Крым 2014 глазами отдыхающих. Марина Максимова

Литклуб Листок
         Поездка задумывалась давно, чуть ли не за год, и вот, несмотря на полушутливые предостережения родных и друзей («Только не лезьте под пули!») в начале августа мы рванули в Крым.
         К тому же, была договоренность о встрече с приятельницей Еленой, которая уже 9 лет живет под Херсоном. Хотелось пообщаться, узнать, кто чем дышит, да и, чего скрывать, порасспросить, что там творится, в Украине. Встреча была назначена в Феодосии (поселок Приморский), где мы и снимали жилье.
Отдых у моря — это здорово!

         Билеты на самолет в оба конца купили по интернету еще в апреле, и правильно сделали: уже в мае свободных мест на Симферополь не было до конца августа. Обошлись они по 18 тысяч в оба конца, с транзитом через Москву.
Компания «Аэрофлот», услугами которой я лично воспользовалась в первый раз, произвела неплохое впечатление. Салоны с хорошими новыми креслами, пледы, внимательные стюардессы. Нам даже принесли колу со льдом, когда мы наглым образом попросили, хотя вообще-то лед не предлагался.
Во время этого же рейса, «Новосибирск — Москва», сидевшие через проход иностранцы - похоже, граждане Индии - заявили, что им нужна вегетарианская еда. Стюардесса объяснила, что особые требования, связанные с едой, нужно было заявлять при покупке билета, но все же принесла им вместо говядины что-то другое.

         Симферополь встретил упоительными южными запахами, теплым ветром и рослыми охранниками в аэропорту. Была глубокая ночь и мы, не поддавшись на уговоры таксистов, скоротали ее с помощью настоящего вкуснейшего кофе, который предложила хозяйка маленького кафе в зале ожидания.

         Надежды, что в аэропорту будет работать представитель какого-либо оператора сотовой связи, и мы сможем купить сразу местные сим-карты, не оправдались. Забегая вперед, отмечу, что со связью вообще была неразбериха. У кого-то украинские номера, кто-то уже перешел на российские, звонки с одного номера на другой очень дорогие, хотя люди живут рядом.
         В павильонах сотовой связи стояли большие очереди, так как именно в это время в Крыму отменяли украинские номера. Пополнить счет было очень сложно, дозвониться на украинский номер буквально в соседнюю Херсонскую область — практически невозможно. Но в результате все же удалось созвониться и встретиться и с хозяйкой квартиры, с которой была договоренность, и с Еленой, которая приехала автобусом из Херсона через несколько дней.

        Снять жилье в Крыму в этом году можно было фантастически дешево: от 150 рублей в сутки с человека в гостевых домах, от 500 рублей за благоустроенную квартиру. Наша квартира находилась почти на берегу моря и совсем рядом с рынком. Мебель в хорошем состоянии, кухня со всем необходимым, балкон, газ, интернет. Большой новый холодильник: стоило его открыть, как он строгим женским голосом требовал: «Будь ласка зачинить ховодивник!», так что ночное обжорство одного сразу же становилось достоянием общественности.

         Главная проблема, как и везде в Крыму, - это вода. В кухне устроена некая система из бака, крана, насоса, газовой колонки. Воду включали только утром, надо было ее накачать в бак, когда идешь в душ или моешь посуду — включить подогрев. Через два дня мы уже привыкли и свободно управлялись со всем этим хозяйством, но как-то раз забыли накачать воду и как раз тогда ее и отключили по всему поселку на двое суток.
         Люди рванули к автоматам с водой (оказывается, есть такие: опускаешь монетку и получаешь очищенную воду, два рубля литр), но там она, разумеется, быстро закончилась. А в магазинах осталась только вода по 27 рублей за «полторашку»...

