Роберт Фальк в 20-е годы ХХ века

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Pоберт Фальк среди студентов, образовавших Общество художников-общественников (ОХО), 1927-1928.
Слева направо: 1 ряд - Л. Денисов, И. Голубец; 2 ряд - P. Фальк, И. Лейзеров. Е. Левина-Розенгольц. М. Николадзе, Г. Назаревская. Е. Рожкова, С. Вепринцева, Л. Литвиненко. Р. Рабинович, Р. Идельсон, В. Лопатина.


В 1919 г. Фальк стал членом Коллегии по делам ИЗО Наркомпроса (председателем её был В. Татлин), был участником многих выставок.

Фальк много рисует, его работы постоянно экспонируются на зарубежных выставках советского искусства, а также на международных выставках.

В 1918 г. Фальк был одним из организаторов Свободных государственных художественных мастерских, вошедших затем в состав Вхутемаса (впоследствии — Вхутеин). Там  Фальк и преподавал в 1918–1928 гг.

По командировке Наркомпроса Фальк выезжал в Витебск, чтобы «унять» преподававшего там Малевича и утихомирить «разгул супрематизма». После долгого, до хрипоты, спора об искусстве они к согласию так и не пришли.

Фальк открыл в соседнем классе свою мастерскую, и некоторые ученики Малевича перешли к нему, а потом с новым наставником уехали из Витебска в Москву.

В 1920 году Фальк познакомился с Сергеем Николаевичем Дурылиным (1886 — 1954), известным впоследствии театроведом, филологом, педагогом. Предполагают, что их знакомство произошло благодаря художнику Н.М. Чернышеву, писавшему Дурылину о Фальке, его работах и выставках.

Фальк рисовал черныщёва, и свой рисунок в 1924 году послал Дурылину в Челябинск, где он находился в ссылке. Сейчас карандашный портрет Чернышева хранится в болшевском доме Дурылина.

В сопроводительном письме Фальк писал:

«Мне было очень приятно его (Чернышева) рисовать, он очень хороший, и работа с него действовала хорошо на моё состояние».

Далее он признавался Дурылину:

«Вспоминаю я Вас каждый день, так легко мне было с Вами беседовать, и ни с каким художником так полно не говорилось мне об искусстве, как с Вами».

Сам С.Н. Дурылин историю знакомства с художником описывает в своей книге «В своём углу. Тетрадь XII» (М.: Молодая гвардия, 2006) так:

«Дружба (с Фальком. — Л.Г.) с 1920 г. Кто-то направил его ко мне на Маросейку. Столкнулись в сенях, лицом к лицу. Он искал меня. Он был в крайнем отчаянии. Он приходил ко мне, и мы беседовали. Ходил и я к нему. Он хотел писать мой портрет, даже раз я позировал, но потом у меня были «дела», а потом — летом 22 г. — я исчез из Москвы. Я его очень люблю. Много вместе пережито — и встреча наша была около страдания. Тут всегда крепко».

Это было время тяжёлых личных потрясений Фалька, когда он принял нелёгкое решение развестись со своей первой женой Елизаветой Потёхиной и оформить брак с Кирой Константиновной Алексеевой, дочерью известного театрального режиссёра К.С. Станиславского. Дружеское участие Дурылина помогло художнику выйти из кризиса и обрести душевное равновесие для дальнейшей творческой работы.

В письме к Дурылину Фальк выражал ему своё чувство благодарности:

«Вас так многие любят, и в Томске (где Дурылин отбывал ссылку. МК) есть люди, которым Вы стали так же нужны, как это часто по отношению к Вам бывает».

В 1921 г. Фальк - член московского отделения Култур-лиге, одной из наиболее массовых просветительских еврейских организаций, созданной  в начале 1918 г. в Киеве.

В 1924 г. Фальк совместно с другими «бубновалетовцами» основал объединение «Московские живописцы».

В 1922 году он женился второй раз. Его женой стала Кира Алексеева, дочь Константина Станиславского. У них родилась дочь Кирилла. Брак распался в 1922 году.

Третьей женой Фалька стала Раиса Идельсон. Этот брак продолжался до 1931 г. Детей в этом браке не было.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/09/16/60