Рома

Володя Морган Золотое Перо Руси
                мемуар

      В паспортном столе МВД за стойкой без оргстекла сидел ватик Рома. Он был смугл и в кипе. Не то из кавказцев, не то из Бухары. Но по-русски Рома говорил без акцента, в чём и состояла трудность.
    Беспачпортный народ занимал всю ширь предбанника перед стойкой и галдел на всех языках мира, разместившись на стульях в самых разнообразных и независимых позах.  Особое уважение окружающих вызывала почему-то жёлто-зелёная под банан  трёхчленная семья из Бразили. Им-то уж, чё, там не живётся?
      Кто-то высказал смелое предположение:
      -Рома – это, наверное, аббревиатура «Районное Отделение Милиции»?
     И тотчас пошёл общий гвалт.
     На регистрацию мы пришли вдвоём: я под сомнительным именем Владимир и шурин Кирилл, который в толпе чёрно- и тёмно-головых  репатриантов был единственным блондином. Из-за имени и  блондинистых волос Кирилл и ехать не хотел из Питера, и дочку-падчерицу мою держал, не давая ей разрешение на выезд полтора года.
     Без работы и без получки мы поизносились и поиздержались, слегка похудели, а Кирилл по-прежнему старательно и пунктуально посещал лекции в своём санитарно-гигиеническом институте. Так как моя дочка-падчерица не умела даже котлеты толком поджарить, то их в отдельной кооперативной квартире  обслуживала бабушка - старая большевичка да мама с папой - инженеры.
   Обычно, на мои увещеванья Кирилл в упор разглядывал меня, впившись мутноватыми серо-стальными глазами. Высокому, худому и с тонкими пальцами, ему не верилось, что он стопроцентный еврей.
   -Я из Пскова! Видишь, у меня и волосы белые,  как у всех натуральных псковичей-скобарей. В Псков татары не заходили. И бабушка у меня светловолосая, и мама, и папа. И носы у нас у всех прямые. Куда мне на ближний Восток? Там жара и все-все загорелые почти как смоль.
      Для меня доводы Кирилла были уморительны. Это был парень, который делал только то, что хотел. Уговоры, чтобы ехать в неизвестность всем месте, продолжались бесконечно пока не грянул август 1991 года. Сразу появилась новизна: разрешения на выезд одного из супругов не требовалось, зато стало можно шлындрать туда-сюда из государства в государство. И Кирилл подскочил к молодой жене на летних каникулах. 
    -Пора адаптироваться!- робко предложила тёща после трёхмесячного месячного кантования Кирилла на пляжном солнцепёке.- Получишь подъемные на дорогу, на транспортировку багажа и ссуду из банка! Плохо, что ли?
     За каких-то пару месяцев, подрабатывая как медик на ниве уметапеливания стариков, Кирилл ко времени натурализации успел отправить на тот свет двоих. Ему попадались сердечники на гандикапах с капельницами. Оставляя метапеленных за спиной, он обычно устраивался у распахнутого окна и сосредоточенно штудировал свои медицинские конспекты и книги. Когда ему приспичивало в туалет на «минус моча» он обнаруживал, что очередная жертва его медицинских забот задохнулась.
    Впрочем, с самой первой медицинской практики тянулась за ним и забавная история. Как практиканту ему была поручена постановка клизмы десятилетней девочке. Смелый и напористый парень просадил девчушке всю  девственную плеву  вместо того, чтобы вставить клизму в задний проход.
      -Имя?!- Громко запросил через стойку Рома у новенького.
      -Кирилл.
      Весь народ в паспортном столе притих: не было в России более славянского имени, чем Кирилл. Всех интересовало, чем дело кончится.
     Но сначала был какой-то «человек кавказской национальности», почти один в один с Ромой.
     - Падажди!- отсадил Рома Кирилла и деловито занялся человеком гор.
     Понятно, что на  месте «кавказца»  мог быть кто угодно. Тут дело не в  национальности, а характере, но так было.
      -У тебя заканчивается гостевая виза!- резко заявил Рома.
      -Да, да, - торопливо заверил его посетитель.- Я потому и пришёл.
      -Мы визы не продлеваем!- рубанул Рома и приник к компу, поправив съезжающую кипу. – А ты, что, егуди?
      -Нет...
      -Тогда почему тут написано «егуди»?- Рома ткнул пальцем в экран.
      -Откуда я могу знать?- Тотчас возмутился человек кавказской национальности. И добавил: -Но если надо, я обрежусь...
     -Не надо, - буркнул Рома и почистил комп. –Иди, дарагой, я продлил твою визу ещё на три месяца.   
      Толпа зашушукалась.
      - Ну, где тут у нас Кирилл?- Вновь воззвал Рома моего шурина. Рома раскрыл кирилловый "серпастый молоткастый", настроил компьютер и примолк. Потом последовала манипуляция со штамповкой пластикового теудат-зеута.
    -Что вы мне тут понаписали? – По своему обычаю медленно и с расстановкой вопросил Кирилл, вчитываясь в полученную карту.
    -Ты чем-то не доволен, хавэр?
    -Вы написали «егуди», а я русский!
    -Да?- Как бы обрадовавшись, поспешил с обьяснениями Рома.- Ты ещё скажи, что ты космонавт! Читать нужно уметь! Фамилия у тебя «Ма-заль-ский». Это не Скоропадский или Пилсудский. Вот тебе и «мазаль тов»! Алаверды,бэсэдэр, иди, не мешай мне вести приём!
     Приглушенный дружный смех земляков сопровождал нас на выходе до самого порога паспортного стола.

                *****