         Но что значат все эти мелкие неудобства, когда рядом чистое и теплое море! Когда мы приехали, его слегка штормило, но вскоре оно успокоилось. Солнце, плавание, прогулки на катере, пляжи и набережные Феодосии и Коктебеля, дельфинарий, аквапарк, пицца и коктейли в прибрежных кафе, а главное — никаких забот... Что и говорить, отдых — это здорово!

         Фрукты и овощи на базаре стоили сущие копейки: помидоры — 20-30 рублей, персики — 30-40, виноград — 60, арбузы - 10. В кафешках очень даже нормально можно было поесть за 100 рублей, и примерно за такую же сумму посидеть вечером с коктейлем, потанцевать, послушать музыку. А вкуснейший ледяной крымский лимонад по 15 рублей за большой стакан! А «Мохито» с колотым льдом прямо на пляже (50 рублей безалкогольный и 100-150 алкогольный)! А «экспрессо» по 30-40 рублей! Но все это касается именно Приморского, где наиболее «бюджетный» семейный отдых: в Феодосии, Коктебеле цены уже повыше, но тоже вполне терпимы.

         Поразило дешевое автобусное сообщение: от Симферополя до Феодосии автобус идет два часа, а стоимость билета — 147 рублей. Но все междугородние автобусы местного сообщения (Судак, Севастополь, Симферополь и т.п.) переполнены, водители берут пассажиров «под завязку», люди стоит в проходах. У нас такое уже давно запрещено. Автобусы, надо сказать, в большинстве своем в плачевном состоянии, только что не разваливаются.

         Вообще, в некоторых отношениях было ощущение, что оказался в советском прошлом. Открытые, приветливые, разговорчивые люди, полные надежд, верящие в светлое будущее (в свете последних событий). Очень доброе отношение к русским и вообще к отдыхающим. С удовольствием помогают, все объясняют. И что самое удивительное, на рынке и в магазинчиках не обсчитывают и не обманывают! Торговцы, видящие покупателя в первый и последний раз, взвешивают все до грамма и не пытаются воспользоваться его рассеянностью. По крайней мере, лично у меня было несколько случаев, когда чуть было по ошибке не платила больше, чем следовало. Каждый раз продавцы «возвращали на землю» и отдавали лишнее, как, например, молодой парень при покупке персиков перед отъездом домой.

        Утренняя картинка поселка Приморского вызывала умиление: вот к морю, как в собственную ванную, идет парень в трусах с полотенцем через плечо, а вот стайка собак дисциплинированно, посмотрев направо и налево, по переходу переходит дорогу.
         Собак, кстати, везде огромное количество, и они чувствуют себя в городах и поселках полноправными гражданами: спят на остановках, гуляют по улицам.
         Тротуары и дороги очень давно требуют хотя бы ямочного ремонта, множество обветшалых многоэтажек, запущенных и заброшенных уголков...

         Ни одного человека в военной форме мы не видели, такое впечатление, что там полиции вообще нет. Нет пьяных, агрессивных людей, все тихо и спокойно. На обратном пути разговорились с симферопольским таксистом, и он рассказал, как недавно подвозил в Судак работника райотдела милиции, и тот удивлялся: «Направили меня туда на работу из России, приехал, захожу — а там тишина, все спят, вызовов нет. У нас круглые сутки все «на ушах», людей не хватает, а тут они сидят и дремлют!»

         Мы побывали в поселке Дзержинском, где особенно чистое, как слеза, море, живописнейшие скалы и прекрасный песчаный пляж. В Коктебеле на даче Максимилиана Волошина, где экскурсию провел молодой парень с чудной улыбкой по имени Макс. Он читал стихи Цветаевой, Волошина, Мандельштама так, как будто они вот только сейчас родились в его сердце...
         Пляж Коктебеля с его чистыми белыми камушками и каким-то особенно ритмичным звуком прибоя — волшебное место. Именно здесь легче всего испытать то самое «эталонное состояние» полного расслабления и слияния с солнцем, морем, воздухом, со всем окружающим миром, в которое человек периодически должен погружаться, чтобы не сойти с ума...

