Нужна ли аналитическая журналистика?

Владимир Шакиев
15.09.2014 г.
Публицистика в регионах уступает место официозу и рекламе

    Все чаще и чаще в последнее время убеждаюсь, что аналитическая журналистика на периферии политической и экономической жизни носит остаточный или исчезающий характер.
    Куда регионам тягаться с Москвой? Преимущество у столицы колоссальное! Там проживает и работает большинство ньюсмейкеров. Но разве это серьезная помеха для развития собственной, скажем, экономической журналистики? Что же препятствует ее активизации и продвижению?
    Как и везде, бизнес порой загоняет местных журналистов в довольно-таки жесткие рамки, формируя рекламные статьи по собственному усмотрению. Реклама либо съедает большую часть газетных или журнальных площадей, превращая издание в нечитабельное и неинтересное. Другая сторона этого процесса - производство в регионах жалких копий известных федеральных изданий, таких, как газеты - «Ведомости», «Коммерсант» или журнал «Эксперт».
    Но здесь появляется новая дилемма - «как не выйти за политические рамки?». Экономическая ситуация строится, как правило, на некоторых шагах, имеющих оттенки политических. Определенный риск существует и для ньюсмейкеров - отставка, судебные иски, давление на бизнес, в том числе и неформального характера. Некоторые статьи содержат ссылки на некоторое лицо, пожелавшее остаться неизвестным, как иногда бывает в газете «Ведомости». Кстати, в одной бурятской газете я встречал нечто подобное. Правда, там палку перегнули, опубликовали анонимное интервью чиновника администрации муниципального образования на целую полосу, что больше отдает «заказухой».
    Тяжко приходится и изданиям, выпускаемым крупными финансово-промышленными группами, компаниями, корпорациями, и тем, чьим учредителем является региональная власть. Пермские журналисты еще в середине 2000-х гг. признавались, что «финансовый гнет» сильнее административного. В конечном счете, все решает конфликт бизнес-интересов, а между ними находится журналист, пытающийся сделать и сенсационный материал, и денег заработать, не иначе, как современный «Труффальдино из Бергамо».
    Понятно, что и в проправительственной прессе работать нелегко - нужно выискивать успехи, хвалить «политику партии» и руководства страны, не забывая и о своем лидере региона, а чаще - его прославлять больше, нежели «кремлевского небожителя». Кстати, в этом августе на пике волны антироссийских санкций, путешествуя по стране, просматривал региональную прессу (Краснодарского края, Волгоградской области, Башкортостана), очевидных различий в тематике и содержании материалов не видел. Убрав названия газет и места выхода, перед глазами мелькало одно и тоже - преимущества, польза и почти никаких негативных последствий от применения санкций в отношении России. Курс указан верно, знамя подхвачено как нельзя во время.
    Альтернатива официальным изданиям так называемая «оппозиционная пресса». Лучше ли она проправительственной? Особой разницы между ними не вижу. Одни пишут о белом («ласково и пушисто») - как хорошо жить в нашем регионе («строительство идет полным ходом»; «темпы роста в экономике, выше среднероссийских» и т.д.). Другие описывают все в черных тонах, Кафка отдыхает («цены растут», «зарплаты топчутся на том же уровне», «правительство насквозь коррумпировано»).
    Везде своя песня. Ребята, но ведь аналитика где-то посередине: есть и хорошее, и плохого не избежать. Ищите причинно-следственные связи. Покажите взаимосвязь экономических показателей. Тогда будет ясно насколько эффективна социально-экономическая политика региональных властей.
    Экономическая повестка главы региона станет достоянием общественности, площадкой для обсуждения важных социально-политических и социально-экономических вопросов, в том числе привлечение инвестиций в основной капитал, в жилищное строительство; улучшения жизни населения. Все будет происходить не на бумаге, а в реальности. До эпохи гражданского общества останется рукой подать. Как видите, плюсов много и они значимые для общества.
    Есть ли в реальности те, кто заинтересован в сохранении и развитии аналитической журналистики? Продолжим разбираться.
    Напишет плохое об экономике журналист из официальной прессы, его за это разве похвалят, мол, молодец, выявил «проблемную точку», давайте исправляться будем. Скорее, по шапке настучат. А ньюсмейкера такой журналист и вовсе не найдет. Наш чиновник, как рыба уходит в глубину, также не замедлит раствориться в своей «бюрократической писанине». Чем непонятнее, тем удобнее: ни вопросов, ни проблем.
    С другой стороны, даже, если у журналиста-исследователя идет все гладко, гармоничные отношения с региональной властью, нужно еще, чтобы и редакция адекватно оценивала его материалы, а не просто называла «компиляцией». Настоящий аналитический материал, как хорошая научная статья, пишется не одним днем и содержит намного больше авторского, чем диссертации множества чиновников и политиков. Бывает на написание аналитики уходит неделя или полторы, она создается параллельно каким-то «проходным» или новостным материалам.
Готова ли редакция держать такого рода специалиста? Как оценивать его статьи? Обычно судят со своей колокольни, как и остальные статьи, написанные одним днем или пару часами, также и оплачивают. Бывает материалы, отмеченные в верхних эшелонах власти региона, в редакциях даже не замечают, а иногда скрывают от коллег-журналистов столь «интимные подробности».
    Захочет ли молодой специалист в области журналистики выбрать такой непопулярный жанр?
    Да у него просто нет времени учиться навыкам «вымирающих динозавров» (аналитиков), готовых еще, несмотря на непопулярный жанр копаться в огромных залежах информации, «отбирать зерна от плевел» и создавать свое нечто новое. Постепенно и они уйдут в небытие, аналитические отделы в СМИ не нужны, аналитики тоже.
    В информационную эпоху, в эру социальных сетей ценностью становится время. Главное по-быстрому набросать какую-либо «информашку», моментально забыть о ней, переключиться на другую и работать в режиме «автомата». Так проще. Проще и для власти, когда никто не подбрасывает пищу для размышления «аморфной массе» электората. Вспоминается фраза чеховского персонажа«как бы чего не вышло».
Вот и пока еще не аморфное, но, похоже, скоро таким станет в умелых руках специалистов и «лжедеятелей», население, и утратит способность рационально мыслить и действовать. Не сомневаюсь, реформы в области образования, помогут трансформировать сознание юных граждан.
                Окончание статьи читайте на сайте shakiev.com