Ч. 42 Судьба подводной лодки

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/09/11/1095

Топить беспощадно

Часть 42. Судьба подводной лодки

9-го июля 1916 года в Балтиморе, царило необычное возбуждение. Все жители города, способные ходить, собрались на набережной, чтобы посмотреть на германскую подводную лодку, которая совершила океанский переход в три тысячи восемьсот миль.

Подводная лодка называлась «Германия». Она доставила в Соединённые Штаты 750 тонн ценных красок, лекарств, драгоценных камней и дипломатическую почту для германского посольства, а так же личное письмо кайзера президенту Вильсону, содержание которого и по сей день неизвестно. Кроме того, на ней в посольство доставили новые шифровальные книги. Американцы встретили подводников с восторгом, восхищаясь их мужеством.

После того, как власти убедились, что на подводной лодке нет никакого вооружения, и она вошла в американские воды под торговым флагом, государственный департамент признал её гражданским судном. Это вызвало протест английского правительства,  к которому присоединились страны-союзницы, чей флот осуществлял блокаду Германии. Они обосновывали свой протест тем, что подводную лодку в океане нельзя остановить и досмотреть её груз.

Но пока в Европе убивали друг друга, Соединённые Штаты наживались, торгуя со всеми, поэтому протест отклонили. Германия отчаянно нуждалась в хлопке, меди, марганце, никеле, платине, каучуке. Мне встретилось упоминание о том, что сталь в Германию поступала через нейтральные страны из России и Франции, с которыми она воевала. Но подтвердить, или опровергнуть это, к сожалению, не могу.

 Германская подводная лодка вышла из Бремена 1 июня. Всё плавание было сопряжено с огромными трудностями и смертельным риском. В некоторых источниках пишут, будто командир лодки взял курс к северу от Шотландии, считая, что противолодочный барьер англичан в Дуврском проливе непреодолим.

Но я читал рапорт капитан-лейтенанта Пауля Кёнига, командира «Германии», Он писал, что прошёл, всё же, Дуврским проливом. Кстати, Кёниг был женат на англичанке, но никто не ставил из-за этого под сомнение его преданность родине.

В океане подводная лодка шла в надводном положении, погода почти всё время была штормовой, волны так немилосердно мотали лодку, что даже опытные моряки укачивались в лёжку, и только сила воли заставляла их выполнять свои обязанности. В опасных местах лодка шла на перископной глубине.

Из США в Германию Кёниг доставил на подводной лодке каучук, никель, цинк, легированную сталь. Груз размещался в лёгком корпусе подводной лодке. Отличные конструкторы, инженеры и рабочие трудились на германских верфях, сумевшие в кратчайшие сроки создать такие суда.

Второй поход подводная лодка «Германия» совершила в ноябре 1916 года в Нью-Лондон на северо-восточном побережье Соединённых Штатов. В некоторых зарубежных публикациях сообщается, что подводная лодка доставила золотые слитки на сумму десять миллионов долларов в уплату за необходимые Германии стратегические материалы. На самом деле груз, действительно, стоил указанную сумму, но он состоял из драгоценных камней, ценных бумаг и медикаментов.

Вслед за «Германией» в сентябре 1916 года в Норфолк отправилась её «сестра», «Бремен», первая серийная коммерческая подводная лодка под командой капитан-лейтенанта Карла Шварцкопфа. Существует версия, что подводная лодка «Бремен» была потоплена в трёхстах милях к югу от Исландии вспомогательным крейсером «Мантуя», который её протаранил.

По другой версии «Бремен» потопила английская подводная лодка G-13. Но в английском Адмиралтействе служили опытные морские офицеры, к тому же, очень недоверчивые. Поскольку неопровержимых доказательств представлено не было, то потопление германской подлодки ни тем, ни другим не засчитали.

Так и лежит где-то на океанском дне со своим ценным грузом «Бремен» вместе со всей командой, ждёт, когда искатели сокровищ её обнаружат.

После вступления американцев в войну плавания коммерческих подводных лодок, естественно, прекратились. «Германию» переоборудовали в боевой корабль, она стала крейсерской подводной лодкой под номером U-155. Сменилось и командование.

 Теперь ею командовал капитан-лейтенант Карл Мойзель, которого позже сменили тоже капитан-лейтенанты Эрих Экельман и Фердинанд Штудт. Под командой этих подводников экипаж лодки потопил 43 судна и 3 корабля повредил.

По условиям мирного договора Германия была обязана сдать свои подводные лодки Англии. Подлодка U-155 приобрела широкую известность, благодаря своим походам в Америку, поэтому её решили показать публике. 2 декабря 1918 года её пришвартовали неподалёку от Тауэрского моста. Осмотр лодки стоил один шиллинг. В 1919 году корабль купил у Адмиралтейства член парламента Горацио Боттомли.

Но его компания прогорела, и подводную лодку пришлось отправить на слом в Биркенхеде. Но даже здесь она продолжала губить жизни. В процессе резки произошёл взрыв, погибли пять молодых парнишек, учеников слесаря. Английский суд не посмотрел на то, что Боттомли член парламента, и отправил его на семь лет в тюрьму.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/17/1527