         Уже перед отъездом решили съездить в аквапарк, что в Судаке, и не пожалели. Живописная дорога из Симферополя в Судак («Спасибо за чистые обочины» - надписи на двух языках, и обочины действительно довольно чистые), справа и слева по ходу движения периодически разверзающиеся пропасти, фантастические горные пейзажи. Местами напоминает Курайскую степь и Кош-Агачские скалы, что лишний раз подтверждает: в Горном Алтае собраны пейзажи со всего света.

        Аквапарк подарил незабываемые впечатления. Всевозможные водные горки; бассейны, соединяющиеся каналами с «течением»; фонтаны и фонтанчики, гидромассажные струи; «Детский корабль» для маленьких. Здесь можно зависнуть на целый день, и это наиболее выгодный вариант: с 10 утра до 6 вечера билет стоит 800 рублей, а с 2 до 6 вечера — 750.

         В общем, в Крыму есть все для хорошего отдыха, но в магазинах кое-чего из привычных продуктов питания все же не хватало. Нет хорошей воды, даже в бутылках она невкусная. Нет хороших местных йогуртов — сплошная «химия». Нет зернового хлеба и разнообразных хлебобулочных изделий с добавками из различных сортов муки. И вообще хлеб невкусный, зато дешевый: 9-10 рублей булка.
                *****

              «Пока ничего не изменилось, но верим в хорошее.»

          Хозяйка квартиры, которую мы снимали, тридцатидвухлетняя Анна — коренная жительница Крыма, здесь же выросли ее родители. На вопрос о том, одобряет ли она возвращение Крыма в состав России, отвечает однозначно:

- Да. Если раньше медицинское обслуживание здесь было платным «от» и «до», то теперь ситуация меняется. Можно бесплатно вызвать «скорую», пройти обследование. Свекрови вот пенсию повысили.
Крым всегда был отсталым регионом, ему вообще не уделяли никакого внимания, - говорит она. - Дома не ремонтируются уже много лет, инфраструктурой никто не занимается. Электричество давали на 2 часа в сутки. Мы Украине вообще были не нужны.

На вопрос о том, много ли здесь русских, отвечает:

- Все. На референдум мы отправились всей семьей, в 4 часа утра уже была очередь, и все голосовали за то, чтобы присоединиться к России. Мой папа плакал!

- Анна, но люди ведь тоже могут испытывать иллюзии. В России не все так прекрасно, как вы думаете, - говорю я ей.

- Ну и что! Посмотрите, что творится в Украине: брат на брата, они друг друга просто убивают! Донбасс всю жизнь обрабатывал всю Украину, в Киеве ведь ничего нет, только культура. Шахтеры в шахтах гибнут тысячами в год — то затопило, то угорели, то завалило, почему бы им не поставить памятник, а не тем, кто был на Майдане? Нет, мы готовы себя ограничивать во всем, пережить этот переходный период, нам обещают, что к 2015 году все войдет в колею. Только бы быть с Россией! Это наша страна.
         Анна с болью рассказывает о том, что происходит в Славянске и его окрестностях, где остались родственники.

         Двое парней, сотрудники компьютерной фирмы (тоже коренные крымчане), пришедшие разобраться с интернетом, были более сдержанны в своих оценках.

- Вы, журналисты, лучше как можно меньше собирайте информации и не беспокойте людей, - посоветовал один из них. - Пусть люди живут, как жили, занимаются своими делами — семьей, работой. Ненужная информация отвлекает и заставляет нервничать лишний раз. По сути дела, на Украине военный конфликт, как и везде, таких конфликтов масса в мире.

- Ладно, мы там далеко, но вы-то тут рядом! - Удивилась я. - Совсем близко реально бомбят, убивают, это же не шутки.

- Какая разница, рядом, не рядом. В этом должны участвовать те, кто способен что-то привнести. А кто, в основном, смотрит новости? Дети, женщины и пенсионеры, которые никак не могут на это повлиять, но они все больные становятся, только это и обсуждают.

