количестве загубленных душ, а в процентном, то Германия не попадает даже в первую десятку. Все первые места достаются коммунистическим режимам.
Естественно, что книга Даниэля ничего не говорит о конкретных убийствах в нашем славном СССР.
Я вообще не встречал ещё ни одного, так называемого, антисоветского писателя СССР, который бы действительно был антисоветчиком. Вот и Даниэль ничем не отличается в этом плане ни от Солженицына, ни от Виктора Некрасова, ни от Суворова, ни от Войнович с его Чонкиным. Всё это, если взглянуть повнимательнее, является просоветской литературой.
Но, если Даниель такой заурядный «антисоветчик», то возникает другой вопрос: «Почему же его книги не печатают у нас в стране до сих пор»?
А вот чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы немного процитировать Даниэля, его книгу об объявленном дне убийств.
Вот что Даниэль пишет о том, как проходил этот день разрешённых убийств в союзных республиках СССР.
Карабах.
– Ух, и резня там была! Грузины армян, армяне азербайджанцев...
– Армяне азербайджанцев?
– Ну да, в Нагорном Карабахе. Это же армянская область.
Вот она, истинная причина. Слишком уж эти описанные события стали походить на реальность, когда христиане армяне стали резать мусульман азербайджанцев и наоборот.
А вот как изображен в книге день разрешённых убийств в Средней Азии.
– А в Средней Азии как? Там тоже, небось, передрались?
– Не-ет, там междуусобия не было. Там все русских резали...
Да, в шестидесятом году, когда была написана книга, такое казалось совершенно невероятным. Хотя у нас в стране и процветал расизм и в то время. Азиатов у нас и в то время называли «чурками» или «урюками», кавказцев «черножопыми». А в армии вообще существовал националистический беспредел. Где какой нации было большинство, та и прижимала остальных. А этим остальным приходилось очень несладко.
А уж что происходило в советских тюрьмах да лагерях я, слава Богу, не могу свидетельствовать, потому что никогда не был в тех заведениях. Но, думаю, там тоже было не лучше, чем в советской армии.
И, если уж говорить об этой книге Даниэля, то нельзя не обратить внимание на то, когда проходил суд над писателем. А процесс проходил в 1966 году, через пять лет после опубликования книги за рубежом.
Так почему же решили судить Даниэля не сразу? КГБ ничего не знало о нём? Да ладно, не будем наивными. Все, кто контактировал с иностранцами, находились под самым пристальным вниманием политической полиции. И всё, конечно, наши чекисты знали о писателе. Но вот пиар произведению понадобился именно в это время. А какое это было время? Да Никиту убрали с поста генерального секретаря, а, стало быть, можно было уже начать отбеливать советскую власть, которая в июне 1962 года хладнокровно расстреляла мирную демонстрацию рабочих в Новочеркасске. И вот тут то и понадобилось произведение Даниэля, чтобы убедить весь мир в добропорядочности советской власти. А вот мы то и не знали ничего о кровавых событиях, о невозможности дня «разрешённых убийств» в стране советов. Больно уж нашумевшее дело было, конечно, за рубежом. Там-то об этих событиях народ знал подробности в отличие от советского народа. И вот, чтобы придать реальным событиям невероятный оттенок, и понадобилась шумиха вокруг процесса Даниэля.