На перекрёстках морских дорог

Феликс Цыганенко
На снимке: Даниэль Ольбрыхский и Владимир Высоцкий.


   С поляками мы соседи и граница общая, а дружбы особой не наблюдалось. Я не хочу сказать за всех поляков. Вспомним, хотя бы, сердечные взаимоотношения польского актёра театра и кино, писателя Даниэля Ольбрыхского и нашего барда Владимира Высоцкого. В 1970 году на вопрос А.Меньшикова: "Страна к которой ты относишься с симпатией, Высоцкий ответил: "Россия, Польша, Франция". Что до Ольбрыхского, то в польской печати про него писали: "Другом и братом был ему популярный певец и артист из Москвы". 

   И уж совсем другое дело, когда моряки двух стран встречались за морями, океанами, на другом континенте. Мы  приветствовали друг друга и восторженно беседовали. Вроде как родственники, встретившиеся на чужбине. Что и немудрено, находились-то в одной идеологической упряжке под названием социалистический лагерь. Однако насколько он оказался прочным, показало время...

   По рассказу Анджея, польского моряка с теплохода "Закопане", курьёзы в дальневосточном рейсе не закончились посещением Гонконга. "На всю жизнь запомнили заход в Шанхай, - продолжил поляк. - После выгрузки в порту, судно вывели на внешний рейд и арестовали".

   В середине 60-х годов в Китае началась культурная революция, обозначенная беспорядочными выступлениями студентов и рабочих, так называемых хунвейбинов. В Пекинском университете ректор и другие преподаватели были названы студентами, как «чёрные антипартийные бандиты». В общем, в партийном руководстве и в самой стране наступил полнейший хаос…

   Китайские солдаты с винтовками в руках, со слов Анджея, заняли все служебные помещения, в том числе радиорубку, изолировав «Закопане» от внешнего мира. По несколько раз на день экипаж собирали в столовой команды, и китайцы читали им дацзыбао – цитаты, используемые для пропаганды идей культурной революции. Одобренные Мао Цзэдуном, они послужили началом гонений на «ревизионистов» и «бандитов».

   Не мог пройти мимо такого события Владимир Семёнович Высоцкий, посвятивший культурной революции свою песню:

     А кто не чтит цитат – тот ренегат и гад!
     Тому на задницу наклеим дацзыбао!
     Кто с Мао вступит в спор, тому дадут отпор
     Его супруга вместе с другом Линем Бяо!

   На «Закопане» до задниц дело не дошло, но судно продержали на рейде 17 суток. За это время польские моряки успешно освоили основные идеи культурной революции. Увы, в «Польских океанских линиях» не владели  информацией о нахождении теплохода и были вынуждены сообщить родственникам об исчезновении судна. Но сколько было восторга, когда в их дома принесли первые радиограммы с борта «Закопане» после его освобождения!..

   Много различных встреч  с интересными людьми было за последующие десятилетия работы в торговом флоте. Несмотря на все издержки профессии, она дала возможность увидеть многоликий мир. А чего стоили различные любопытные ситуации, которых хватило бы не на одну обычную земную жизнь?!  Потому оглядываясь на пройденный путь, я искренне благодарен судьбе.