- Но если бы не захват Крыма, тут бы тоже все горело, - вступил в разговор другой.

- Ну хорошо, а как вы лично смотрите на то, что оказались теперь в другом государстве.

- Мы не знаем. Пока для нас ничего не изменилось. Пенсионеры — да, получают пенсию, а у нас особых радужных надежд нет. Цены подняли, потому что дорога нашим товарам открылась на российский рынок, и на нас это тоже отразилось. Причем цены подняли в 2-3 раза, а зарплаты процентов на 20.
                *****
 
                Коррупция — это не война.

        Давняя знакомая еще по Горно-Алтайску, Елена, приехала из Херсона одна, без мужа, и не на автомобиле, а на автобусе. Говорит, что на границе отбирают машины, а в автобусах выискивают и забирают в армию мужчин от 18 до 50 лет. Она живет в сельской местности уже 9 лет, работает преподавателем фортепиано в музыкальной школе. Кроме нее, русских там почти нет, но до недавнего времени и в общении, и в работе все было нормально. Вот небольшие, несколько отрывочные фрагменты нашего разговора о том, как она оценивает последние события. Хотя она несколько раз оговорилась, что это лишь ее мнение, а она недавно живет в Украине, но считает, что так думают многие. И еще очень просила не называть фамилию и даже район и не выкладывать аудиозапись разговора в Интернет.

- Ко мне всегда хорошо относились, директор даже просила меня вести уроки на русском, так как в деревне говорят только на украинском, - чтобы дети привыкали. Ведь они учат русский как иностранный. А теперь нам говорят, что мы сепаратисты... Возникает ощущение, что приезжала я совсем в другую страну. Рада за крымчан и не понимаю, почему Украина так оскорбилась. Крым не аннексировали, он сам ушел. Это как развод. А Украина из ревности засыпала канал...

- Кругом все говорят, что Украина отдыхать в этом году не приехала, туристический сезон в Крыму сорван. Это что, патриотические чувства?

- Да люди просто боятся. Машины останавливают и отбирают, людей высаживают, хорошо если не избивают. Таких случаев много. А те, кто едет из зоны военных действий, вообще подвергаются большой опасности — там и машины, и автобусы бомбят. В Херсоне, правда, все тихо...

- Лена, каждому издалека кажется, что где-то хорошо. Та Россия, что показывают по ТВ, это картинка, далекая от реальности. У нас люди пищат под бременем коммунальных платежей, все кругом платное, цены высокие, коррупция.

- Я долго жила в России, у меня нет иллюзий, но там нет хотя бы такого притеснения, как здесь, на национальной почве. Когда я приехала, еще застала золотое время — цены низкие, зарплаты такие же, как в России. Постепенно становилось все хуже, законы не работали... Потом победил Янукович.

- Значит, копилось недовольство и не случайно произошел этот социальный взрыв?

- Это не социальный взрыв, это спланированная извне акция, та же революция, которая искусственно сделана на Востоке. Кто-то просто сыграл на волне недовольства. Майдан в январе уже готов был разойтись, все пошло на спад, Янукович готов был к переговорам, но это уже никому было не нужно. Они кричали «Мы делаем революцию!» И они ее сделали. Но улучшения таким образом никогда не происходят — они происходят только путем реформ, работой государственной власти. Любая революция снизу заканчивается хаосом, гражданской войной и полным разорением. Страна делает виток и приходит к варианту гораздо худшему, что, собственно говоря, у нас и происходит. Я консерватор, я против революций, и Боже сохрани, чтобы в России вы что-то такое «замутили»!

- Ты говоришь, что сильно изменилось отношение к русским.

