Глава 1

Эдвард Вашгерд
Предки   лезли   на   Север,  на  Восток  был   поход
Мир  весьма   изменился,  и   мужик  стал  не тот
В тёплый  климат  столицы, нам не  нужен исход
На Крайний Север стремиться, надо рот-перерот!



Чиновники начинали одолевать даже старателей, а объектов золотых, серьёзных, для обеспечения всех их чиновничьих «хотелок» не было. Попробуй-ка, возьми – оформи, придуманные ими же, окаянными, бумажки, да согласуй у них же, а сам умудрись, в накладе не останься, и семьям своих людей жизнь достойную обеспечь! К слову сказать, чиновников и бумажек, с согласованиями разными в те времена было раз в двадцать меньше, чем сейчас. Но власти «легитимной» виднее, правда, не в курсях она, откуда в хлебе дырочки!. Тем паче, для того, что бы упрощать, голова нужна, а что бы усложнять ума большого, ведь и не надо. Не ищи логики в наших законах, читатель! ЕЁ ТАМ НЕТ! Власти нужны, всегда, дураки виноватые, с властью во всём согласные – ими легче управлять. Дала им власть квартирку уязвимую, или купили они её, не важно! По газу и воде, канализации, розетке электрической, или по лифту, в конце концов, «собственность» вожделенная уязвима. Да и находится она, на одном конце города, гараж на другом, а дача, за три часа, на электричке переполненной, в третьем. Дача, вообще ход особый, у власти был. Народу, кусок земли, по которой ностальгирует память человеческая, давали или в болотине, или на косогоре, градусов в пятнадцать, по склону.  Да, от станции минут сорок, на «дачу» пилить, да с грузом на горбу трудовом! Какие несогласные?! Какие площади?! Когда, поздно вечером, в воскресенье, с грузом, он ноги до дома тянет. А без дачи детей и не прокормить, не даёт власть, зарплате расти, народ-то сытый, думать начать может. Вот они и согласные, что на «старом бланке», в налоговой, что–то распечатали. Виноваты, и каются. Готовы они и штрафы платить, и макулатуру плодить. Как бы то ни было, а жить становилось заметно сложнее. Бумага начала останавливать страну. Было от чего, и о чём задуматься.
В Объединении «Енисейзолото» прошёл слушок, и даже не слушок, а ветерок, какой-то свежий, что на Севере Дальнем, на Хатанге где-то, на 72-й параллели, нашли геологи местные золото какое-то охальное. Что нашли, и где это, толком никто, ничего и не знал, но шуматок уже пошёл: Сабыда, что ли? В артели «Южной» с сырьевой базой было совсем уже худо. А, может уже на Севера подаваться?! К океану, ближе? И случай тот, который запросто не случается, не заставил себя ждать. Подвернулся фарт!
Три работавшихся в артели «Южной» объекта, расположенных в треугольнике со стороной в шестьсот километров, кого угодно измотают и разорят. Да и золото, на объектах этих, было сплошь трудовое: то валуньё, то болотина - балахтина, то глина такая, что впору кирпичный завод ставить, и вообще уже не смешно - металл в трёх районах добывать, да со всеми ладить! Да, и попробуй, уложись-ка в срок, на  россыпухи все эти, по новым веяниям, бумаги все оформить – инспекторы и надзор в очереди стоят, «на прокормление семей», не говоря уж о лесниках, ментах, пожарниках и прочих, до поживы охочих! Работой заняться некогда - встречай, да провожай. Вот и решил тогда главный инженер артели на разведку сходить. Разузнать, что почём. Было ему, без малого, тридцать лет, самый возраст, так сказать. Примчался он с рудника в Красноярск, как обычно часов в шесть, загрузил одежду свою, командировочную, в стирку, помылся – побрился, переоделся в спецодежду городскую – костюм тройку с рубахой белой, да с галстуком ярким, начистил обувь. И спать охота, да артель поднимать надо! Вылетёл на городской автобус. По пути на остановку, он заметил, что девки встречные, как то, сильно по  доброму, улыбались ему. Неужто, я так красив, подумал молодой старатель. Много позже, заметил он, что забыл застегнуть шеренгу, на брюках. По старой примете, если где-то прокололся, с утреца, то к вечеру невероятно повезёт! Это, уж точно!
К десяти утра, как и положено, он был уже в Объединении геологическом. Объединение то, не маленькое было, по всей территории края  работало. Прошёл, осмотрелся. По вестибюлю, народ какой-то тревожный прохаживается. По виду внешнему, ему вроде бы и нужный. Они курить, и он за ними, они в сортир, и у него нужда! Подсматривать, подслушивать, да выводы делать надо. Одно слово: Операция-информация! В разведке ведь, хоть геологической, хоть фронтовой, наружное наблюдение дело наиважнейшее. Если не главное. Опосля уже, сведения,  добытые в боях, разбирай, да анализируй. По ночам бессонным, от возбуждения дня пережитого, себя допрашивай, всё ли учёл, всё приметил, ничего не пропустил?! Пригляделся старатель, прикинул – А, ведь они это, родимые. Однако с  Севера Крайнего люди. Один, из них в верхней одежде, ещё был. Каэшка, ушанка, унтайки…. Они!  Видать птицу по полёту, а какую, по помёту! Нашего поля ягода. Одного кулака пальцы.
Выплывает в вестибюль секретарша геологическая, вышколенная:
- «Товарищи! Кто к главному геологу на совещание, проходите, пожалуйста…!» Ну, товарищи те, северные, и потянулись, в кабинет главного геолога объединения «Красноярскгеология». Старателю-то нашему, сиротинушке, куда деваться?! Куда все – туда и он. На миру и смерть красна! За ними, «морожеными», настороженными! Во всю свою головушку. Выручай случай! Вытягивай колоду, фарт, да молоду!