- К людям нет, а к российской государственной машине — да. Такие настроения создаются украинским телевидением и пропагандой. У нас даже плакаты везде висят «Путин, вон из страны!» Это ужас полный. Я знаю, что Донецк и Луганск очень ждали, что придут русские и их спасут. Ужас в том, что люди сейчас гибнут, а ничего не происходит... Это геноцид. Ведь когда в Грузии был конфликт, ее же отстояли. А Украина чем хуже? Это очень больно, сердце на разрыв... Ведь речь идет только о двух областях, их нужно спасти!

- Но ведь международные нормы либо соблюдаются, либо нет. Где две области, там потом вся страна...

- Да, это безумно сложно, такие решения принимать, но я знаю, что огромное количество людей спрашивают друг друга по всей Украине: «Когда наши придут?» Здесь произошло разделение нации на генетическом уровне: одни могут вот в этом жить, а другие - ни за что, никогда. Никакой свободы и демократии нет и в помине! Скольких людей по политическим мотивам уволили, сняли с работы, а в тюрьмах сколько сидит! Даже на телевидении как-то прозвучало, что всех прорусски настроенных учителей надо уволить. А по одному из украинских каналов выступал какой-то деятель (я сама это видела), и он сказал: этих людей четыре миллиона, они с нами не согласны, значит, их надо всех убить. Так и сказал. И это политика страны — несогласных уничтожить. Премьер-министр назвал ту категорию населения, кто хорошо относится к России, «недочеловеками». У нас все живут в страхе, боятся что-то лишнее сказать. Неужели вы думаете, что нужно было отдать Крым фашистам? Здесь тоже сейчас лилась бы кровь. Я считаю, что Крыму очень повезло. И Россия не должна спокойно смотреть, как русских убивают. Государство, возникшее путем вооруженного переворота, это не государство. Что, теперь, как в Чили, будем ждать, когда появятся пирамиды из черепов и костей?

- Точку "невозврата" определить трудно. Многие считают этой точкой действия России.

- А другие считают Майдан. Пусть бы досидел законно избранный президент свой срок. Ну, коррупция, это болезнь всего постсоветского пространства. Коррупция — не война. Революция — не способ борьбы с коррупцией. Это способ отбросить страну на много лет назад и привести ее к варварскому состоянию одичания, что у нас и происходит. Везде бандиты повылазили, все темные силы наверх полезли на плечах обывателей, которые лезут в политику, на их идиотизме и тупости.

- Во все времена в любом обществе есть часть населения, которая по своему социальному положению и складу характера стремится к разрушению. Для чего и существует нормальная государственная власть — чтобы сдерживать эти инстинкты.

- «Если ты в молодости не был революционером, у тебя нет души, если же ты к старости не стал консерватором, у тебя нет мозгов», - сказал Уинстон Черчилль, и я с ним согласна. В данном случае произошел сбой по вине Януковича. Он должен был действовать жестко, ввести войска и остановить эти 100-200 человек. Результат: три месяца, и страны нет. Наверх вылезли целые фашистские организации. Какое отношение это имеет к демократии? Им не дали устроить погром на концерте Ани Лорак, милиция защитила, так теперь этих милиционеров будут увольнять, потому что они превысили полномочия. Это демократия? Чтобы о чем-то судить, это на своей шкуре надо испытать!
         Большой ошибкой нового правительства стал запрет русского языка — это все и взорвало. Если бы не это, то и Крым бы не ушел. Равновесие нарушить очень легко... Людей задели в их самых лучших чувствах, ведь здесь многие считают себя русскими, любят Россию, имеют там родных и друзей. А сейчас вот поезжайте в Западную Украину и поговорите с людьми на русском — где вы будете?
         Многие так думают, но молчат. Все боятся. Вставать, идти, бороться можно тогда, когда есть уверенность, что тебя за это не убьют. А здесь... Здесь никто не имеет права на иную точку зрения, это теперь унитарное государство. До переворота было не так. И не получается от этого абстрагироваться, жить в своем мире. Болит душа...

сентябрь 2014 г.
Марина МАКСИМОВА